Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 767 постов40 подписчиков
Всяко-разно
11
23:06, 14 февраля 2017

Беседка nasreddina: М.Телибеков о последнем оружии «пролетариата»

Blog post image

Изначально эта беседа готовилась для YVI, но в процессе её попросил опубликовать Резонанс. KZ, но там беседа вышла в сокращенном виде и с некоторыми неточностями. Публикую полную и точную версию здесь. Сегодня в нашей беседке лидер Союза Мусульман Казахстана - Мурат Телибеков.

Николай Чумаков: Около 12 лет моей жизни прошло среди оппозиционного движения. Там я встретил много умных и достойных людей, которых за многое можно уважать. Но что меня всегда печалило, так это удивительно-однообразное ведение политической игры. Взять людей с обоих сторон баррикад, да что людей, сами политические программы — они похожи друг на друга до идентичности. Да, с одной стороны уклон в авторитаризм, с другой — стремление к парламентаризму, но для обывателя эти различия едва различимы. С обоих сторон люди в одинаковых костюмах, с одинаковыми прическами и, часто, одинаковым мышлением. Когда я впервые узнал о вашей деятельности, то подумал, что вот он, свежий глоток воздуха, вот он, человек адекватно воспринимающий сегодняшнюю политическую реальность. Вам не кажется, что в условиях, когда большинство больше не имеет возможности влиять на власть в стране,  смех - это последнее оружие «пролетариата»?

Мурат Телибеков: Спасибо за добрые слова. К сожалению, в последнее время мне больше приходится слышать проклятия и ругательства в свой адрес, чем слова одобрения. Стараюсь не унывать, ибо в сегодняшней жизни так много грустного. Я часто вспоминаю слова одной знаменитости, не помню его имени: «Если хочешь судить справедливо, суди с любовью». Думаю, что в любом смехе всегда больше любви, чем ненависти. Смеющийся человек становится мудрей. Вы упомянули оппозиционное движение. Мне не нравятся крайности в суждениях. Во власти и в оппозиции много разных людей. Там немало порядочных людей, но встречаются мошенники, аферисты и спекулянты. Пролетарии встречаются по обе стороны баррикад – такова особенность нашего времени. Если говорить о последнем оружии, то боюсь, что вскоре может выйти закон, регламентирующий нормы смеха в общественных местах.

Николай Чумаков: Юрист Евгений Танков, прославившийся тем, что устроил «символическую дуэль» на мухобойках с судьей Араем Алшинбековым в зале суда, в прошлому году вышел на свободу. Посмотрев ранние его интервью, можно услышать чуть ли не прямое цитирование «Того самого Мюнхгаузена», т.е. апеллирование к смеховой культуре. Да и сама, по сути шутовская «дуэль», весьма болезненно была воспринята властью. Задача смеховой культуры, сатиры, была и есть в десакрализации. Власть почувствовала насколько серьезно это покушение, поэтому и впаяла Танкову отнюдь нешуточный срок. Вы себя позиционируете, как мусульманина. Насколько смеховое начало в вашей деятельностью совмещается с требованиями ислама, по сути, сакрализирующего власть?

Мурат Телибеков: Вы затронули важный вопрос. Действительно многие люди воспринимают религию как символ сурового аскетизма, неприемлющей юмор. Я думаю, что это глубокое заблуждение. Все создатели великих религий были  людьми во плоти, которым не чужды простые человеческие чувства. Они смеялись, грустили, любили и ненавидели. Все эти факты можно без труда обнаружить в жизнеописаниях. Что касается Танкова, то при всех моих симпатиях к нему, следует признать, что он переступил  границы дозволенного. Это был слишком грубый юмор. Мы живем в реальном мире и нельзя игнорировать его законы.  Ест такое понятие  - «игра на грани фола». Танков решил переступить эту грань. Реакция была жесткой и последовала незамедлительно.

Николай Чумаков: Тут, как мне кажется, вопрос еще и в том, что смех выведен за границу повседневной жизни, рассматривается, как нечто несерьезное, хотя в истории человечество немало фактов, когда смех был более грозным оружием, чем пушки. Современный человек не может отличить сакрального от святого. Сакральное включает в себя святое и грешное, халяль и харам, кашрут и треф, возвышенное и смешное, как взаимодополняющее. Сакральное противопоставляется не грешному, а профанному. Профанное же торжествует, в том числе, и в казахстанском политическом дискурсе.

Только в профанном дискурсе мог появится Закон «О лидере нации». Смех рассматривается не как очищающий элемент, а попытку покушения на власть. Вы предлагали ввести в наших учебных заведениях предмет «Юмористика». Понятно что это шутка. Но все же. Вы, думаете, что чувству юмора можно научить, если не будет сдвигов на более глубоком, ментальном уровне?

Мурат Телибеков: Это опять таки шутка. Смех – рефлекс, такой же как реакция зрачка на свет или выделения слюны. Как можно научить рефлексам?! Феномен заключается в том, что люди утрачивают  чувства, изначально заложенные природой. Может быть это продолжение эволюции и гомо сапиенс превращается в нечто иное? Не знаю. Но меня пугает это явление. Порой приходится с привычного человеческого языка переходить на иной, чтобы объяснить людям очевидное. Это тревожный процесс. Он влечет за собой серьезные последствия.  Происходит эрозия фундаментальных ценностей, которые цивилизация вырабатывала тысячелетиями. В обществе стало много лжи, слишком много лжи. Ее без тени смущения проповедуют с высоких трибун, этому учат в школе. Ложь стала нормой жизни. Но это не самое страшное. Когда в наших родильных домах появились платные VIP-палаты, я понял, что с самого рождения ребенку определяют социальный статус. Человек еще не появился на свет, но уже подвергается дискриминации.

Николай Чумаков: После того, как nur.kz опубликовал мое предложение ввести модернизированное многоженство в Казахстане, когда несколько жен будет содержать одного мужа, к статье посыпались сотни комментариев. Из этой сотни, может быть, было всего пару комментов, где люди адекватно восприняли информацию. Большинство же вполне искренне возмущались. Ваше предложение ограничить продолжительность жизни многие восприняли всерьез. Как вы думаете, откуда такое отсутствие чувства юмора у нашего народа?

Мурат Телибеков: Технократическое общество таит в себе много опасностей, о которых мы даже не подозреваем. Я много лет преподавал в университетах и видел как меняется умонастроение молодежи. Да, они сегодня более эрудированные, свободные, продвинутые… Но у них наблюдается некая атрофированность чувств. Более того, на мой взгляд притупляются даже некоторые основные инстинкты. Возможно именно в этом причина роста уровня суицида в стране. Как бы это грубо не звучало, но общество глупеет. Людьми сегодня легко манипулировать. Я думаю, что в определенной степени на психологию оказал влияние  большой поток визуальной информации, поступающий из интернета. Одним движением компьютерной мышки можно получить огромное количество  всевозможных ощущений. Нет необходимости прибегать к интеллектуальным усилиям – просто сиди и созерцай.

Николай Чумаков: Мне интересна в этом плане молодежь. Ирония и сарказм перемноженный на здоровую агрессивность, всегда были свойственный молодежи. Но всяким там мурагерам и молодежным крылышкам "Нур Отана" приходится нервно курить в туалете, подыхая от тоскливости и убогости своей "общественной" деятельности, когда они узнают о том, какой на самом деле может быть молодежная политика. Например, Youth International Party, т.е. "Международная партия молодежи"  более известная, как движение "хиппи". Была организована Джерри Рубином, Эбби Хоффманом и Полом Красснером в 1967 году. В 2001 мне посчастливилось встретиться с Э. Лимоновым, тогда я, как тысячи других молодых и агрессивных потянулись в НБП. Кто-то под влиянием Лимонова, кто-то - Летова. Тогда НБП была на подъеме, и каждая акция партии отличалась той самой молодежной агрессивностью, жизнелюбием и во многом юмором. У нас, в Казахстане, я не встречал таких проектов. Быть может, только канувший в лету  проект «Нур Отара». Почему наша молодежь не способна выйти за рамки стереотипов, это результат менталитета?

Мурат Телибеков: Мне трудно понять это явление. Я встречал немало молодых людей, получивших прекрасное образование в лучших европейских и американских университетах. Казалось бы они должны привнести в общество дух свободы, демократии, вольнодумства. Но как только они возвращались в Казахстан, то вновь превращались в доморощенных феодалов, нетерпимых, жестоких, ограниченных. Они привозили с собой европейские костюмы, ювелирные украшения, американские гаджеты, но отнюдь не хорошие манеры. Конечно же, национальный менталитет оказывает влияние, но в большей степени  играет роль политический климат в стране. В России больше свободы, это надо признать, поэтому общество более разнообразно, люди могут позволить себе генерировать новые идеи, открыто выражать свои чувства.

Николай Чумаков: Парадоксально: чем более авторитарен режим, тем более ярким цветом расцветает сатира. А вот сатирические партии наоборот — активны только в свободных обществах. «Официальная чудовищная бредовая чокнутая партия» в Британии пользовалась и пользуется популярностью, Партия «Носорог» в Канаде, во времена свободы в России была «Партия любителей пива», из которой вышли такие  известные личности, как председатель партии «Народная воля» Сергей Бабурин, первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин, глава администрации Приморского края с 1991 по 1993 год Владимир Кузнецов. И таких партий были и есть почти в каждой европейской стране. Они не только смешат, но и проходят в органы власти. Так благодаря ОЧБП у британцев появилась возможность голосовать с 18 лет, были введены паспорта для домашних животных, а некоторые из членов Официальной чудовищно-бредовой партии стали мэрами и депутатами муниципалитетов.

"Лучшая партия" - исландская политическая сатирическая партия на местных выборах в Рейкьявике в 2010 году получила шесть из пятнадцати мест в городском совете, а Йор Гнарр — лидер партии- стал мэром. Результатом правления его партии было полное реструктурирование финансов, были построены десятки километров велосипедных дорожек, а также была проведена реорганизация школ. Рост туризма в Рейкьявике составил 20 %.

Незадолго до подготовки вопросов к этой беседы я пытался поговорить на эту тему с Георгием Делиевым — создателем комик-труппы «Маски», который несколько лет назад пытался создать сатирическую партию Украины. Но она не прожила и трех месяцев. Скажите, почему на постсоветском пространстве сатирические партии не появляются, а если появляются, то не приживаются?

 

Мурат Телибеков: Причина в нетерпимости властей. Оригинальность, дерзость и самобытность можно демонстрировать в строго ограниченных рамках. Можно сколько угодно говорить о спорте, дорожных происшествиях, защите животных и насекомых, сексуальных меньшинствах, защите прав детей, женщин, инвалидов. Но как только появляется хотя бы намек на политическую активность, инициатива решительно пресекается. Стоило мне принять участие в президентских выборах, как передо мной мгновенно закрылись двери всех университетов, в которых я преподавал. Общество запугано. Страх сквозит в каждом человеке. Мы пытаемся его преодолеть. Надеюсь, что однажды этот ледниковый период закончится и сможем вновь выпрямится в полный рост.

Николай Чумаков: Ваша акция с подарком барана акиму Алматы - барана в обмен на отопление уже стоит на грани политического акционизма. Как вы относитесь к этому виду искусства, стоящего на грани с политикой. Например, интересно было бы узнать мнение об акциях того же Павленского и Pussy Riot?

Мурат Телибеков: Я бы не стал делать нечто подобное в мечети или православном храме. Религиозные чувства – это святое. Можно не соглашаться, возражать, но есть границы, которые не следует переступать. История с бараном у многих вызвала осуждение. Но это было не искусство, поверьте мне. В этом событии главное заключалось в том, что мы достигли мгновенного эффекта. В  тот же день в  холодных домах появилось тепло. Тогда я чувствовал себя в больше степени врачом, чем протестующим политиком. Необходимо было  найти верное лекарство и приложить к нужному месту. Кажется, у меня получилось. Аким мгновенно выздоровел, у него проснулась совесть, а зрение и слух приобрели прежнюю остроту. Он услышал голоса с улицы и увидел то, чего раньше не замечал.

Николай Чумаков: Один знакомый привел в качестве доказательства упадка западных ценностей карикатуру на утонувшего мальчика в "Шарли". На мой взгляд, эта карикатура в любой системе ценностей является аморальной, но такие карикатуры (и не только) необходимы. Никого не волнует давно, что тысячи детей по всему миру гибнет ежедневно, но стоило только над этим посмеяться, как миллионы вспомнили о ценности жизни, то, что было заученной формулой, вдруг обрело живой смысл. Но тот, кто тыкает людей в их же собственное дерьмо, должен стоять вне моральных систем, за это и получать затрещины со всех сторон (от тех, кто послабее в виде обвинений в желтизне, от тех, кто посильнее, в виде автоматных очередей). Как вы считаете, должна ли быть у сатиры граница, за которую она не может переходить? И может ли нарушения табу, служить укреплению и обновлению ценностей: нравственных, социальных, политических?

Мурат Телибеков:  Конечно же, границы существуют везде. Более того, есть универсальный  кодекс поведения,  нормы морали, которых придерживаются люди вне зависимости от культурных и национальных традиций. На мой взгляд, «Шарли» в своих карикатурах часто переступает эти границы и в результате общество больше теряет, чем приобретает. Нельзя порядочную женщину публично назвать распутницей, нельзя глумиться на смертью человека, нельзя смеяться над больным ребенком, нельзя оскорблять религиозные чувства… Это азбучные истины. И никакие благие намерения не могут служить оправданием.

 
11