Мюзикл «Hamilton»: Как творить историю

Clair-de-la-Lune 2017 M02 8
627
1
10
0

Мюзикл-феномен, в одночасье покоривший Бродвей, Нью-Йорк, а затем и весь мир. Кто бы мог подумать, что история отцов-основателей США может быть столь интересна - и рассказана с помощью хип-хопа...

Если успех "Ла Ла Лэнда" кажется вам невероятным для мюзикла, то вы попросту не слышали о "Hamilton" ("Хэмилтон" или "Гамильтон", как вам больше нравится). За какие-то два года одна театральная постановка успела стать общепризнанным культурным феноменом, перевернувшим мир музыкального театра, а ее создатель Лин-Мануэль Миранда (автор песен для недавней "Моаны") успел прослыть "Шекспиром нашего времени" (чего бы там Канье Уэст не говорил).
16 номинаций на высшую театральную премию „Тони“, из них 11 побед, в том числе за „Лучший мюзикл“, Пулитцеровская премия за лучшее драматическое произведение, и премия „Грэмми“ за лучший альбом. Билеты на спектакль (а их идет по 8 в неделю) раскуплены на месяцы вперед. Даже если вы не любитель мюзиклов, или не являетесь поклонником хип-хопа (как я), вы все равно найдете в нем нечто удивительное - интересных героев в эпоху перемен, красивую историю любви и дружбы, прекрасную музыку и великолепную, всесокрушающую мощь слов. Это и впрямь Шекспир, хотя и в более современном изложении.

В 2009-м году во время музыкально-поэтического вечера в Белом Доме на сцену вышел 28-летний Лин-Мануэль Миранда, уже тогда считавшийся новой надеждой Бродвея за свои предыдущие работы (в частности, мюзикл "In the heights" полностью его авторства уже был признан "Лучшим мюзиклом 2008 года"). Однако вместо объявленного номера из "In the heights", Миранда решил зачитать нечто совершенно новое, над чем только начал работать. "Это история о человеке, который, по моему мнению, олицетворял собой хип-хоп. Я говорю о первом секретаре Казначейства США - Александре Хэмилтоне. Можете смеяться сколько угодно - но это правда". Конечно, все посмеялись - но, как оказалось, поспешили. Потому что тогда они впервые услышали то, что спустя 6 лет станет одной из самых популярных композиций мюзикла - открывающий номер, "Alexander Hamilton".

Александр Гамильтон был единственным эмигрантом среди отцов-основателей и, в отличие от всех остальных, родился и рос в бедности. Внебрачный ребенок, сирота с малых лет, своим умом и упорством пробивший себе дорогу сначала в Нью-Йорк, на стипендию в Королевский колледж (будущий Колумбийский университет), а затем ставший одним из активных вдохновителей идеи борьбы за независимость. Дальше - больше: правая рука Джорджа Вашингтона, герой сражения в Йорктауне, ставшего одним из решающих в исходе Войны за независимость, а по ее окончании - первый министр финансов и первый секретарь Казначейства США. Основатель современной банковской системы, разработчик комплекса мер по стабилизации экономики, которые и по сей день принимаются в случае финансового кризиса. Прирожденный оратор и мыслитель. Единственный из отцов-основателей, погибший до 50-ти лет, и не своей смертью - был застрелен на дуэли своим давним знакомым и политическим соперником вице-президентом США Аароном Берром.


Александр Гамильтон и Лин-Мануэль Миранда в образе (справа)

Удивительная личность с удивительной биографией, о которой, до недавнего времени, большинство знало лишь по портрету на 10-долларовой купюре. Впрочем, только до недавнего времени.

Биографию Гамильтона авторства Рона Чернова Лин-Мануэль Миранда купил в аэропорту перед отпуском. Прочитав всего пару глав, он кинулся искать упоминания о существующих театральных постановках о жизни Гамильтона - и не нашел ни одной. В конце 2013 года Миранда представил публике первые готовые номера (весь первый акт и 3 номера из второго) на одном из театральных фестивалей, наделав много шума показанным материалом.  
Постановка открылась в офф-бродвейском Общественном театре 17 февраля 2015 года. Из-за большого интереса к спектаклю прокат пришлось продлевать дважды. Затем «Hamilton» переехал в бродвейский театр Richard Rogers Theatre, где с августа 2015 года идёт его стационарный прокат.

При всем уважении к своим отцам-основателям, в числе которых Джордж Вашингтон, Томас Джефферсон и Бенджамин Франклин, американцы воспринимают их как портреты на стене, от которых веет школьной скукой. Напудренные парики и сюртуки, величавые позы и набившие оскомину истории покрыли их толстым слоем хрестоматийного глянца и пыли. Трудно представить за всем этим "нафталином" живых людей, какими они были - несовершенными, спорящими, думающими, мечтающими и любящими. И если вы решаетесь оживить историю - делайте это максимально хорошо.
Если герои истории - революционеры, построившие страну заново, они обязаны быть не только вояками, но и мыслителями, ораторами. А что в рамках музыки воплощает ораторское искусство лучше, чем хип-хоп? Все эти люди - Вашингтон, Джефферсон, Гамильтон, Мэдисон, Берр - здесь, перед вами, ведут войну и побеждают, пишут конституцию и спорят об экономических реформах. И все это - не в ущерб исторической правде.

Яркая, громкая, эффектная и в чем-то даже агрессивная постановка. Актеры со сносящей все на своем пути энергией и убедительностью выдают миллионы слов, бьющих без промаха, и все это вкупе со светом, хореографией и сдержанными декорациям превращается в невероятное, искрящееся по энергетике зрелище.

Одна из сцен мюзикла - финал войны ("Yorktown/The world turned upside down") :

Музыкальная часть шоу состоит из уникальной смеси хип-хопа, R&B, дэнсхолла, фанка, регги, соула, джаза, и даже брит-попа, индастриала и техно. В композициях встречаются отсылки к известным композициям таких артистов и групп как Notorious B.I.G., Jay-Z, Beastie Boys, Eminem, Mobb Deep, A Tribe Called Quest и другим.

Больше того, каждый из героев характеризуется не только манерой пения и речью (к примеру, тот же Джордж Вашингтон отличается среди прочих куда более мелодичным, "высоким" слогом), но и музыкой. R&B в духе Destiny's Child - для трех сестер Скайлер, одна из которых станет женой Гамильтона ("The Schuyler Sisters"), для Томаса Джефферсона, который существенно старше остальных героев - традиционные южные афро-американские мотивы (регги и джаз "What did I miss?"), издевательски страстная любовная поп-баллада в духе Элтона Джона - для британского короля Георга III ("You'll be back").

Взгляните на две композиции, переходящие одна в другую - "Aaron Burr, sir" и "My shot". В них впервые встречаются будущие герои войны за независимость - Гамильтон, Берр, маркиз де Лафайет, Геркулес Маллиган и Джон Лоуренс. Последние трое представляются, исполняя "новичковый" рэп в стиле 80-х: "I’m John Laurens in the place to be!". И когда представляется Гамильтон: он настолько "впереди" всех, его слова льются потоком, отличаясь куда более сложной рифмой и совершенно иной читкой:

Основное повествование в мюзикле передано в руки протагониста/антагониста (смотря с какой стороны смотреть) и главного политического соперника Гамильтона - Аарона Берра. В течение всего действия мы постоянно видим взаимодействие этих героев - на нем построена большая часть истории. Оба, хоть и имеют схожие цели, действуют совершенно по-разному: Гамильтон, идущий напролом, не боящийся рисковать и наживать себе врагов, и куда более осторожный и изворотливый Берр.

Герои постоянно противопоставляются один другому. Есть лишь один номер, где мы видим, как они на самом деле похожи: "Dear Theodosia" - проникновенная и трогательная колыбельная, в которой оба обращаются к своим детям. Мы видим и схожее детство (оба были сиротами) и одинаковые стремления.

Несколько самых ярких и удачных номеров (и в плане сценографии, и особенно в плане лирики) исполняются именно Берром - "Wait for It", полюбившаяся всем и сразу, и совершенно невероятная "The Room Where It Happens".

О второй стоит сказать отдельно: после весьма жарких споров касательно создания единого нац. банка ("Cabinet Battle#1"), Гамильтону нужно перевести на свою сторону нескольких весомых оппонентов. Томас Джефферсон и Джеймс Мэдисон соглашаются на разговор, в результате которого Гамильтон получит единую банковскую систему, а "южане" - столицу ближе к дому, на границе трех штатов. Однако эта история рассказывается не от лица Гамильтона, а от лица Берра, которого не было "в той комнате, где все происходило", что делает пересказ куда более ярким, эмоциональным и личным - здесь смешиваются зависть, негодование и амбиции ("Ведь в той комнате, где все происходит, посторонних не бывает"). Это тот момент, когда каждый понимает, что не добьется ничего стандартными методами, и решает отступиться от привычных способов действия, "заимствуя" у соперника его качества: "Что такое искусство компромисса? Это умение зажать нос и закрыть глаза".
И в музыкальном плане эта сцена прекрасна: она совмещает в себе хип-хоп, водевильную комедию, индастриал с new wave'ом, банджо и пианино в духе рэгтайма, вибрафон и фанфары из классических шпионских лент, госпельный хор с буги-вуги джазом. И да, под нее даже можно танцевать!

Недостаток для нашего зрителя/слушателя - спектакль американский, и чтобы до конца его понять, нужно ориентироваться в истории Штатов того периода (или хотя бы полистать википедию). Но разбираться интересно и увлекательно, ведь любая пьянка - это призыв к революции, заседание кабинета министров - самый настоящий рэп-баттл между оппонентами, где мимоходом упоминаются и Бостонское чаепитие, и восстание из-за виски, и первый экономический кризис. И вместе с тем - это история о великой любви и дружбе в эпоху перемен. А уж лирика "Hamilton" заслуживает отдельного изучения, причем как для начинающих изучать английский, так и для тех, кто уже хорошо знает язык: игра слов, афоризмов и выражений здесь - особенное удовольствие. На сайте genius.com ведется подробный разбор музыки и значения каждой композиции.

Идея "Hamilton" – показать зрителю тех, кого привыкли видеть в учебниках истории, реальными людьми из плоти и крови. Создать образ молодых отчаянных борцов за свободу, объяснить, почему они решились бросить вызов Европе и встать на самостоятельный путь, и, самое главное, почему у них это получилось. Но его основная мысль глубже – она в том, что, несмотря на наши различия, фундаментально все мы одинаковы: мы любим, верим, страдаем, мечтаем не потратить жизнь понапрасну и хотим максимально лучшей доли для наших детей. И даже столетия спустя ничего не меняется.

"Hamilton" - это история новых героев, подходов и подачи материала. И за всем этим стоит один человек - Лин-Мануэль Миранда, автор музыки, либретто, со-режиссер, со-продюсер и исполнитель главной роли. И это - новая эра Бродвея.

Оцените пост

10

Комментарии

0
Классный пост про классную работу. Мечтаю о дне, когда брошу работу и задействую что-то эпохальное... Мечты, мечты.
Показать комментарии