Yvision.kz
kk
BookVision
BookVision
616 постов4 подписчика
4
16:18, 19 января 2017

Глазами детей на суровую реальность: «Убить пересмешника»

Blog post image

Кто бы мог подумать, что детскую литературу можно соединить со взрослыми, далеко не шуточными темами? Рассказать историю маленьких детей, да при этом «капнуть» проблемы расизма и предрассудков? Это оказалось по плечу американской писательнице Ли Харпер в романе «Убить пересмешника». Опубликованное в 1960 году, это, по сути, единственное ее произведение выстрелило ярким фейерверком и уже через год получило Пулитцеровскую премию.

Произведение написано в жанре воспитательного романа. Сюжет автобиографичен и многие события действительно произошли с автором и ее семьей, в 1936 году в ее родном городе, в детстве.

Роман, несмотря на серьезность поднимаемых тем, увлекателен и читается легко. В центре событий - маленькие брат и сестра, Луиза (она же Глазастик) и Джим Финчи, попавшие в круговорот событий, нарастающих, как снежная лавина. Будет трудно не проникнуться симпатией к маленьким сорванцам, их безобидным проделкам, кажущимся им самим очень важными делами. Многие в них узнают себя в детстве. Blog post image

Игра «катание в колесе». Джим, друг Дилл и Луиза в колесе.

Blog post image

Джим и Луиза Финчи

Одно из самых «серьезных» дел - выманить из дома Страшилу Рэдли, которого боится вся детвора городка Мейкомба. В тоже время их отец адвокат Аттикус Финч берется за заведомо проигрышное дело – защитить чернокожего Тома Робинсона от несправедливого обвинения в изнасиловании, участь которого предрешена неумолимо настроенным против него обществом. С самими ребятами со взрослением происходит переосмысление многих вещей, и их не замыленный взгляд на жизнь приобретает нужный ориентир.

Этот роман, в основном, известен антирасистской темой, но он шире ее. Сама автор, устами героини, как бы на это намекает, задаваясь в начале произведения вопросом: с чего же все началось – с Юэлов, то есть, с процесса над Томом Робинсоном, или с того, что ребятам пришла идея выманить молодого самозатворника Артура Рэдли? То есть, акценты с ходу расставляются уже шире.

Проблема предрассудков - ей пропитана каждая строчка. Предрассудки о том, как должна вести себя девочка – она обязательно должна быть «леди», иначе «неодобрение общества», предрассудки о том, что чернокожие – по умолчанию обладатели массы негативных качеств, предрассудки о том, что, если кто-то ведет не похожий на тебя образ жизни, он сразу «нехороший» - это о Страшиле Рэдли. Причем, заметим, те же «негры» (в книге они так «неполиткорректно» и называются) сами страдают предрассудками в отношении Страшилы, боясь его настолько, что аж переходят на противоположную сторону улицы. Предрассудки, предрассудки… везде предрассудки.

В итоге, такой негативный ярлык мешает жить своей жизнью другим людям. И пойти против такой системы очень нелегко и даже - опасно, что выясняет на себе семья Финчей.

«Мужество - это когда заранее знаешь, что ты проиграл, и все-таки берешься за дело и наперекор всему на свете идешь до конца».

Blog post image

Сцена защиты Аттикусом Тома Робинсона от самосуда

Сам пересмешника я не видел, не водится в наших краях. Для меня он почему-то ассоциируется с нашим «земляком» скворцом - тоже способным подражателем. А есть еще и мастера-копировщики попугаи. Да сколько в мире таких пернатых подражателей? Поэтому, думаю, образ птицы как таковой здесь выбран не случайно – практически каждому читателю любой точки планеты он понятен и близок.

И среди людей такие «пересмешники» есть в любом селе и городе. Каждый человек сможет узнать в нем хотя бы одного знакомого. Практически повсеместно в ткань произведения вплетены мысли о неправильности жизни в целом социума и отдельных людей, руководствуясь предрассудками. Ведь жертвами предубеждений и становятся эти беззащитные пересмешники.

«Я впервые слышала, чтоб Аттикус про что-нибудь сказал — грех, и спросила мисс Моди, почему грех. — Твой отец прав, — сказала мисс Моди. — Пересмешник — самая безобидная птица, он только поёт нам на радость. Пересмешники не клюют ягод в саду, не гнездятся в овинах, они только и делают, что поют для нас свои песни. Вот поэтому убить пересмешника — грех».

Вместе с тем, на мой взгляд, прорисовка отдельных персонажей оказалось слабой. Особенно это относится к чернокожим героям – в чем-то их реализация схожа с реализацией в романе писательницы Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». Почти все они какие-то одинаковые, замученные гнетом белых, люди. Раскрыть их шире и разностороннее Ли Харпер словно мешает какая-то невидимая стена. Возможно, наложил свой отпечаток специфический вид сосуществования белых и черных американцев, дистанцирующихся друг от друга - тут уж не до заглядывания во внутренний мир «соседа». Ведь образ того же Артура Рэдли, которого мы видим только в финале, и тот через косвенные детали - тайные подарки в виде разных вещиц детям и другие моменты - передан довольно внятно. Либо, как говорится, автор задумал так.
Blog post image

Луиза и Артур Рэдли

В целом, книга прекрасно иллюстрирует на конкретных примерах опасные последствия предубеждения к чему-либо, при этом пропуская все это через призму детского взгляда, что делает чтение увлекательным.

По десятибалльной шкале я бы оценил его в твердую 9. А сколько дадите ему вы?

Blog post image

Ли Харпер

P.S Фото сцен с одноименного фильма «Убить пересмешника». Читая книгу, такими героев и представлял)

Роман экранизировали в 1962 году, при этом фильм «Убить пересмешника» c Грегори Пеком в главной роли удостоился трёх «Оскаров» - за лучшую мужскую роль, за лучший адаптированный сценарий и за лучшие декорации.

4
2008
3