Возрождение престижа класса «рабочих профессионалов»

Бота Жуманова 2017 M01 9
1188
43
33
0

В стране стало меньше тех, кто учится на рабочих специальностях. Только 22% казахстанцев считает образование в училище и колледже престижным! В той же Европе позитивный имидж рабочей профессии у 71%.

Из-за снижения демографии в стране стало меньше тех, кто учится на рабочих специальностях.

Во многих международных офисах можно увидеть эту популярную фотографию. Она из серии "Рабочие Нью-Йорка". На самом деле, это гимн рабочему классу, который строит небоскребы мегаполиса, их смелости, профессионализму. Мы восхищаемся тем, что построили эти работяги. Эти фотографии стали культовыми.

Но не в Казахстане, где культ реальной профессиональной компетенции убивался платными дипломами высшего образования и мифами о хорошей зарплате. В итоге, престиж специалистов рабочих специальностей упал в 3 раза по сравнению с тем престижем, которые рабочие специальности воспринимаются в развитых странах.

По итогам опроса ОЭСР 70% компаний Казахстана, участвующих в опросе, считают низкий уровень подготовки кадров серьезным препятствием для развития бизнеса. При этом понимание квалификации рабочих в системе образования разнится от того, что под квалификацией понимают на практике сами компании.

К примеру, рабочие кадры страны не владеют такими навыками:

1)       компьютерное проектирование

2)       опыт работы со сложными сварочными конструкциями

3)       не знают технического английского языка.

 

Таким образом, достаточно большой объем работников привлекается из-за рубежа. А именно ежегодно промышленный сектор Казахстана, в том числе нефтяная отрасль привлекает порядка 30 тысяч иностранных специалистов. При этом, уровень зарплат таких специалистов достаточно высок даже по сравнению с зарплатами «белых воротничков», сидящих в офисах.

С этого года обучение в колледжах станет бесплатным. Это хорошая новость. Вопрос в том, насколько полезным будет это образование.

Здесь главный вопрос – это поднять престиж обучения в колледжах в глазах населения и в целом поднять престиж получения конкретной рабочей специальности среди молодого населения.

Почему сначала престиж?

Потому что только 22% казахстанцев считает образование в училище и колледже престижным!

Это на фоне того, что в той же Европе, в странах Европейского союза позитивный позитивный имидж рабочей профессии у 71% населения.

То есть, в Казахстане просто-напросто немодно, непрестижно быть рабочим, в то время как в в развитых странах – рабочие специальности пользуются большим уважением. К примеру, в Австралии – строители – одна из самых уважаемых каст, которая пользуются многочисленными льготами и имеет авторитет среди населения.

Почему у рабочих специальностей нет престижа?

Одна из причин – это маркетинговые вложения университетов в идею того, что хорошая работа (высокооплачиваемая) может быть только при наличии высшего образования юриста или экономиста.

Вторая причина – это недостаточное финансирование самих профессиональных училищ по сравнению с развитыми странами, где иметь рабочую специальность – это престижно. Расходы на ТиПО в Казахстане в 2,5-3 раза ниже уровня расходов в развитых стран мира. В результате мы видим, что в колледжах нет хороших профессиональных программ, активных программ по работе с крупными работодателями, нет никакой связи с рынком труда и компаниями, которым требуются молодые специалисты.

К примеру, недавно моя подруга –основательница популярных городских заведений «Сова», ресторанов «Дедас Пури» и «Дедас и Вино» обратилась в один из колледжей, чтобы провести среди студентов целый курс по ресторанному делу.

Для чего?

Для того, чтобы повысить заинтересованность учащихся в развитии ресторанного дела в городе, в том, чтобы создать базу будущих работников, которые понимают все тонкости кухни и которым интересно работать не только в качестве шеф-поваров, но и с точки зрения управления целыми сетями.

Понятно, что в колледжах люди такого опыта – огромная редкость, более того, практик привлекла к курсу многих своих успешных коллег. В результате, колледж хочет продолжить сотрудничество, однако понятно, что для развития необходимо, чтобы в самом колледже появилась развитая инфраструктура – хорошее оборудование для кухни, банально даже тарелки для того, чтобы научить студентов правильной сервировки и обслуживанию гостей.

Без всего этого, невозможно создать системный сервисный обучающий курс. А ведь базово профессия официанта – это хорошая профессия, а не просто приработок в студенчестве, как на эту работу смотрят в Казахстане. Хороший официант просто на чаевых за хорошее обслуживание по словам моей подруги в ее сети зарабатывает порядка 200 тысяч тенге.

Это всего лишь небольшой пример того, насколько хорошо оплачиваются рабочие специальности, просто об этом мало кто знаете и всерьез рассматривает как профессию. А от этого страдает сервис, который мы хотим видеть в наших кафе и ресторанах, где молодые люди не то, что не умеют общаться с гостями, но даже не знают наизусть меню заведения.

И такая ситуация везде, где требуются рабочие руки. К примеру, проблема найти хорошего электрика, мебельщика или же человека, который сможет положить кафель. Проблема не в их количестве, а в качестве. Ситуация не лучше и в сфере высшего образования, где на рынке много юристов, экономистов, но лучших – пересчитать по пальцам максимум 10 хедхантеров.

По последним данным в Казахстане порядка 450 тысяч студентов получают образование в 780 колледжах. При этом, число тех, кто хочет получить профессиональное образование снижается из-за демографии.

Число молодых людей 15-18 лет (ориентировочный возраст обучения в колледжах при поступлении после 9 класса) сократилось к 2015 году на 4,4%, до 909,9 тыс. человек. Число молодых людей 19-24 лет (возраст, подходящий при поступлении в колледж после 11 класса) также сократилось - на 4%, до 1,75 млн человек.

Чтобы возродить и модернизировать систему технического и профессионального образования, Министерство образования РК разработало проект до 2020 года. Проект по модернизации реализуется за счет кредита от Всемирного банка.

Кроме того, теперь по законодательству каждый казахстанец может получить  гарантированное БЕСПЛАТНОЕ техническое и профессиональное образование с присвоением уровня рабочей квалификации.

Посмотрим, сыграет ли это на возрождении престижа «рабочих рук»?

 

Оцените пост

27

Комментарии

2
Очень хорошая новость. Я уверена, что это поможет!
3
Кадры решают всё.

Нынешний застой в экономике - прямая вина Министерства образования, которое за долгие годы без результативной работы уничтожило систему образования и науки в стране. Миллионы бездарей не могут найти работу, тысячи работодателей не могут найти работников и единственный виновник в этом - Министерство образования.

Никто понятия не имеет когда мы сможем восстановить нанесенный ущерб, и сможем ли вообще.
-1
Н - наивность. Смысл рабочей профессии в ее достойной оплате, которой в современном Казахстане, по ряду причин, в которые я углубляться не буду, быть не может. Оплата идет от объемов производства и реализации произведенной продукции и объема предоставленных услуг.
1
В Казахстане не работает программа профориентации, точнее ее нет практически. Каждый потенциальный абитуриент после 11 лет школы вынужден сам искать свое место среди специальностей, и в силу незнания того, что представляет из себя специальность, он или она выбирает что легче/круче/престижнее/знакомые сказали/все говорят/пример кого-то и т.д. в таком духе. В последнее время наметилась мода поступать на грант любой ценой, вне зависимости от того, нравится или вообще подходит ли специальность к человеку психологически. Большинство считают высшее образование рабочей специальностью, хотя это совсем не так.

Одним словом, абитуриенты не считают получение профессиональной специальности залогом хорошего трудоустройства. Также МОН не работает над ее популяризацией. Например, рабочих программистов или механиков не готовят в вузах, их готовят в колледжах. В программах вузов больше теоретической части и методики управления. Даже если обобщить проблему, не все абитуриенты могут потенциально освоить программу вуза либо будут просто незаинтересованы в обучении. Оттого и творится в вузах бардак, коррупция и невежество. Ее породили сами студенты в надежде решить свои нерешимые учебные проблемы, а руководство видит в этом неплохой заработок.

Считаю нужно ввести программу получения первой профессиональной специальности в школьную программу, тем самым продлить школу до 12-13 лет. Такой опыт давно прижился в некоторых странах ЕС. В итоге абитуриент гарантированно получает трудоустройство и не имеет задачи получать диплом за дипломом в попытке найти хорошее место под солнцем.
5
Заказчик профессий - это экономика.
Все говорят о дефицит рабочих рук.
Но почему постоянно бастуют строители на ЭКСПО?
Кто захочет туда идти?
Кто захочет идти в Жанаозень?
Где долгосрочный спрос на специальности?
Высококвалифицированные рабочие нужны на высокотехнологичных производствах. Их много в КЗ? Какой объем спроса?
Просто так махая минообразванием и выделение средств делу не поможешь. Будут те же сотни тысяч никому ненужных сварщиков.
Показать комментарии
Дальше