С нового года опыт подушевого финансирования начнется в 10 школах Алматы и Астаны

Бота Жуманова 2016 M11 30
1465
5
9
0

С 1 января 2017 года в 10 школах Алматы и Астаны начнется эксперимент по внедрению подушевого финансирования! В Казахстане уже более 60 школ работают по принципу "деньги идут за учеником"!

В Казахстане апробация подушевого финансирования как выяснилось, началась еще 3 года назад. В качестве пилота были выбраны 63 школы – больше всего в Южно-Казахстанской, Акмолинской и Восточно-Казахстанской областях. В этому году правительство решило, что с 1 января 2017 года в проект дополнительно войдут 5 школ Астана и 5 школ Алматы.

Об этом и том, что входит в норматив подушевого финансирования и получат ли его частные школы, рассказал президент АО "Финансовый центр" Аскар Ибраимов, единственным акционером финансового центра является Министерство образования РК.

- Каков размер подушевого финансирования на 1 учащегося в разрезе по классам? Бюджет на первоклассника будет, примеру, 1,000 тенге/мес., а для 11-классника – 10,000тенге/мес. Если будет разница, то за счет чего она формируется?

- Разница в финансировании первоклассника и одиннадцатиклассника варьируется в зависимости от количества учебных часов в неделю в соответствии с Типовыми учебными планами, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 ноября 2012 года № 500 «Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан»:

Среднее количество учебных часов (с учетом деления класса на подгруппы при изучении отдельных предметов) в 1-4 классах – 29,75 часов, тогда как в 10-11 классах – 56,25 часов.

- Есть ли более подробная расшифровка статей бюджета на каждого учащегося? Будет ли стоимость на каждого ученика одинакова для всех городов и районов?

- Механизм подушевого финансирования разработан для того, чтобы обеспечить прозрачный и нетрудоемкий расчет единого для всех школ подушевого норматива, где учитываются:

1)       оплата труда персонала;

2)       взносы работодателя и другие обязательные платежи;

3)       расходы на выплату пособий на оздоровление;

4)       учебные расходы и расходы, связанные с подготовкой и участием учащихся в научных, спортивных и интеллектуальных конкурсах и мероприятиях;

5)       расходы на оплату услуг почтовой и телефонной связи;

6)       на проведение текущего ремонта, содержание и обслуживание зданий, сооружений и технологического оборудования;

7)       расходы на приобретение товаров, необходимых для обеспечения деятельности организации образования (медикаменты, моющие средства, хозяйственные товары, инвентарь, канцелярские товары, дезинфицирующие средства и т.п.;

8)       оплата банковских услуг, связанных с произведением вышеуказанных расходов.

Стоимость каждого ученика одинакова по всем городам и районам. Однако, для школ, расположенных в сельской местности, к нормативу предусмотрен повышающий коэффициент, учитывающий доплату специалистам за работу в сельской местности и наполняемость класса. Также предусмотрен повышающий коэффициент к нормативу стоимости учащихся в классах коррекционно-развивающего обучения.

- Аналогичные вопросы по учителям, т.к. согласно программе на них тоже заложено – обучение, переквалификация и т.п. Какую часть государство будет также оплачивать?

- Расходы на повышение квалификации учителей осуществляются централизованно через Министерство образования и науки Республики Казахстан по отдельной бюджетной программе из республиканского бюджета и в норматив подушевого финансирования не входят.

- Программа запущена с 2011 г., обещано что в 2015г. будет ее испытание. К сожалению, нет публичной информации по этому поводу. Почему? В чем сложность рассказать об этом процессе подробнее, как это было сделано к примеру в России?

- В Казахстане апробация подушевого финансирования в 1-11 классах начата с сентября 2013 года в 50 пилотных школах в 4 областях республики (Алматинская (4 школы), Актюбинская (15 школ), Восточно-Казахстанская (12 школ) и Южно-Казахстанская области (19 школ)). С 1 января 2014 года в апробацию включены еще 13 школ Акмолинской области.

С января 2015 года Правительством РК принято решение о продолжении апробации подушевого финансирования среднего образования только 10-11 классов в 63 пилотных школах Республики.

В 2016 году правительством РК принято решение о возвращении в пилотный проект 1-9 классов, и с 1 сентября 2016 года апробация подушевого финансирования продолжена в 1-11 классах в тех же 63 школах.

Кроме того, с 1 января 2017 года в проект дополнительно войдут 5 школ г.Астана и 5 школ г.Алматы.

Информация о ходе апробации механизма подушевого финансирования размещена на сайте АО «Финансовый центр».

- Планируется ли инфраструктурное уравнивание всех школ? Чтобы все были конкурентоспособными, также как это было сделано к примеру, в России?

- Пока об инфраструктурном выравнивании школ речь не идет. Внедрение механизма подушевого финансирования является пилотным проектом до 2019 года.

- Есть ли подушевое финансирование для частных школ?

Согласно пункту 4 статьи 62 Закона РК «Об образовании» финансирование организаций образования других организационно-правовых форм (негосударственных) осуществляется на основе государственного образовательного заказа. Однако, среднее образование не входит в перечень услуг, связанных с образовательным заказом, в связи с чем финансирование частных школ в рамках подушевого нормативного финансирования противоречит действующему законодательству

 

В ближайшее время я планирую связаться со школами, которые уже работают по принципу подушевого финансирования, чтобы понять как им живется в новой системе финансирования и какие плюсы и минусы видят директора пилотных школ.

Если у вас есть какая-либо информация относительно данного пилота, буду рада, если вы сможете со мной поделиться. Пишите на почту Botagoz.zhumanova@gmail.com

Оцените пост

3

Комментарии

2
Стоимость каждого ученика одинакова по всем городам и районам
--------------------------------------------------------------------------------------
Поздравляю, теперь директор школы будет стараться держать по 40 учеников в классе даже если объективных причин на то нет (нехватка помещений, учителей, нехватка средств). Ведь это выгоднее.
-5
Поборы наверно так никогда и не искоренят
0
Вместо того чтобы вообще избавить школы от финансовых вещей и чтобы они занимались только детьми делается наоборот. Например - школе нужно 1000 авторучек Чтобы они не закупались сами, а им централизовано привозили. Школа должна заниматься не бухгалтерией, а учёбой детей.

Зачем мы вообще платим 36 видов налогов?

Подушевое финансирование надо вводить для этих тварей - членов правительства, депутатов ,прокуроров и судей. Чтобы каждый день они сдавали публичные отчёты- сколько они потратили, что делали поминутно и какую пользу принесли в этот день.

Абсурд в квазакстане. В детсадах ведут беседы против коррупции.
1
Самые передовые директора будут держать "мертвых душ". Гоголь вечно живой!
Показать комментарии
Дальше