Школьные директора скоро станут управляющими менеджерами, а за каждым школьником закрепят «подушевое финансирование». В этом посте я хотела разобраться, что ждет казахстанскую школу и как в бюджетную структуру будет внедряться идеология коммерческого предприятия?
Продолжаю серию постов, посвященных системе образования Казахстана. На этот раз хочу затронуть очень интересную тему, которую сейчас изучают казахстанские функционеры. Уверена, что скоро нас очень сильно удивят.
Казахстанские чиновники кивают в сторону первопрестольной России. Вот что в этом году заявил министр образования РК Ерлан Сагадиев:
«В средних школах Казахстана планируется внедрить подушевое финансирование по примеру московского опыта. Система будет внедряться только в крупных городах, потому что возможность режима подушевого финансирования на сегодняшний день в аулах и малокомплектных школах не предоставляется».
А что же такого произошло в московских школах, где 5 лет назад мэр города Сергей Собянин улучшил качество обучения в школах через крупные и весьма неодназначные реформы, которые в свою очередь вызвали много протестов среди родителей и учителей, но по итогам через 5 лет – дали свои результаты.
За 5 лет в Москве 4 тыс. образовательных учреждения были преобразованы в порядка 700 "полипрофильных многоуровневых школы". В простой математике это означает, что инфрастуктура, персонал, ученики 5-6 школ были объединены и укрупнены в одну.
Запомните этот новый термин - "полипрофильные многоуровневые школы". Фактически – это объединенные школы с разными уровнями подготовки школьников, которые предоставляют как бесплатные образовательные, так и ряд платных услуг.
На какие успешные результаты московских чиновников ссылается руководство министерства образования Казахстана?
Мэрия Москвы через 5 лет после реформы заявила, что:
1) В топ- 500 лучших школ России каждая четвертая школа - московская.
2) В 2 раза выросло участие и выход московских школьников в призеры Всероссийской олимпиады
3) В 2 раза увеличилось количество школьников Москвы, сдавших ЕГЭ на 220 баллов
4) В Москве построили 250 новых школ и детских садов.
Итак, конечный результат – это все-таки количественные и качественные показатели при сдаче финального экзамена. Если в России – это ЕГЭ, то у нас это будет ЕНТ.
По сути, что из себя представляет реформа в Москве и внедрение подушевого финансирования?
Насколько я поняла из доступных открытых источников, мэр Москвы:
1) Стандартизировал школьную инфраструктуру, инвестировал в то, чтобы они стали одинаково технически оснащенными.
2) Ввел подушевое финансирование, то есть бюджет платит за определенные образовательные услуги за каждого школьника – самой образовательной организации, в данном случае, каждой школе.
3) Школы были отданы в доверительное управление. Таким образом, директора стали менеджерами, которые одну часть образовательных услуг предоставляли школьникам бесплатно (бесплатно совсем не бывает, в данном случае обучение оплачивал бюджет), а дополнительные образовательные услуги - платно. По желанию родителей и учеников, были созданы кружки рисования, карате, компьютерного программирования, иностранных языков, репетиторство и тд. Родители могут зайти на сайт школы и посмотреть, какие дополнительные бесплатные и платные программы она предлагает.
В школьном лексиконе московских учителей появилась новая фраза - «ученикочас», на которой строится механизм подушевого финансирования.
К примеру, если показатель 1 «ученикочаса» в Алматы установят 100 тенге, а у учителя в классе 25 человек, значит, 100 тенге у умножаются на 25, получаем 2 500 тенге – это стоимость 1 аудиторного часа в классе.
Дальше если у учителя в месяц 50 часов, то умножаем это число на стоимость аудиторного часа. Получаем 125 тыс.тенге. Это и будет базовой зарплатой учителя.
Учителя могут зарабатывать больше, если директор посчитает их результаты эффективными и сможет премировать их по своему усмотрению.
ЗДЕСЬ ВАЖНО!
При подушевом финансировании, у директора появляется намного больше полномочий:
1) Составление и утверждение бюджета.
2) Директоры могут распределять расходы между статьями и использовать внебюджетные средства на любые цели, в том числе и на выплату премий преподавателям.
3) Главным контрольным органом становится попечительский совет – Родительский комитет. Совет отвечает (вместе с директором школы) за управление школой, в том числе за планирование и контроль над расходами.
Есть много разных моделей управления и компетенций, которыми обладают как директор, так и попечительские комитеты в разных странах. Главная задача попечительского или родительского комитета – это открытость и прозрачность деятельности школы, помощь сделать ее лучше для учеников.
Очень часто между директором и родителями нет понимания по тем или иным решениям, тогда задача попечительского совета - наладить эту коммуникацию. И однозначно, если в попечительский совет войдут родители, которые имеют управленческий опыт, экономическое или юридическое образование, то для директора такой совет становится бесценным ресурсом.
Естественно, если реформа школ в крупных городах Казахстана будет проведена по московскому опыту, то однозначно, у школ будет изменен их юридический статус.
По сути директор должен получить бюджетные средства, открыть банковский счет школы и использовать его со всеми третьими лицами: все операции должны идти через этот счет, в том числе если речь идет о негосударственных источниках - инвестиции родителей, спонсорская помощь и тд.
Согласно результатам проведенного ОЭСР исследования образовательных достижений учащихся (PISA), посредственные образовательные достижения учащихся напрямую связаны со степенью автономии школы с точки зрения распределения бюджета. Конечно, это ясно как день.
Даже если вы работаете в частной компании, где бюджет централизован – вас будут раздражать бесконечные согласования и процедуры, а также отсутствие всякой возможности экспериментировать. Вы двигаетесь только в рамках утвержденного бюджета из головного офиса и только в рамках утвержденных правил. А теперь представьте, что годами, десятками лет такая система была в образовательных учреждениях. С точки зрения управления каждая школа в Казахстане – это окаменелая древность, которая как Медуза Горгона превращает в камень каждого, кто в нее входит.
На мой взгляд – введение подушего финансирования – это классная идея, но ее эффект полностью зависит от исполнения, а именно от того, насколько реальной будет сила Попечительского комитета родителей.
То, что у школ не хватает финансирования – проблема уже давно ясная и понятная. То, как сейчас решают проблему директора школ тоже ясно – родители постоянно жалуются на сбор средств то на покраску, то на закуп инвентаря, то на шторы, то на люстры. Этот список можно продолжать бесконечно. Проблема в том, что все эти сборы и их использование – непрозрачно. Фактически родители отдают деньги, но не знают как они используются, какую пользу получают их дети в виде различных благ.
Если родители включены в весь процесс закупок и закупаемых услуг, то вопрос прозрачности и отчетности будет снят.
Важен на мой взгляд еще один огромный плюс. Среди моих друзей много тех, кто имеет несколько детей и постоянно находится в бесконечных разъездах между школой, спортивными секциями, творческими кружками и дополнительными занятиями. Когда у тебя несколько детей, то это бесконечная езда по городу из одного конца в другой отнимает слишком много времени, сил и денег.
Если ближайшая школа сможет закрыть все эти потребности родителей, то это будет идеальным решением: экономией времени и денег родителей, а главное сможет разгрузить город от дополнительных транспортных передвижений.
Суть эргономики именно в этом. Школа должна стать центром жизни для всего района, стать центром притяжения.
Конечно, введение подушевого финансирования и доверительного управления школ вызывает очень много вопросов. И на мой взгляд, министерство информации сейчас мало коммуницирует на эту тему. Поэтому со своей стороны я хочу призвать больше заинтересованных сторон делиться информацией и своим опытом для того, что реформа, которая должна затронуть 2 крупных мегаполиса прошла максимально эффективно.
Эта реформа касается очень большого количества людей. Вы просто представьте себе, что в сфере образования сейчас официально работает более 900 тысяч казахстанцев!
Важно, чтобы те кто работает в этой сфере понимали для чего делается реформа, какие важные задачи она решает, а также выгоды от них получат все стороны образовательного процесса.
На самом деле то, что в Москве называют позитивным опытом произошло не на пустом месте. По данным Всемирного Банка, пионерами внедрения новой системы подушевого финансирования в России стали Самарская и Ярославская области и Республика Чувашия. Переход на подушевое финансирование дошкольных, общеобразовательных и начальных профессионально-технических учебных заведений начался там еще в 1998 году. То есть практически 10 лет Россия тестировала этот подход в разных областях, и только недавно смогла показать эффективность этого подхода.
Казахстан тоже должен пройти такой путь, прежде чем, копировать опыт соседей.
Продолжение следует...