место в рейтинге
  • 439218
  • 1293
  • 284
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Образование в Казахстане... по Сэлинджеру: «Над пропастью во ржи»

С учетом того, что в Казахстане образованием, его качеством на всех уровнях, недовольны все участники, связанные с ним, я решила начать серию публикаций с людьми, которые обладают компетенцией или интересными идеями на рынке образования. Надеюсь, что этой серией публикаций у меня получится внести свой «вклад неравнодушия» в наше будущее, в новые поколения, которые должны быть лучше нас.

Сапаргуль Мирсеитова - президент Казахстанской Ассоциации по чтению – одна из ведущих специалистов в Казахстане, которая более 15 лет работает со школьными учителями, в том числе из самых дальних районов, мотивируя их использовать методики, развивающие критическое мышление у школьников.

Методики действительно потрясающие. Это я могу сказать по своему опыту, когда благодаря ним, я смогла в последнем классе школы, всего за 1 месяц научиться писать. Не в смысле «складывания букв», а в смысле уникального выражения своих мыслей. А это возможно только через развитие критического мышления, а не через заучивания или списывания. После 1 месяца учебы по новой методике в далеком 1998 году я заняла первое место в республиканском конкурсе сочинений. Это при том, что все 11 лет учебы в школе, я даже не знала, что способна на это.

На мой взгляд в этом и должна состоять миссия образования – помогать выявлять и развивать таланты, а не пичкать «стандартизированной информацией».

С Сапагуль Мирсеитовой мы поговорили о казахстанских учителях, родителях, школьниках, а также об альтернативе ЕНТ и “одинаковости” школ.

 

- Расскажите, пожалуйста, как вы начали работу в сфере образования и почему решили основать Ассоциацию по развитию критического мышления?

- В школе, примерно с 5 класса знала, что буду учителем -  влияние произведения Сэлинджера «Над пропастью во Ржи». Предметом размышлений был  только предмет преподавания, выбирала между английским и математикой. Всегда любила Историю, но учителем хотела быть только английского языка или математики. Иными словами, привлекало Искусство или языки знаков – буквенных и цифровых. Историю, похоже, тоже люблю потому, что есть возможности «чтения» артефактов.

Проект «Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо» (RWCT) с самого начала (1997) являлся образовательной Программой Фонда Сорос. При отделении проекта нужно было решать как мы будем развиваться с учителями дальше, но долго не думали, ситуация складывалась в пользу создания Ассоциации. Во-первых, в связи со спецификой и для дальнейшего развития нам нужна была теоретически и практически подкованная среда. Вне всякого сомнения, такой средой могла быть Международная Ассоциация Чтения, члены которой и были авторами Проекта и волонтерами внедрения на протяжении первых 3-5 лет. То есть нужна была Ассоциация, чтобы аффилировать с Международной Ассоциацией и иметь право доступа к ее ресурсам и возможностям. В это же время учителя ЗКО прислали решение собрания учителей области о создании Ассоциации на базе Проекта с перечислением всех преимуществ для Учителя, и это послужило окончательным доводом.

- Ваша ассоциация одна из самых больших и влиятельных в Казахстане. Расскажите немного цифр: сколько учителей прошло обучение, сколько учеников охвачено?

- На сегодняшний день сертифицированы в категории «Участник RWCT» 38 000 учителей, в категории «Учитель RWCT» - 5000 участников и тренера RWCT – 109 участников. По ученикам обычно мы подсчитываем приблизительное количество - формально могли бы сказать 1 140 000 учеников. Но, конечно же нет никакой уверенности в том, что все сертифицированные участники регулярно проводят свои занятия в соответствии с философией и методами нашей программы.

- Как вы оцениваете состояние школьного образования в стране? И какие основные проблемы вы видите?

- В целом положительно – для этого надо, наверняка, посетить школы разных стран мира, чтобы сформировать мнение по своей стране. Во-первых, у нас замечательные дети. Они сильно отличаются от других  - есть необходимое для развития любопытство, желание учиться и, главное, вера в нас, педагогов. Это становится очевидным, когда заходишь в наши классы. Во-вторых, в большинстве у нас школьные здания соответствуют своему назначению, даже, если выедешь в далекий аул – здание школы будет выгодно отличаться от всех прочих.

К началу сентября проводятся элементарные побелка и покраска, если не подлежит капитальному ремонту. Можно сослаться и на мнение детей. Почти все школьники РК, участники Международного теста PISA-2015 отметили, что они счастливы в школе и это было только в 2-3 странах из 65. Я полагаю, что ответы на этот вопрос были в большинстве искренними. Если говорить о положительном, то это все, к сожалению.

К сожалению, потому что, когда есть готовая почва и созданы благоприятные условия, почему бы не творить?! Впечатление, что у учительского коллектива в фокусе несколько иные цели.

- Можно ли говорить о том, что у нас нет единого видения какой должна быть школа?

- Кого включает  «у нас», кто эти заинтересованные группы? Или же мы будем говорить о расхождениях во взглядах среди ученых - педагогов – администрации образования?  Возможно, так и должно быть, хотя бы потому, что у родителей и детей должен быть выбор – в какую школу пойти. Одинаковые школы были в СССР, как отмечает в своей статье зарубежный ученый – «Школы, когда все школьники одного возраста по всей территории советского союза в один день открывают одну и ту же страницу абсолютно одинаковых учебников».

Да, несколько утрированно, но верно и становится от этого жутко. Что должно быть единым? На мой взгляд – миссия, цель: какого гражданина РК мы хотим видеть в ближайшем будущем. В большинстве это будут общечеловеческие ценности, даже, если мы определим их в национальных терминах. Тогда общим руководством для всех образовательных учреждений станут Стандарты. Не столь важно какими материалами мы пользуемся, какие методы используем, важно, что мы достигли своей общей цели. А за это, думаю, должен быть спрос строгий на всех уровнях.

- Родители очень сильно критикуют как сам процесс обучения, так и формат взаимодействия со школами. Как вы считаете, каким должно быть взаимоотношение между учителями, школой, родителями и учениками?

- Я бы сказала кратко – отношения должны быть теплыми. Иными словами – доброжелательность и открытость с обеих сторон. Родители не должны чувствовать себя в роли «исполнителей» требований школы, а частью школьного социума со всеми вытекающими последствиями – участие в принятии важных решений.

Следует более широко вовлекать их в учебный процесс, тогда они не будут пассивными наблюдателями или же, наоборот, диктовать учителям «как над учить детей». К сожалению, у нас все члены общества думают, что они лучше учителей знают обязанности учителя и, всегда готовы вступить в дискуссию. Наверняка, родителям надо быть сдержаннее и дать шанс учителям. Это в целом обоюдный процесс, обе стороны должны дать друг другу шанс. Как родитель, могу только добавить – было бы хорошо, если бы учителя в школах прекратили еженедельные иногда и ежедневные сборы денег, тогда, возможно, у них было бы больше времени думать об эффективности собственных уроков.

- Такое ощущение, что мы хотим по-прежнему бесплатное образование для всех. А нужно ли высшее образование для всех? Я к тому, что в моем понимании высшее образование обесценилось, к примеру, сильно обесценилось.

- Надеюсь возврата к прошлому все-таки не будет. Хорошее образование должно стоить денег. Другой вопрос – система поощрений в виде грантов и фондов, тогда и будет высокая конкуренция. Абсолютно одобряю те шаги, которые предпринимает Министерство Образования сегодня – по отношению к медалистам. Думаю, следует в ближайшем будущем пересмотреть и сельские льготы. Вместо того, чтобы делать исключения какие-либо, лучше было бы подтянуть обеспечение равное в этих школах. Почему сельские школы должны быть оснащены хуже, чем городские? У них должен быть такой же доступ к ресурсам, как и у городских, развитие техники сегодня это позволяет.

Я в курсе и того, как «делаются» медалисты в некоторых регионах и школах – весь учительский коллектив «сдает» ЕНТ вместе с учеником. Как себя должен чувствовать «медалист» после этого и почему у него отняли право гордиться своими достижениями? С другой стороны, как учитель со стажем и человек, грамотный в области Когнитивной психологии, я не верю в то, что человек может демонстрировать одинаково отличные успехи во всех областях.

- Во многих странах учителя -и преподавание -это хорошо оплачиваемая работа. Мы живет в рыночной экономике, как сделать так, чтобы в Преподаватели шли правильные люди?

- Не во всех странах, даже в самых развитых странах сравнительно с другими профессиями, учителя получают меньше. Но факт – в тех странах, где резко повышают системы оплаты труда учителей, уровень образования повышается в разы. Об этом свидетельствуют и результаты Международного теста PISA. Например, Турция – по сравнению с результатами 2000 года, через 5 лет в Отчетах отмечаются существенно положительные результаты.

Возможно, администрация будет приводить много других доводов, но сами учителя и студенты говорят об этом. К сожалению, в наших школах работают единицы, которые пришли в школу, потому что мечтали стать учителями. Это и будет ответом на поставленный вопрос. То есть, надо менять отношение к Педагогическому вузу, повысить требования поступления, делать тщательный отбор и, возможно, работникам ВУЗзов надо начинать работать в школах со старшеклассниками и советовать, приглашать тех, кто может и желает. Следует требовать портфолио выпускника школы и защиту по ним перед комиссией. То есть, будущий учитель уже со школьной скамьи должен определиться и уже иметь очертания «своей школы – мечты» и план того, как он может внести свой вклад в то, чтобы эта школа стала реальной. Пусть будут утопичные идеи, чем больше, тем лучше, главное, что будет цель и мечта.

- Сейчас мы смотрим на разные модели развития образования: западную, в Финляндии, юго-восточную Азию. Рядом с нами Китай, который делает интересные вещи в сфере образования также. Как бы считаете, какое направление нам ближе?

- Я считаю у нас должно быть свое направление, для этого есть хороший фундамент. Если мы даже будем исходить или опираться на идеи Абая, Аль Фараби – уже выработается достаточно емкое направление. Только, если бы мы научились «читать» их, а не переписывать и дословно копировать, то есть интерпретация, видение в современном контексте остаются вызовом.

Возможно, у нас и не получится так, как в вышеперечисленных странах – у каждой своя предыстория. В Финляндии каждый член социума заинтересован в эффективности школы и готов всегда сделать свой вклад. У нас мы все больше являемся посторонними наблюдателями. Там разные школы, работают по-разному и все делают удивительно разные, интересные вещи. Китай – надо уточнять, это только Шанхай, в остальных же регионах Китая, полагаю, имеют место школы разного уровня. Шанхай остается загадкой, для меня во всяком случае. По своему развитию этот регион опережает не только другие регионы страны, но и целые развитые страны, почему один регион?

И, что было – в начале свободное экономическое развитие и затем школы подтянулись, потому что появился спрос на технически высокообразованных молодых людей? По результатам PISA – у них показатели выше при выполнении заданий на более высоком мыслительном уровне, чем при выполнении заданий для более низкого мыслительного уровня. И это единственная страна с таким соотношением. Мои знакомые преподаватели из Кореи, отмечают, что у них жесткий отбор происходит до 15 лет на всех уровнях (PISA проверяет 15-летних) – остаются в учебных заведениях только те, которые могут на этом уровне, остальные идут работать.

 

- Основная проблема которую я вижу в университетах - это отсутствие мотивации у учащихся. Они скучны, они скучают. Но ведь до 4 класса школы мы все потенциальные гении. Что же происходит с нашими детьми в школе с 4 класса?

- Здесь каждый неравнодушный человек приведет свои доводы и будет прав. По большому счету та же проблема, что и в «Над пропастью во ржи», хотя разные страны, время другое. Это - равнодушие взрослых. Мы, взрослые, считаем, что они уже старше и более самостоятельны. А они не готовы, так как в начальных классах их сильно опекали, то есть нет переходного периода и плавного вступления на другую ступень.

Возможно, следует что-то существенно менять в 4м и 5-х классах. И, затем в старших классах больший упор делать на самообразование, чтобы каждый на своем уровне мог далее развивать свои умения и навыки – опять же техника это позволяет, да и учащиеся будут делать это с большим удовольствием. Индивидуальный подход, не на словах, а на деле, когда у каждого ребенка свое задание по каждой теме в собственном компьютере. Тогда они будут готовы к самостоятельной работе в Университетах, отпадет необходимость в новшестве наших вузов как СРСП (Самостоятельная Работа Студента с Преподавателем – надо ли говорить о нелепости такого словосочетания). Студенты будут больше работать над созданием своих проектов и предложений – и это будет иметь смысл. Ведь только бессмысленная деятельность убивает мотивацию.

 

- Многие критикуют ЕНТ, какая альтернатива этому экзамену может быть найдена? Можно вообще его отменить, если отменить бесплатные государственные гранты. Можно ли внедрить в тестовые вопросы или задания, которые могут оценить уровень критического мышления?

- Тесты критикуют все во всем мире, но никто не отменяет, потому что нет другой альтернативы, еще не придумали. Преимущества тестов неоспоримы – быстро, охват большой, они менее затратны. Хотя в начале 90-х была привнесена идея с Портфолио,  и многие сторонники тогда были уверены, что это является заменой Тесту. Я не сторонник замены, но, если совместить то, думаю, были бы решены многие вопросы. Про гранты я говорила выше – это хорошее подспорье для конкуренции.  Были и те среди тестологов, которые решили расширить возможности теста через изменение форм заданий. И сегодня, да и вчера, когда я еще проходила курс «Тесты и измерения» (обязательный курс бакалавриата на Западе) были видоизменены формы преподнесения заданий. Помню на этом курсе, в начале 90-х, мы создавали ряд собственных тестов (компьютерных) после каждой темы. При проверке бумажного варианта профессор в каждом задании отмечала тот или иной уровень мыслительного процесса. Для высокой оценки было обязательным присутствие составляющих критического мышления – анализ, синтез и оценка. Так что, если очень постараться, то это возможно. Воодушевляет и пример разработчиков заданий PISA.

 

Если у вас есть интересные спикеры или компетентные специалисты, которые хотят поделиться своими мыслями и предложениями из сферы образования, буду рада, если вы напишите мне о них в комментариях.

Только давайте меньше критики, больше конструктивности.

Бота Жуманова Zhumanova
хорошее чувство юмора, плохое чувство меры
20 октября 2016, 15:32
2840

Loading...

Комментарии

Хороший материал, спасибо.
Visin
0
0
Бота, спасибо Вам за такой интересный пост. Вас очень легко и питально для мозга читать.
"С другой стороны, как учитель со стажем и человек, грамотный в области Когнитивной психологии, я не верю в то, что человек может демонстрировать одинаково отличные успехи во всех областях." - почему нет? вот в моем классе я и еще один известный ныне адвокат были одарены во всех областях школьного образования, и наша отличная учеба была отличной (и да, призерами олимпиад тоже были)
в качестве альтернатив тестам у нас в школе используют конструированные задания (CITO)/ Есть еще CIE

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

«До какой же еще степени унижения должен дойти народ?!»

«До какой же еще степени унижения должен дойти народ?!»

Министерство труда и соцзащиты провело через парламент очередной крайне неоднозначный закон, который может вызвать всплеск недовольства в стране.
openqazaqstan
15 нояб. 2017 / 11:17
  • 28703
  • 21
Самый большой провайдер в стране: методы работы с клиентами от «Казахтелеком»

Самый большой провайдер в стране: методы работы с клиентами от «Казахтелеком»

История о том, как Народный провайдер наваривается на своих клиентах, намерено не отключая услуги, и беря лишние деньги за ненужные и не оказываемые услуги.
ligaspravedlivosti
17 нояб. 2017 / 19:12
  • 30057
  • 193
Бесспорные доказательства – путь к упрощенному судопроизводству

Бесспорные доказательства – путь к упрощенному судопроизводству

В Казахстане введен институт упрощенного (письменного) судопроизводства, который позволяет повысить доступность правосудия и сократить сроки рассмотрения дел.
mark_iceberg
20 нояб. 2017 / 15:49
  • 14975
  • 2
«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

Заранее отпишусь, данный пост не является попыткой оскорбить собственную нацию) Как говорится о вкусах не спорят, каждому свое.
Bonittta
16 нояб. 2017 / 14:28
  • 15992
  • 372
Новшества на орбите уголовного правосудия

Новшества на орбите уголовного правосудия

Недавно я приняла участие в международной конференции по модернизации уголовного процесса, прошедшей в Бурабае. В чем значимость данных реформ для обычного казахстанца?
mirabeisenova
20 нояб. 2017 / 16:22
  • 11778
  • 1
Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Как сообщает телеканал КТК, только за последние девять месяцев Казахстан покинули 28200 человек, из них почти пять тысяч инженеров, около 2700 экономистов и 1700 учителей.
openqazaqstan
17 нояб. 2017 / 11:00
  • 11558
  • 58
Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Подтверждаются худшие предположения, циркулирующие в соцсетях. Периодические исчезновения детей в разных регионах Казахстана объясняются не только семейными проблемами и «синими китами».
openqazaqstan
16 нояб. 2017 / 15:46
  • 8068
  • 57
О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

В объективности выводов швейцарского банка Credit Suisse усомниться трудно – его экономические рейтинги относятся к самым авторитетным и их явно трудно упрекнуть в предвзятости
openqazaqstan
18 нояб. 2017 / 17:21
  • 7378
  • 87
Система госинститутов Казахстана напоминает очень дорогое казино

Система госинститутов Казахстана напоминает очень дорогое казино

Сегодня в прессу просочились детали скандальной сделки ЕНПФ с «мусорными» облигациями ТОО «Бузгул Аурум», о которой уже подробно рассказывалось в начале года.
openqazaqstan
15 нояб. 2017 / 16:13
  • 3464
  • 21