Музпросвет в конце тоннеля

Barsa 2016-10-11 05:59
164
0
0
0

"Камерата Казахстана" не боится идти своим путём, неся в массы произведения современных композиторов

С восторгом восприняли на прошлой неделе павлодарцы знакомство с малоизвестными произведениями не только евпропейских классиков, но и современных композиторов СНГ и Казахстана. Новый концертный проект «Туған жер» представили музыканты государственного ансамбля «Камерата Казахстана» 6 октября в ДК им. Естая. Свое очередное выступление в Прииртышье алматинский оркестр посвятил достижениям республики за 25 лет.

Оркестр «Camerata Kazakhstan» – это настоящий бренд казахстанской культуры, который с честью представляет нашу республику за рубежом: в Великобритании, Франции, Германии, Японии, Италии, Турции, Индии и других странах. Многие из музыкантов ансамбля являются лауреатами международных фестивалей и конкурсов.

Главная задача репертуарной политики ансамбля – исполнение произведений, редко звучащих в концертных залах Казахстана. Так что экспериментировать оркестранты не боятся и всякий раз бросаются в схватку с шаблонами: то вытащат на белый свет малоизвестные средневековые мелодии, то сыграют концерт знаменитой ливерпульской четверки «Битлз»…

Коллектив в принципе пропагандирует творчество современников. Так, в одном из бесчисленных просветительских проектов «Камерата и партнеры» оркестр знакомит казахстанскую публику с самыми интересными представителями современной школы классической музыки. Солистами, приглашенными к совместным выступлениям с «Камератой», только за последние два года стали: мировая величина скрипичной школы Сергей Кравченко, корифей фортепьянной музыки Тигран Алиханов, талантливый шведский виолончелист Томас Лундстрем, казахстанский композитор Еркеш Шакеев, ныне проживающий в Германии казахстанский пианист, лауреат 11-ти международных конкурсов Амир Тебенихин и другие.

Однако самый, на мой взгляд, необычный из проектов «Камераты» – это знакомство с современными композиторами, которое они и подарили павлодарцам на прошлой неделе. Мастерски отыграв классическую часть концерта, как бы подготавливая слушателей к новинкам, оркестранты накрыли зал ударной волной сюрпризов!

Концертный кюй для струнного оркестра и фортепиано «Буранбель» от Артыка Токсанбаева доставил удовольствие гурманам своей образностью – слушатели прошли вместе с музыкантами путь от степной повозки до джазовой ритмики современного города. «Два танца» от азербайджанца Караева вызвали чувство чего-то очень знакомого: тут и Бизе подмигнул, и «Танец с саблями» Арама Хачатуряна показался. Эстрадно-симфоническая мелодия «Дождя» Еркеша Шакеева своим лирическим настроением забрала сердца слушателей с первых нот. А необычная мелодика «Сюиты» популярного композитора и дирижера из Туркменистана Ровшена Непесова настолько пришлась публике по вкусу, что люди в зале долго гадали, к какой же народности ее отнести. Поэтому, всем на радость, часть сюиты музыканты сыграли на бис.

Идея создания государственного ансамбля классической музыки «Камерата Казахстана» принадлежит народной артистке Республики Казахстан, профессору, лауреату Государственной премии Республики Казахстан Гаухар Мурзабековой. К сожалению, художественный руководитель оказалась занята экзаменами, поэтому все свои вопросы о таком необычном оркестре я адресовала прибывшей с музыкантами заместителю директора Фатиме Джумагуловой.

– Как пришла идея создать такой коллектив? Гаухар Курманбековна же закончила Московскую Государственную консерваторию имени Чайковского в классе Давида Ойстраха и играла в «Ансамбле старинной музыки» Святослава Рихтера. Она прошла там ассистентуру и, когда вернулась в Алматы, стала солисткой в филармонии и одновременно преподавателем и завкафедрой в Казахской национальной консерватории им. Курмангазы. Став лауреатом многих международных конкурсов, Гаухар Курманбековна, как всякий творческий человек, захотела создать свой коллектив. Так в 1997 году появилась «Камерата Казахстана». Обязательно раз в год коллектив выбирается в заграничную поездку и также объезжает три-четыре города Казахстана. Не побоюсь сказать, что мы единственный камерный ансамбль в республике, который исполняет произведения современных казахстанских композиторов.

– Понятно, что классика – вариант беспроигрышный. Но решиться на пропаганду творчества местных авторов – большой риск!

– Работая с ними, Гаухар Курманбековна говорит им уже последние шесть лет: «Давайте, ребята, пишите!» После развала Союза композиторов же долго ничего не было. Но вот стали писать, потому что есть кому исполнять! Балнур Кыдырбек, Артык Токсанбаев, Владимир Стригоцкий, Куат Шильдебаев, Ольга Хромова, Еркеш Шакеев, который в последнее время тоже стал писать камерную музыку… В 2012 году мы провели с успехом Международный фестиваль камерной музыки современных композиторов СНГ и тюркоязычных стран «Camerata tempo». Мы просто поняли, что кроме нас современную тюркоязычную музыку никто не поймет, в первую очередь, и не сыграет.

В зале сидели композиторы Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Азербайджана и Турции, а на сцене их произведения играла «Камерата Казахстана» под руководством зарубежных дирижеров. Это и Петр Грибанов из России, и Фарид Каримов из Азербайджана, и Рашид Скуратов из Татарстана. Специальными гостями также стали грузинский композитор Гия Канчели, американский скрипач Олег Крыса, народный артист России, профессор Александр Винницкий. Помимо «Камераты» произведения современников играл академический камерный оркестр Musica Viva под руководством профессора Московской консерватории, дирижера Александра Рудина. Надо добавить, что каждый из современных композиторов-участников специально для фестиваля написал новое произведение, так что на фестивале состоялись и их премьера, и первая оценка слушателей. Впервые фестиваль прошел на 15-летие нашего оркестра, и, бог даст, на свое 20-летие в 2017 году мы его снова организуем.

– Так какова была оценка?

– Оценка была высокая. Как сказал один композитор из Москвы: «Сейчас все говорят о Спивакове, Башмете, а я вас слушаю, и, ребята, я в восторге! Спасибо вашему руководителю и композиторам Казахстана, что вы такие произведения пишете и исполняете».

С тех пор мы обязательно включаем в свои выступления музыку современных тюркоязычных авторов, и она занимает где-то 80 процентов программы. Чтобы люди о них узнавали. Мы сейчас делаем запись их произведений на компакт-диск. К сожалению, этого больше никто не делает. А ведь тюркоязычная музыка так интересна! Самое интересное, что после того, как Гаухар Курманбековна поработает с оркестром над их произведениями, композиторы и сами поражаются тому, как хороша их музыка. Потому что наша руководительница умеет находить в них такие оттенки, так расставлять акценты, что произведения преобразуются на глазах в шедевр.

– Получается, что композиторам она точно помогает. А приучать местную публику слушать своих же, отечественных, композиторов – благодарный труд?

– Публика в Алматы уже подготовленная – они всегда ждут наших выступлений, знает, что будут приятные сюрпризы. Их ожидание мы не можем не оправдать. И все концерты проходят «на ура». А в других городах, хотя люди и не привыкшие, но очень благодарные. И удивляются в большей степени. Надо же, говорят, и наши композиторы умеют сочинять! Даже профессиональные музыканты подходят и спрашивают: «Как вы это сделали?!» Между прочим, у некоторых наших композиторов есть произведения для симфонического оркестра. Надо просто уметь преподносить такие произведения слушателю. А он уж оценит!

– Возьму на заметку для нашего симфонического оркестра.

Юлия Максимова,

фото Олега Градского

 

Оцените пост

0