Исполнение Плана Нации в Судебной системе

www.e-law.kz 2016 M09 7
13204
5
12
0

Рассмотрим, как продвигается исполнение Плана Нации по второму приоритетному направлению плана: «Обеспечение верховенства закона», которое в первую очередь касается судебной системы страны.

Исполнение Плана Нации: Судебная система

В мае 2015 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев утвердил План Нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ. План Нации «100 конкретных шагов» представляет собой перечень мероприятий, которые необходимо реализовать в нашей стране для вхождения в 30-ку самых развитых государств мира и исполнить Стратегию «Казахстан-2050».

План Нации включает в себя 5 направлений (президентских реформ), по которым необходимо планомерно работать для достижения поставленной цели – формирование «современного государства для всех». А именно:

1) Формирование современного государственного аппарата – 15 шагов (модернизация системы государственной службы, приоритет «Профессиональное государство», был поставлен Главой государства еще в 1997 году в Стратегии «Казахстан - 2030»);

 

2) Обеспечение верховенства закона – 19 шагов (модернизация судебной системы, работы правоохранительных органов, специальных социальных услуг и развитие пенитенциарной инфраструктуры);

 

3) Индустриализация и экономический рост – 50 шагов (самый большой раздел: мероприятия по модернизации экономики, земельных отношений, таможенной, налоговой системы, в сфере строительства, энергетики, здравоохранения населения, миграционной политики и т.д.);

 

4) Нация единого будущего – 6 шагов (разработка патриотического акта «Мәнгілік ел», развитие внутреннего туризма, информационное сопровождение и продвижение пяти реформ);

 

.

5) Транспарентное подотчетное государство – 10 шагов (внедрение системы аудита и оценки работы государственного аппарата, обеспечение доступа населения к необходимой информации о работе государственных органов, совершенствование системы оказания государственных услуг и т.д.).

Качество и оперативность исполнения некоторых шагов вызывает критику со стороны общественности и неправительственных организаций, что неизбежно в процессе реализации таких масштабных реформ. Задачи поставлены одновременно очень понятные, простые и логичные, но, при этом, достаточно сложно реализуемые в казахстанских условиях.

Рассмотрим, как продвигается исполнение Плана Нации по второму приоритетному направлению плана: «Обеспечение верховенства закона», которое в первую очередь касается судебной системы страны.

В Плане Нации поставлены следующие шаги в сфере реформирования судебной системы.

1. Оптимизация инстанций судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию. Переход от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой (первая, апелляционная, кассационная) – шаг №16.

Реализовано путем принятия новой редакции Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», нового Гражданского процессуального кодекса РК и внесения изменений в Уголовно-процессуальный кодекс.

Новая трехзвенная судебная система начала работать с 1 января 2016 года. Первая инстанция – районные и приравненные к ним суды, вторая, апелляционная инстанция – областные и приравненные к ним суды, третья, кассационная инстанция – Верховный Суд, что, несомненно, привело к сокращению общих сроков судебных разбирательств. Привело ли это к повышению качества правосудия, покажет время.

2. Ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности. Обязательная норма – 5 лет стажа участия в судебных процессах или 10 лет по юридической специальности. Внедрение системы ситуационных тестов для проверки профессиональных навыков и умений. Кандидаты в судьи будут проходить годичную стажировку в судах с выплатой стипендии. После завершения годичной стажировки судьи будут проходить годичный испытательный период - шаг №17.

Как говорилось в известной речи перед выпускниками военных академий от 4 мая 1935 года: «Кадры решают все». Этот лозунг далекого прошлого остается актуальным и в настоящее время.

С 2016 года существенным образом изменены квалификационные требования, предъявляемые к кандидатам в судьи.

Так, судьей может быть назначен гражданин Республики Казахстан не моложе двадцати пяти лет, сдавший квалификационный экзамен, прошедший медицинское освидетельствование, успешно прошедший оплачиваемую годичную стажировку в суде с отрывом от основного места работы и получивший положительное заключение пленарного заседания суда, а также имеющий высшее юридическое образование, высокие морально-нравственные качества, безупречную репутацию, а также опыт работы:

- для судьи районного суда, необходимо иметь не менее 5 лет стажа в судебной системе (работа секретаря в суде, прокурора, адвоката) либо не менее десяти лет стажа работы по юридической профессии;

- для судьи областного суда, необходимо иметь не менее 15 лет стажа, (в том числе 5 лет в районном суде);

- для судьи Верховного Суда, необходимо иметь не менее 20 лет стажа, (из них не менее 10 лет опыта работы судьей, в том числе не менее 5-ти лет в областном суде).

Процедура сдачи квалификационного экзамена, дополнена психологическим тестированием и полиграфологическим исследованием (проверка на детекторе лжи).

Кроме того, согласно реформе, вводится институт стажировки и личного поручительства судьями вышестоящих судов в отношении кандидатов на должности судей областных судов и Верховного Суда, с установлением ответственности за объективность поручительства. Поручитель будет нести ответственность перед своими коллегами за соблюдение рекомендованным им лицом требований, предъявляемых к судьям.

Как заявил известный юрист, директор НИИ Гражданско-правовых исследований КАЗГЮУ, профессор Толеш Каудыров, главным эффектом ужесточения квалификационных требований к судьям будет: - «отсев случайных людей, не имеющих представления о тяжелой судебной работе, которые потом и формируют статистику оттока, текучести судебных кадров. Приход качественных кадров, как мы полагаем, даст опосредованный и отложенный по времени эффект улучшения работы всей судебной системы».

3. Выделение института правосудия из структуры Академии государственного управления в целях усиления взаимосвязи обучения и судебной практики. Данный институт функционирует при Верховном Суде, и обеспечивает повышение квалификации действующих судей на регулярной основе - шаг №18.

Указом Президента РК от 18.02.2016г. №198 была образована Академия правосудия при Верховном Суде РК со статусом высшего учебного заведения путем преобразования из ранее действовавшего Института правосудия Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан.

Выполнение шага Плана Нации завершено.

4. Усиление подотчетности судей. Разработка нового Этического кодекса судей, на основе которого граждане могут обжаловать действия судей в специально созданном Судебном Жюри при Верховном Суде страны - шаг №19.

В настоящее время действует Кодекс судейской этики, утвержденный постановлением V Съезда судей РК от 18.11.2009г. В январе 2016 года был одобрен проект нового Этического кодекса судей, который более детально регламентирует принципы и правила поведения судей в профессиональной деятельности, обществе и в быту, с учетом «Бангалорских принципов» одобренных ООН. После чего, проект был передан на рассмотрение Венецианской комиссии Совета Европы.

Положение о Судебном жюри утверждено Указом Президента Республики Казахстан от 22.02.2016г. №201. Новый состав Судебного жюри избран на пленарном заседании Верховного Суда.

Таким образом, во исполнение данного шага Плана Нации, новый Этический кодекс судей разработан.

5. Внедрение аудиовидеофиксации всех судебных процессов в обязательном порядке. Судья не должен иметь возможностей для приостановки записи или редактирования материалов аудиовидеофиксации - шаг №20.

Согласно отчетным данным, в настоящее время по республике функционируют всего 1 398 залов судебного заседания, оснащенность новой системой аудиовидеофиксации (АВФ) составляет 83%. При этом, системы АВФ имеют централизованную систему хранения данных, интегрированы с «ТӨРЕЛІК» судебных органов и с онлайн-сервисом «Судебный кабинет». Для участников судебного процесса создана возможность ознакомиться с видеоматериалами через сервис «Судебный кабинет».

Таким образом, в настоящее время аудиовидеофиксация судебных процессов осуществляется повсеместно, в залах где отсутствует система АВФ судебные заседания практически не проводятся, соответственно данный шаг Плана Нации исполнен.

6. Расширение области применения суда присяжных.

Законодательное определение категории уголовных дел, по которым суд присяжных должен являться обязательным - шаг №21.

Уголовно-процессуальный кодекс РК не содержит разъяснения, что такое суд присяжных, дается только понятие присяжного заседателя: «присяжный заседатель - гражданин Республики Казахстан, призванный к участию в рассмотрении судом уголовного дела в порядке, установленном настоящим Кодексом, и принявший присягу». Определение это малоинформативное, поэтому обратимся к Википедии.

Суд присяжных - институт судебной системы, состоящий из коллегии присяжных заседателей, отобранных по методике случайной выборки только для данного дела и решающих вопросы факта вины (Википедия).

В настоящее время суд с участием присяжных заседателей рассматривает дела о преступлениях, за совершение которых уголовным законом предусмотрены смертная казнь или пожизненное лишение свободы. Во исполнение указанного шага Плана Нации, юрисдикция суда присяжных дополнена еще по 4-м составам преступлений:

- ст.125 ч.3 УК (похищение человека, совершенное преступной группой, либо с целью эксплуатации похищенного, либо повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия);

- ст.128 ч.4 УК (торговля людьми, совершенная преступной группой, либо повлекшая по неосторожности смерть потерпевшего, либо иные тяжкие последствия);

- ст.132 ч.5 УК (вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность преступной группы);

- ст.135 ч.4 УК (торговля несовершеннолетними, совершенная преступной группой, либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего, либо иные тяжкие последствия).

Таким образом, расширение области применения суда присяжных реализовано.

7. Обеспечение баланса между обвинением и защитой в судах за счет поэтапной передачи следственному судье полномочий по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина - шаг №22.

Следственный судья – это судья суда первой инстанции, осуществляющий предусмотренные Кодексом полномочия в ходе досудебного производства (определение из ст.7 УПК РК). Снова малопонятное определение, получается следственный судья – это судья, выполняющий свои полномочия в досудебном производстве. Стало еще меньше понятно.

Исходя из полномочий, установленных в ст.55 УПК РК делаем вывод, что следственный судья это тот, кто выдает санкцию следователю на арест, определяет срок ареста, разрешает применение залога, рассматривает жалобы на следователя. В общем это тот, кто не дает следователю нарушать закон и ущемлять права граждан. До 2015 года эти функции выполняла прокуратура.

В 2015 году на рассмотрение следственных судей поступило в общей сложности свыше 25 тысяч ходатайств, жалоб, представлений, что свидетельствует о востребованности этого института.

В целях исполнения Плана Нации полномочия следственных судей были расширены, им передано санкционирование: осмотра, обыска, выемки, личного обыска.

Сложно сказать, насколько теперь обеспечен баланс между обвинением и защитой в судах, но передача следственному судье полномочий по санкционированию следственных действий прошла успешно.

8. Создание отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам. Организация в Верховном Суде инвестиционной коллегии для рассмотрения споров с участием крупных инвесторов - шаг №23.

Данному вопросу была посвящена отдельная публикация, поэтому кратко можно констатировать, что этот шаг выполнен.

9. Создание в г.Астане Международного арбитражного центра AIFC на примере опыта в Дубае - шаг №24.

В прошлой публикации также затрагивался вопрос создания Международного финансового центра «Астана» - Astana International Financial Centre (AIFC) и финансового суда, который будет иметь особый статус и не будет входить в судебную систему Казахстана.

Помимо финансового суда, на территории AIFC планируется создание Международного арбитражного центра. Отличие арбитражного центра от финансового суда принципиально в том, что арбитражный центр рассматривает споры только в случае наличия между сторонами арбитражного соглашения и стороны спора сами могут выбрать как арбитров, так и сроки, и порядок рассмотрения спора. В то время как процесс рассмотрения спора в финансовом суде будет более регламентированным и с возможностью апелляционного обжалования.

10. Создание Международного совета при Верховном Суде РК для внедрения лучших международных стандартов с участием авторитетных зарубежных судей и юристов. Совет будет консультировать Верховный Суд по вопросам совершенствования казахстанского правосудия - шаг №25.

Международный совет при Верховном Суде РК - это консультативно-совещательный орган, созданный с целью внедрения передовых международных стандартов в судебной системе Казахстана. Другими словами, это собрание специалистов международного уровня (в том числе иностранных граждан) в сфере юриспруденции, которые должны выработать рекомендации по совершенствованию отечественной системы правосудия.

В феврале 2016 года уже прошло первое заседание Совета, таким образом этот шаг Плана Нации является выполненным.

11. Сокращение участия прокурора в суде по гражданско-правовым спорам для упрощения судебных процедур и ускорения судебного процесса. Внесение соответствующих поправок в Гражданский процессуальный кодекс - шаг №25.

В настоящее время, Участие прокурора в гражданском судопроизводстве обязательно по делам, затрагивающим интересы государства, когда требуется защита общественных интересов или граждан, которые самостоятельно не могут себя защищать, а также когда необходимость участия прокурора признана судом или прокурором (согласно ст.54 ГПК РК). Прокурор вправе обратиться в суд с иском, заявлением о защите прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, общественных или государственных интересов. Иск о защите трудовых, жилищных и иных прав и свобод неограниченного круга лиц в социальной сфере, а также в защиту интересов недееспособного гражданина может быть предъявлен прокурором независимо от просьбы и заявления заинтересованного лица.

Таким образом, выполнение Плана Нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ в сфере обеспечения верховенства закона и модернизация судебной системы фактически завершено и определённые позитивные результаты уже достигнуты.

Оцените пост

5

Комментарии

2
И самое главное, в недалеком будущем проведение Межгалактического Шахматного Турнира.
1
Очередные прожекты, никогда не будут доведены до конца...
То ли - как у ходжи Насреддина в байке о том, как он осла взялся обучать говорить, то ли - по причине банального распила.
0
Грош цена такому плану, если до сих пор судьи на калькуляторе показывают сколько ты должен принести судье.
0
что за набег ботов?
нормально всё, в последнее время хоть какие то шани в сторону улучшения.

Видеофиксация идет, всё записывается. Правда вроде еще нет в открытом доступе в судебном кабинете, что очень плохо.
0
Почитайте - "Системная коррупция правоохранительных органов", это мое предложение по реформе судебной системы...
Показать комментарии