Yvision.kz
kk
BookVision
BookVision
616 постов4 подписчика
7
03:38, 05 сентября 2016

Рассказ «Священник и писатель» by Роман Ковалев

Без лишних предисловий, просто представляю вам мой новый небольшой рассказ.

_______________________________________________________________________

Blog post image

В воздухе стояла какая-то непривычная сырость, и это показалось забавным и символичным, ведь именно сегодня ему вздумалось пойти на исповедь. В прочем, он не грешил, чтобы каяться в чём-то, но в то же время этот разговор ему был крайне необходим.

Эту обветшалую церковь он видел тысячу раз, потому как она лежала между его домом и небольшим парком, где мужчина любил проводить время, черпая вдохновение в едва заметной суете местной живности. Он представлял себя Бёрнсом, перед взором которого раскидывались безграничные природные красоты, уносящие разум вдаль, и пусть в этом парке не было каких-то живописных особенностей, а деревья были довольно редкими, он чувствовал, что его сердце принадлежит этому месту. В то же время внутри этой набожной обители ему ещё не доводилось оказываться, он не был верующим, не искал ранее ответов на вопросы, что происходило с ним сейчас.

Медленно и неуверенно войдя в кабинку для исповеди, он начал столь важный для него разговор:

- Святой отец...так ведь правильно к вам обращаться?

- Да, сын мой. Что беспокоит тебя?

- Знаете, я никогда не грешил. На моей памяти, по крайней мере, такого не было. Я, хоть и не особо верю в бога и высшие силы, всегда стараюсь вести себя...правильно, - мужчина старался аккуратнее подбирать слова.

- Это хорошо, сын мой. Так что же привело тебя сюда? Ты хочешь чем-то со мной поделиться?

- Если честно, я сам не знаю, что мне нужно, чего я ищу. Мне просто нужно поговорить, и лучшего решения, кроме как прийти сюда, я не придумал. Серьёзно, не идти же к психологу?!

- Слушаю.

- Знаете, я - писатель, не из тех, что штампуют ежегодные блокбастеры, и по всему мне таковым не стать. Неудачником меня тоже не назвать, некоторые мои повести и рассказы печатают в журналах, кое-какие гонорары у меня имеются. Вместе с тем у меня то и дело возникают сомнения, тот ли путь я избрал...

- Сомнения - признак большого ума. Сомневающийся значит ищущий, а тот, кто ищет, как известно, всегда найдёт.

- Вы также пришли к вашему...ремеслу?

- Сын мой, мы сейчас говорим о тебе.

- Мне бы хотелось, чтобы это больше походило на диалог.

- Ну, что ж, иногда можно немного отойти от правил.

- После непродолжительной паузы священник решил-таки дать ответ на поставленный вопрос: - Я не всегда был человеком глубоко религиозным, я пришёл к Богу, когда у меня уже не оставалось другого выхода.

- А как же все ваши догмы, учения и прочее? - удивлённо произнёс писатель. - Это, безусловно, важно, но Бога надо найти и принять, а священные писания лишь помогают в этом, - судя по голосу, священник и сам был удивлён своей откровенности.

- Спасибо за честность, святой отец. Знаете, мне иногда кажется, что мои цели расплывчаты, а ориентиры возможно ложны? Пожалуй, вы можете понять, ведь Бог или что-то подобное оно ведь так далеко, так недостижимо, да и объяснить это внятно едва ли представляется возможным.

- Подобное суждение лишь отчасти верно. Бога можно найти внутри себя, в окружении, даже глядя на звёзды, порой можно ощутить его присутствие. Также и в вашем случае, думается, что любая цель достижима, если в неё до конца поверить.

- Спрошу иначе, как вы считаете писательство - достойное дело? - мужчина бросил взгляд через отделяющую собеседников решётку и заметил, что на висках священника едва пробивалась седина.

- Практически любое занятие достойно, а писательство тем более. Умение видеть суть вещей, подмечать их, передавать знания и отвлекать людей от проблем насущных не может быть недостойным.

- Я порой сомневаюсь в том, что вымышленные истории, которые рождаются в моей голове, имеют хоть какой-то смысл, пользу... - писатель хотел было что-то ещё добавить, но не стал.

- Как я и говорил, сомнения - это хорошо. Если бы ты, сын мой, не сомневался, ты не пришёл бы сюда, тебя бы не волновало то, что ты делаешь, потому как слепая вера - не ключ к истине.

- Это любопытная мысль. Простите, иногда мне кажется, что религиозные люди далеко не всегда дружат с разумом. Простите ещё раз.

- Ничего. Я многое слышал в исповедальне, - священник скромно улыбнулся.

- Вместе с тем, я не совсем вас понимаю, ваши слова звучат немного...противоречиво. Вы говорите, что нужно верить в то, что делаешь, но и сомневаться на этот счёт тоже правильно?

- Правильно. Вы не изучали педагогику? В некоторых трудах говорится, что противоречия - это движущие силы развития личности. Мне кажется, это довольно удачное определение ситуации.

- Поясните.

- Когда соприкасаются или даже сталкиваются два противоположных начала, рождается нечто новое. Можно назвать это истиной. Вера и сомнения в данном случае это и есть те самые противоположные начала.

- Хм, никогда не задумывался об этом, а ведь что-то в этом есть, - писатель непроизвольно почесал затылок. - Святой отец, а как вы считаете, тщеславие - это грех?

- А что подразумевается под тщеславием?

- Я бы назвал это стремлением к постоянному одобрению, порой переоценка своих возможностей.

- Пожалуй, в такой трактовке я бы не назвал это грехом. Безусловно, поступление моральными принципами на пути к чему-то суетному это определённо не может быть благодетелью, а порой и того хуже. В остальном же я так понимаю речь идёт об оценке творчества и излагаемых мыслей?

- Верно.

- Тогда не вижу в этом ничего преступного. Желание помочь ближнему не возбраняется ни Богом, ни какой-либо религией.

- Но, святой отец, возвращаясь к началу разговора, есть ли эта польза от простых вымышленных историй?

- Сын мой, ты сам прекрасно знаешь ответ на этот вопрос. Представь ситуацию, что некий сомневающийся, подобно тебе сегодня, ищет подсказки, как поступить в тот или иной момент на жизненном пути, и в твоём труде он найдёт необходимый выход. Это ли не есть помощь ближнему, или польза, если угодна?

- Безусловно, вы правы. Простите ещё раз, но я человек, как вы поняли, не набожный, поэтому в моих работах присутствует и насилие, и прочие нелицеприятные вещи, которые необходимы для повествования. И знаете, иногда мне кажется, что какой-нибудь подросток, прочтя мой роман и не правильно его истолковав, может взять и пойти на преступление. Это серьёзно удручает.

- Я прекрасно это понимаю, сын мой. Насилие - это вопрос достаточно щекотливый, и не совсем верный для этих стен. Однако, если говорить откровенно, насилие - это искушение, искушение, которому подвергались даже известные мировые религии. В борьбе с искушениями и проявляется воля человеческого духа... - священник на миг замолчал, словно собравшись с мыслями и продолжил: - Люди, познающие мир, к огромному сожалению, практически всегда сталкиваются с насилием, противостоят ему или поддаются. И это своеобразная константа, на которую вы вряд ли можете каким-то образом повлиять.

Внутри церкви оказалось достаточно прохладно, как показалось писателю, но беседа его увлекла, так что он обращал внимание разве что на стук входной двери, ведь постояльцы то и дело заглядывали внутрь, оставляли зажжённые свечи, молились перед иконами и дальше шли по своим делами. Как заметил мужчина, у другой стены была ещё одна исповедальня, откуда прихожане выходили заметно быстрее, пока он продолжал разговаривать со "своим" священником.

- Святой отец, мне бы не хотелось занимать ваше время, но у меня есть ещё пару вопросов.

- Время найдётся для всех, главное, чтобы твои терзания прекратились, - по-отечески сказал священник, хотя казалось очевидным, что писатель был старше его.

- А вот мы с вами рассуждаем о литературе, о грехах...а разве вам можно читать светскую литературу? Я не сведущ в подобном, просто интересно, раз уж речь зашла.

- Единого ответа на подобный вопрос не найти. Где-то это запрещается, кто-то пришедший к религии, познав светскую жизнь, вряд ли откажется от литературы. Скажем так, это решается в индивидуально порядке. Сын мой, это стало походить на интервью, мы же здесь ради тебя, не так ли?

- Да, простите, что-то вроде профессионального любопытства проснулось, - писатель неуклюже улыбнулся, священник не обратил на это никакого внимания. - Знаете, мне как и многим часто снятся сны, причём иногда мне кажется, что в них есть какой-то скрытый смысл. Возможно в этих снах даже больше смысла, чем в бодрствовании, как вы считаете?

- Раз Бог наделил нас возможностью видеть то, чего нет, то это не может быть лишено смысла.

- А что на счёт попыток их трактовать? Вам же наверняка знакомы труды Фрейда о бессознательном.

- Нахожу их оскорбительными и даже низменными. Божий промысел очевидно простирается дальше первобытных инстинктов.

- Тогда в чём же смысл сновидений? Простое отвлечение от обыденных дел?

- Я, как и ты, сын мой, не могу до конца знать, что и по каким причинам задумал Всевышний. Святой Симеон Новый Богослов в своё время сказала: "Чем душа занята и о чем говорит наяву, о том мечтает или философствует она и во сне: проводит весь день в заботах о делах человеческих, об них же суетится она и в сновидениях; если же она все время поучается в вещах божественных и небесных, то и во время сна она входит в них же и умудряется видениями". Я склонен согласиться с тем, что сны это ещё одно проявление человеческое души, как ваше творчество, например.

- Смею не согласиться, осознанное воображение это скорее прерогатива разума.

- Возможно ты прав, сын мой.

- И последний вопрос, святой отец, я всегда мечтал написать о религии, о Боге...можно я возьму наш разговор за основу? - С удовольствием прочитаю, сын мой!

P.S. вдохновлено трудом Фредерика Бегбедера "Я верую — Я тоже нет!"

7
510
6