Аутсорсинг персонала в РК появился в 2000-х годах и пришел к нам с запада. В основном, этот вид аутсорсинга у нас происходит в крупных организациях, например, Тенгизшевройл, Казмунайгаз, КПО, Казахмыс, Казцинк и пр.
В чем суть аутсорсинга персонала? Крупный работодатель перестает набирать новых работников непосредственно себе в штат и привлекает к этому делу специализированные организации (так называемые кадровые агентства, рекрутинговые компании, агентства по найму персонала и пр.) которые подбирают подходящего работника заказчику, и в дальнейшем работник работает у заказчика - но числится в штате вышеуказанной специализированной организации.
Сейчас основная тройка игроков на рынке предоставления услуг аутсорсинга персонала это:
1) Болашак-Атырау
2) Fircroft
3) KIS-Orion
и есть еще туча мелких аутсорсинговых организаций которые обычно привязаны к одному заказчику и по сути являются аффилированными с компанией-заказчиком.
Почему крупные компании набирают новых работников через аутсорсинговые компании? Основные причины это:
- экономическая выгода (т.е. это выгоднее по деньгам); сформулировать поточнее, как именно выгодно - не могу из-за незнания налоговых и законодательных заморочек.
- нового работника легче убрать если он каким-то образом не понравится заказчику и работник впоследствии не сможет выдвинуть иск непосредственно к заказчику;
- акционеры заказчика не смогут обвинить например отдел кадров в том что они набирают своих родных или знакомых на работу.
- травматизм и несчастные случаи персонала работающего по аутсорсу не отражаются в показателях заказчика по технике безопасности и не вызывают повышение ставок страхования работников. Компании с иностранным капиталом очень ревностно относятся к статистике по ТБ т.к. их акционеры понимают что чем больше несчастных случаев - тем больше компенсационных выплат и судебных издержек, а это уменьшение стоимости акций и прибыли самих акционеров.
В чем минусы аутсорсинга для работников. Во-первых, работник теряет по зарплате по сравнению с персоналом заказчика, выполняющим ту же работу. Видел как два работника получали по разному: один в месяц более 500 тыс тенге (работник непосредственно заказчика), а другой (через аутсорсинговую организацию) - 300 тыс тенге. То есть работник вынужденно кормит "паразита" своим трудом.
Нужно отметить что на заре своего появления в РК аутсорсинговые организации за устройство работника через них, брали с работодателя вознаграждение в виде зарплаты работника за месяц. В дальнейшем они вошли во вкус и поняли что лучше иметь постоянный и стабильный доход с работника в течении всего срока его работы на компанию-заказчика.
Во-вторых, у работника устроившегося через аутсорс - скудный или никакой соцпакет (медстраховка, мат помощь, премии и пр.) и условия труда (продолжительность рабочего времени больше, условия проживания, проезда хуже, обучения почти нет и пр.).
Иногда аутсорсинг принимает уродливые формы, например персонал компании заказчика начинает влазить в процесс подбора/найма персонала и подсовывать своих людей на собеседование (интервью) т.е. указывать кого принимать на работу.
Был у меня такой опыт, на новую работу меня подбирал специалист отдела кадров компании заказчика, организовывала мне интервью через скайп с менеджерами заказчика, а в конце процесса говорит "у нас найм к сожалению проходит через аутсорсинг, поэтому я передам ваше дело кадровикам аутсорсинговой компании, они с вами свяжутся и оформляться вы будете через них" т.е. аутсорсинговая компания даже палец об палец не ударила а получила работника с которого потом имела часть его зарплаты ежемесячно.
У меня лично возникают три вопроса связанными с деятельностью таких аутсорсинговых организаций:
1) Почему они связаны только с крупными компаниями заказчиками?
2) Кто стоит за этими организациями?
3) Почему государство не создает таких условий чтобы между крупными работодателями и работником не возникали такие "посредники-паразиты", или без них никак?