06:03, 15 августа 2016

Записки походника. Терскей Ала-Тоо (Тянь-Шань)

День первый (ч. 1)

День, который меня удивил.

Кажется, это был самый лёгкий день в походе. С группой мы встретились уже в Караколе ближе к обеду. Познакомились. Получилась у нас мини-встреча представителей СНГ в узком составе: три казахстанца, три россиянина, три беларуса, два украинца. Здесь нам местные предложили за небольшую доплату поехать с рюкзаками до первой стоянки. Согласились. нужно было выбрать несколько человек, кто поедет с ними. Всем хотелось пуститься в путь, мы же согласились проехаться. И кажется сделали правильный выбор.

Самое приятное в путешествиях - это знакомства с невероятными и интересными людьми. На горную тропу не встанет кто-то простой, у каждого своя история.
Пока мы ехали на машине, к нам подсели две взрослые женщины, которые не рассчитали свои силы и попросились поехать вверх с нами на уазике. Вика и Лена приехали на Тянь-Шань из Санкт-Петербурга. Лена работает уборщицей, Вика - курьером. Умные женщины с высшим образованием признались, что надоело им сидеть в душных офисах и захотелось легкой работы, за которую платят деньги. Каждое лето они вдвоём берут палатки и уходят в горы. И так вот уже 20 лет. Лена, кстати, вот уже несколько лет на пенсии. Призналась, что жалеет об одном - не начала рано путешествовать.
Теперь вопрос - о чем пожалеешь ты, будучи на пенсии?

День первый (ч.2)
День, который меня удивил.

Это был первый день, когда я встретила дождь на Тянь-Шане. Мы приехали в лагерь раньше группы, поэтому нам досталась ответственная миссия переносить рюкзаки всей группы. А таскали мы их три раза - в начале от машины до турбазы, затем от турбазы до мест под палатку, а когда начался дождь, то в юрту. Эту ночь мы провели у Исы в Арашане (горячие источники). Место под палатку стоит 100 сомов, купание в горячих источниках - 200 сомов, ночевка в юрте - 700 сомов с человека, комплексный ужин - 250 сомов с человека. Мы поставили палатку, поужинали и пошли купаться в источниках. Минут через 10 стало тяжело дышать, поэтому была вынуждена прекратить купания.

После тяжёлого городского и суетного воздуха здесь, на природе, тебе все кажется волшебным - трава, горная речка, горы. Хочется сразу все впитать в себя и не отпускать. Но почему-то все впитать в себя не получается. Мы так много времени проводим в душных квартирах, бетонных стенах и железных каркасах, что чистая природа без вмешательства человека не сразу попадает в мозг. Всё больше похоже на сказку.

А дальше была волшебная ночь... Знали бы вы, какое это ощущение - ночевать спустя год в палатке на природе. Слышишь шумит река? Слышишь стрекочет кузнечик? Слышишь, как шумит ветер и что-то шепчут горы? Засыпаешь моментально под мерный стук капель дождя по палатке. Тогда меня этот звук обрадовал. Я ещё не слышала ничего более успокаивающего.

День второй (ч. 1)
День, который я не хочу вспоминать.

Утро. Дождь все ещё стучит по палатке. Слышала - звали на завтрак, придётся вставать. А не хочется. Дождь капает нудно и однотонно. Надо выходить в путь, но проводник Юра из Украины нас жалеет, говорит, выйдем через пару часов. Он надеется, что дождь закончится.
Ага. Хер там. Вышли под дождём. Но дождь пока помогает, как ни странно - идти под дождём легко - не жарко, не душно, даже тепло. Этот день можно назвать самым тяжёлым.

Я думала, он никогда не закончится. Мы переходили речку, поднимались вверх, падали в воду, ударялись ногами о камни, мочили ботинки и снова переходили речку. Рюкзаки начинают тереть плечи и спину. Приходится много отдыхать, чтобы выровнять дыхание и найти в себе силы пойти дальше. В первые дни самое сложное - это не решиться уйти назад. Честно, такие мысли посещали, но шла. Три, четыре, пять часов. Не знаю. Проводник измеряет наше расстояние не в часах или километрах, а в подъемах.

Подъем - 800 метров. Значит, к концу сегодняшнего дня мы будем примерно на высоте 2800-3000 метров. Дождик идёт местами, раза 2-3 в день. Это путь на перевал к озеру Алакель, идти вверх очень сложно - сила рюкзака тянет вниз, да и попа привыкла сидеть на стуле - она тоже тянет вниз. Присесть хочется, а нельзя. Тяжелее будет вставать. Решили идти на счёт, например, 20 шагов идёшь, 5 отдыхаешь. Так легче выровнять дыхание и все внимание уходит не на боль, а на счёт.
Увидев всю мою боль и почти слезы в глазах, любимый отбежал далеко вперёд, оставил свой рюкзак и вернулся за моим рюкзаком, чтобы я могла хотя бы 200 метров пройтись без рюкзака и дать плечам отдохнуть. Это было невероятно - идти и не чувствовать тяжесть рюкзака. Хотя, как мне многие говорят, её можно было и не чувствовать - если не идти в горы. Но как бы не было тяжело, я все равно туда вернусь.

День второй (ч.2)
Ночь, в которую я пожалела, что пришла в горы

После привала проводник Юра решил нас обрадовать - сказал, что до места ночёвки остался буквально километр.
Добиралась до лагеря еле еле. То казалось, что не хватает кислорода, то голова болела, то ноги не хотели идти. Снова шёл дождь, мелкий такой. Кажется третий или четвёртый раз за день. Заставляла себя идти, как могла. И как не могла. И тут на высоте я встретила эдельвейсы. Страшненькие пахучие цветы напомнили мне Алтай. Но там они растут на гораздо нижней высоте.

Наконец, вдали стал виден лагерь. Мокрые, голодные, холодные и злые мы с новой силой потащились по склону безымянной сопки, чтобы добраться до палатки.
Добралась. Трясёт от холода. Хочется выпить несуществующего горячего чая и покушать неготовой ещё еды, но приходится просто переодеваться в сухое и всем предложить настойки. Дома в Астане я сделала настойку на спирту для сугреву на основе листьев и ягод чёрной смородины. Понесла на себе чистый спирт, а потом его разбавляли с водой. Было очень вкусно и хорошо согревало в горах.

Выпили, переоделись, поужинали почти... И тут любимого начинает морозить не по-детски. Сам трясётся от холода, а жар такой, что можно яйца жарить. Пошел ливень с громом, инструктору Юре пришлось под стеной дождя греть воду, чтобы я могла развести порошок от простуды. Приготовила порошок, заставила выпить. А потом полночи сидела рядом и ругала себя за то, что вытащила его в горы. Решила, что утром, если ему не станет лучше, то мы уйдём назад, несмотря на оплаченные деньги, амбиции и желание опубликовать красивые фото и проч.

А заснуть в эту ночь я смогла лишь под утро... В это же время примерно прекратился дождь.

День третий (ч. 1)
День, когда мы обменялись кольцами

Утром оказалось, что не сумели заснуть почти все девушки нашего лагеря. Говорят, это высота так сказывается на здоровье. Любимому стало лучше. Оказалось, надо было в начале переодеться в сухое и тёплое, а потом делать все остальные дела. Тело успело остыть за это время и холод овладел им.

Сегодня по планам у нас самый высокий перевал во всем нашем маршруте. Ночевали мы у подножия перевала Алакель, это значит, что примерно полдня будем идти просто вверх. Идём потихоньку, высота давит на голову, мозг как будто отключается временами. Айка угощает энергетическим батончиком, который должен дать энергию, витамины и минералы, и начать сжигать жиры.

Много туристов встретили мы в тот день. В основном это были ребята из Польши, Франции, Дании, Израиля. Знаете, чем прекрасно встречать туристов в горах? У тебя есть вполне реальная отмазка для всех, что ты болтаешь с человеком, а не нашла минутку, чтобы отдохнуть ещё.

Начинается снег. Наш путь лежит через сыпуху. Сыпуха - это куча мелких камней, которые лежат на склонах гор. Она не устойчива и скатывается вниз. А вместе с ней и ты. Делаешь два шага вверх, а сыпуха спускает тебя вниз на шаг. Ужасно. Мартышкин труд. Но так идут все. И все себя чувствуют одинаково. Снег это хорошо, не так мокро. А ты идёшь, идёшь вверх, природа спускает тебя вниз, обидно до слез, но в итоге в этой борьбе ты побеждаешь. Побеждаешь себя, гору, сыпуху. Ради нескольких минут на вершине. 3800 метров - новая высота в моей жизни.

Шутливо мы решили провести выездную церемонию регистрации брака на высоте. Во всех смыслах этого слова. Сняли тяжелые рюкзаки, Айка дала кольца от брелоков и провела всю церемонию в ускоренном режиме, иначе стоять холодно.
Глянула вниз, а там...

День третий (ч.2)

День, который долго не заканчивался

На высоте больше 3500 метров обычно ничего не растёт. Безжизненная каменная пустыня окружает тебя. Но этот перевал стоит преодолеть, хотя бы только ради того, чтобы насладиться видами озера Алакель. Высокогорное озеро нежно голубого цвета с чистой водой. Радуюсь, что есть места, куда некоторым людям добраться не под силу.

Почти вместе с нами на перевал поднялась женщина 63 лет. Как она радовалась и обнималась со всеми, что преодолела привал! От неё исходила такая теплота и радость, что хочется радоваться вместе с ней. И даже становится как-то неприятно, что ты жалел себя, пока поднимался.

Дальше наш путь лежал вниз. Иногда тяжело разобраться, что сложнее - идти вверх или идти вниз? Везде есть свои минусы, ровно как и минусы. Спускались мы долго и тяжело. Снова под дождём, потом снегом, а потом ливнем. Идти по камням под дождём тяжело, обувь скользит. Приходится быть аккуратным и при этом быстро быстро шагать по возможности.

Я все ждала, когда же этот день закончится, когда будет привал, когда можно будет снять рюкзак и надеть сухую одежду. Очень больно идти, вес свой и вес рюкзака давит на колени, а после на пальцы ног, которые больше задействованы при спуске вниз. Боль все равно не отпустит в ближайшее время, поэтому стараюсь почти бежать. Так хотя бы есть гарантия, что боль закончится раньше. И вот мы пришли на привал. Лес защищает от ветра, значит, должно быть тепло. Первым прийти на место лагеря, значит, первым выбрать лучшее место под палатку. Мы выбрали место под елью, там сухо. Пока готовился ужин, снова начался дождь. Противный такой. С частыми каплями. Так обломилась сушка промокших вещей. Здесь же я пошутила, что видимо свой намокший купальник я высушу уже на Иссык-Куле. Тогда я ещё не знала, что буду права.

День четвёртый
День, когда закончилось молоко

Кажется среди нашей группы ещё долго будут ходить легенды о том, сколько мы пьём чая. В поход мы с собой взяли две бутылочки маленького молока Шадринское. Оно долго не портится. Хотя у нас не было солнца столько, чтобы молоко прокисло. В общем, оно закончилось именно в этот день. Это была печаль. Дальше мы пили простой черный чай.

Дождь шёл всю ночь. Юра предложил выйти на пару часов позже, и пока солнце светит, просушить наши вещи и палатки. Я в прошлом году писала о том, как холодно и мерзко натягивать на себя мокрую одежду и мокрые ботинки. Кажется, здесь каждый день был таким. Практически дождь шёл 3-4 раза в сутки.

Сегодня наш путь был полегче - мы просто спускались вниз по ущелью, по морене и равнине. Так мы вышли к национальному заповеднику, куда вход для жителей стран СНГ - 50 сомов, для остальных стран - 200 сомов. За палатки отдельная плата - 40 сомов с каждой. Я заметила, что на всём нашем пути было много побегов земляники, но не было ягод. А потом они нашлись. Сегодня был день, когда я объелась ягод. Было очень вкусно. Походный день было решено завершить раньше. Дождь шёл всего два раза за день, было жарко и солнечно, нужно было просушить вещи и постираться. Почти целых пару часов мы просто лежали на поляне, сушились. Потом, как оказалось, зря. Но тогда нам казалось, что спальники и вещи просушились ровно на столько, что мы сможем без помех продолжить свой путь.

Вечером снова пошёл дождь, едва мы успели поужинать. Кстати, мы везунчики в этом отношении. Дождь всегда давал нам возможность покушать и иногда даже выпить чаю.
Ночевка была просто великолепной - высушенные согретые спальники, размеренный стук капель дождя по палатке и шум горной реки. Мы часто не слышим звуков самой жизни и природы, нам все перебивают гаджеты и прочие шумы. Наверное, производители айфонов бы обиделись, узнав, что в походе айфоны называют фотоаппаратами. Больше толку от них нет. А может в этом и есть толк?

День пятый (ч.1)
День, когда гордыня отступает

Видимо ночью я все же замёрзла. С утра еле еле встала с температурой, долго не могла собрать рюкзак - руки тряслись. Нервничала, психовала, злилась. Но злиться по идее не на кого, кроме как на себя саму. Всю ночь шёл дождь. С утра пока ещё к солнце. Наш путь шёл к леднику Каракол вверх по реке.
Снова крутые подъемы, несколько часов. Тяжело обычно идти только первые два три дня. Потом организм привыкает к бешеному темпу и ритму совсем другой жизни. По началу организм все никак не может понять - чего это ты не сидишь, как обычно на стуле весь день, не тащишься с утра на работу, не сидишь в интернете, читая непонятные новости...

А потом организм втягивается в новый вид развлечения и сам подаёт тебе силы из своих резервов и запасов, которые он может для этого и откладывал.
Шли долго. Отстала от группы одна женщина. Вот уже несколько дней у неё была аллергия, тяжёлая, с отеками. Сегодня ей стало ещё хуже. Мы все ушли вперёд, Юра шёл с ней и наблюдал за её поведением. Как оказалось, отек ушёл куда-то вовнутрь, поэтому было принято решение облегчить наш путь.

Мы отказались от самого большого и тяжелого перевала Арчатор, а сегодня нам надо было пойти другим путём. Дорога была длинной и долгой, мы уже прошли 1/4 часть намеченного пути. Тяжело было не просто остановиться и пойти назад, но и вернуться, не взойдя на запланированный перевал.

Понятно, в горах бывает всякое. Да и наша команда к такому решению проводника отнеслась по разному. Так усмирялась гордыня. А показать, какой ты есть на самом деле, вбежать на перевал, как на пригорок, хотелось.

Было решено оставить рюкзаки на том месте, докуда мы дошли и устроить небольшой радиальный выход к леднику.

День пятый (ч.2)
День, когда я упала в реку

Радиалка была не из лёгких. Путь преграждали камни, разлившаяся, но обмельчавшая река Каракол. Мы шли, постоянно думая о том, как тяжело было бы идти здесь с рюкзаками. Дошли почти до ледника и решили присесть с Айкой.

Тут произошла одна из самых странных и необъяснимых вещей за весь поход. Недалеко от нас паслось стадо коров. Погода начала резко портиться и все это стадо подошло к нам. Они долго и упорно смотрели на нас, как будто что-то хотели сказать, но покорно молчали. Немного зловеще, когда ты сидишь в горах, а от тебя чего-то хотят молчащие коровы. Вариантов было много: может увидели в нас пастухов и ждали команды, может хотели сказать, чтобы мы уходили отсюда... Мы это приняли, как второй вариант и пошли быстрее к нашим рюкзакам. Оказалось, это было самым верным решением.

Резко начался шквальный ветер и пошёл дождь. А наш путь обратно лежал через камни, если вы помните. Пока спускалась, подскользнулась на камне, но все обошлось - скатилась на попе вниз. Мы шли быстро быстро назад, а на месте, где надо было переходить горную реку несколько раз, я снова подскользнулась на камнях, но теперь уже упала в речку. Намокла вся левая сторона тела, ботинок был полон воды, но ещё больше я испугалась, что сломала себе что-нибудь или что речка унесёт меня вниз. Выбралась. Дождь ещё идёт, кажется скоро начнётся ливень. Хлюпая ботинком, иду к нашему мини лагерю. От дождя спрятались мы под большим камнем. Холодный дождь лил, не переставая, размывая обратный путь и возможность дойти до стоянки сухим. Болит колено и стопа, однозначно будет синяк, лишь бы не растяжение. Дождь потихоньку заканчивается и нужно уже начинать спускаться вниз к месту ночёвки. Иначе рискуем добраться туда в темноте или по ливню. Вечером всегда льют дожди.

Шла без остановок, с Айкой болтали о всякой фигне. Хорошо, когда есть кому перемыть кости в пути, не замечая расстояний. На ужин у нас был вкусный типа лагман. Лежала в палатке и никуда не выходила, немного лихорадило. В жаре есть плюс - соседу не холодно в палатке  :) Вот такой юмор в походе.
Поскольку у нас минус один перевал в пути и минус один день, завтрашний день будет последним. Нужно подняться на Телеты и спуститься.

День шестой (ч.1)
День, когда закончился шоколад

После тяжёлых переходов знание, что сегодня последний день пути, придаёт сил. Но не так, как хотелось бы. Сегодня у нас резкий подъем наверх и такой же резкий спуск. Километры, метры - это просто слова, они мало что могут сказать. Дыхалка уже работает лучше, но все равно ещё немного задыхаешься, когда идёшь метров 12-15. Это уже лучше. Первые дни моего дыхания хватало на 3-5 метров.

Мыслей в голове много, так легче идется. Идёшь и думаешь о подготовке к свадьбе, что ты ещё забыл и не предусмотрел. Думаешь думаешь и рррраз! Ты уже выше на 30 метров, которые не так уж и прочувствовал в своих ногах и спине. И сразу такая радость возникает в груди.

Как и положено, погода начала портиться ближе к 12 часам дня. Жаль, что снова путь идёт по камням, кустарникам и рекам. Обед - бутерброды и остатки утренней гречки вприкуску с диким зелёным луком. По тропе у нас было столько дикого лука... Вспомнила, своё детство в Усть-Каменогорске, как копали в предгорьях Рудного Алтая луковицы. Сейчас конечно же луковицы никто не копал, времени нет. Погода портится, надо успеть дойти до вершины, пока не начался дождь. Но кажется в горах Тянь-Шаня, как только ты подумаешь о дожде, он тут же начнётся. И мокрый ты продолжаешь свой путь.

Вообще у каждого человека свой путь. Бывает так, что человеку приглянулся твой путь, и он решил пройти его с тобой. Но тогда у него тоже возникает свой путь, который просто пересекается с твоим. Это важно понимать, прежде чем винить себя и кого-то в том, что кто-то не дошёл по твоему пути или свернул в другую сторону.

С такими мыслями мы дошли до вершины перевала Телеты, снова под дождём. Здесь холодно, я в шортах. Все же лучше, чем идти в мокрых штанах. Волоски на ногах встают дыбом, мурашки бегут. Ждём отставших на верху и делим шоколадку. Последнюю шоколадку. Очень грустно, когда в походе заканчиваются сласти. Ещё грустнее это для сладкоежки.

А дальше начинается крутой спуск...

День шестой (ч.2)
Вечер, когда небо рыдало

Если вы спросите у меня, чем мне запомнился этот поход, я отвечу дождём. Не было ни одного дня без дождя. Каждое утро мы вставали и думали - вот сегодня точно не будет дождя! Но он приходил в разное время, под разными видами. За неделю я повидала всяких дождей - и лёгкий моросящий, и мерзкий моросящий, с крупными каплями, дождь, идущий стеной, дождь, который идёт словно из-под земли, дождь, который идёт параллельно земле...

Мы злились, ругались, психовали на дождь, пытались найти виноватых в группе, у которых путь должен быть таким трудным. А потом я вспомнила анекдот про карму, и мне стало весело. Не зря мы встретились все в одно и то же время, на одном и том же пути.

*****
Женщина лежит в постели с любовником. Вдруг раздается звонок в дверь,
она понимает, что пришел муж и в порыве отчаяния восклицает:
- Господи, сделай так, чтобы он ничего не заметил!
Разверзаются небеса и господь говорит:
- Хорошо, я так сделаю, но ты умрешь от воды.
Она говорит:
- Хорошо.
Проходит год, два года. Женщина не купается, моется только под душем,
старается по возможности любыми путями избегать воды. Проходит 3 года,
она неожиданно выигрывает путевку в морской круиз.
Посомневалась-посомневалась, и решила поехать. Плывет она на шикарном
лайнере, вдруг ночью начинается шторм, все в панике корабль тонет. Она
опять в порыве отчаяния восклицает:
- Господи, ну ты же не можешь из-за меня одной потопить весь корабль!
Разверзаются небеса и господь говорит:
- Да я вас, блядей, на этот корабль три года собирал!
****

Мы спустились к вечеру в ущелье в надежде на костёр, тепло и солнце. Но природа вновь обманула наши ожидания. Ливень шёл стеной, а значит, поставить палатку у нас есть минимальное количество времени, иначе намокнет внутренняя часть палатки, и все будет мокрым внутри. А спать в сырости не самое лучшее завершение тяжелого дня. Пока мы приловчились, как поставить палатку, прошло минут 5-7. Главное, поставить каркас и натянуть брезент, который защитит от дождя. Поставили. Я полезла вовнутрь с рюкзаками, пока вытаскивать сухие вещи и расстилаться. Помню, как стучу зубами от холода, вода стекает с меня, а надо в начале расстелить хотя бы плед под себя и только потом одевать спальные вещи. Проводник сказал - ужинать будем, как закончится дождь.

Ну, и как вы поняли, ужина мы не дождались.
Долго не могли согреться, в итоге решили лечь спать в один спальник боком, а вторым укрыться как одеялом. Я благодарю производителей спальников Coleman, что мы сумели влезть и застегнуться в один спальник.

Проснулась ближе к 11 ночи, дождь идёт, ужин кажется нам не светит, а есть хочется. Воды нет, а ещё сильно хочется в туалет. На вершине я подумала, что дотерплю до низины, а тут было не до этого. Терпеть уже не было сил. Пришлось выйти в этот холодный мокрый мир из тёплого спальника хотя бы на метр, чтобы сделать своё грязное дело. Утром узнала, что половина группы терпели, а один мужчина сходил в туалет в свою кружку, которую утром помыл. Вот завидую я иногда мужчинам!
Достали остатки еды - сухофрукты и полбулки хлеба. Вроде поужинали и снова легли спать.

День седьмой
День, когда чего-то не хватило

8 утра. По меркам гор это поздно, но мы встали первыми. Взяли газ, чтобы вскипятить чайник, начали готовить макароны с сыром. Сегодня мы рассчитываем вернуться к цивилизации, поэтому сушиться не стали. Путь - всего 20 километров по обычной горной дороге, никаких тебе резких спусков-подъемов и перевалов. Идти уже можно любым темпом, а ещё дыхалки хватает, чтобы идти и болтать. Ну это прям весомый плюс в пользу сегодняшнего дня.

Думать совсем ни о чем не хочется. Жизнь в информационном вакууме даёт своё. Все, что было таким важным до этого, сейчас теряет свои очертания. Да и сколько уже можно думать одну и ту же мысль. А новых, извините, не прибавляется. Последняя новость, которую мы успели услышать, - это попытка госпереворота в Турции. Не поверили. Но в горах политику стараемся не обсуждать. Не хватало ещё находиться среди вековых сосен, быстрых горных речек и думать о политике.
Если честно, возвращаться к цивилизации хочется не особо.

Осталась какая-то недосказанность после этого отпуска, как будто что-то ты должен был, но не успел сделать. То ли не хватило вечеров у костра (из-за дождя такой был только в ночь перед выездом в Астану), то ли приключений не хватило (в прошлых записках было больше динамики), то ли просто я ещё не поняла, что произошло. Но погодные условия в этот раз оказались намного суровее, несмотря на южное месторасположение. Хотя это всего лишь обстоятельства.

День восьмой (заключительный)
День, когда мы вернулись к цивилизации

Один из самых долгожданных дней в походе - это первый день в цивилизации. В начале тебе хочется вкусить все, что есть в магазине - конфеты, пиво, печеньки, йогурты. Потом ты становишься более избирательным - вкусовые рецепторы накаляются. После - зеркало. Вот уже четвёртый год подряд я слышу один и тот же разговор - нос обгорел, лицо грязное и т.д. Собственно, это тоже обстоятельства. Мелкие такие обстоятельства.

А потом начинается разбор фото. Обидно, что расстояние в 1 километр и резкий подъем фотография передаёт, как просто равнину. Хотя и фото не самое главное в горах. Впечатления куда важнее, особенно у тех, кто впервые в горах. Радостно видеть, как человек полюбил горы, как хочет сюда вернуться. И начинается масштабное строительство планов - вот ты хочешь в Фаны, а вот ты на вершине Эльбруса, а вот твоё будущее фото у базового лагеря Эвереста. Хотелось бы, чтобы все всегда сбывалось.

Оу! Ещё есть один классный момент в горах - это вес рюкзаков. Я долго искала способ, как сэкономить пространство и вес. Экономила на всём, что можно только. А некоторые оказывается берут с собой платья, по 100 пар белья и четыре-пять футболок. Нерационально. Да ладно. В прошлом году у нас один человек весь поход таскал с собой тяжёлую книгу в надежде прочитать её. Однажды девушка взяла глины для масок на мордашку. Прочитала, что будет баня в горах, и ей захотелось сделать масочку именно в горах.

Но самое приятное в горах - это люди. Кого здесь только не встретишь, и все такие особенные, самобытные. Кто-то считает себя особеннее других, но это тоже мелочи. Часто человек забывает, что все находятся в таких же условиях - подъем одинаковый, погода та же самая, ну и расстояние, соответственно. Это все мысли, когда ты на пути на верху, а здесь, на озере и в пути пора отбросить умные философские мысли, тем более о том, что уже прошло.

*Спасибо команде "Карпатские путешественники" за отличный поход.