Подарок от Шары

Айгуль Тулембаева 2010 M09 4
2464
3
0
0

  Надежда СЕМЕНЧУК, продолжает разговор, начатый профессором Айгуль Тулембаевой Здравствуйте, Айгуль Нуралиевна! Хочу искренне поблагодарить вас за выдающуюся работу «Русские, не уезжайте!»...

 

Надежда СЕМЕНЧУК, продолжает разговор, начатый профессором Айгуль Тулембаевой

Здравствуйте, Айгуль Нуралиевна! Хочу искренне поблагодарить вас за выдающуюся работу «Русские, не уезжайте!», опубликованную в газете «Весь мир». («ВМ» №3(23), январь-март 2010 года). Ваши аргументы убедительны, а мотивы достойны восхищения. За последние два десятилетия мне не приходилось читать статьи более человечной и патриотичной. Вы сумели приподняться над распространённой (увы!) точкой зрения – во имя исторической справедливости.

Будь у вас больше смелых единомышленников, стране удалось бы избежать массового оттока русских. Говорят, что оралманы – достойная замена уехавшим. По-моему, такое противопоставление бессмысленно. Мы все могли бы разместиться в Казахстане – места здесь много. Почему-то об этом не задумываются те, кто подталкивал своих русскоязычных сограждан к эмиграции. Не скрою, и мне довелось пережить чувство недоумения и разочарования, когда я слышала весьма странные мнения. Образованные казахи ратовали за вытеснение русского языка из общественной жизни, сокращение его программ в школах. А ведь они получили дипломы инженеров и учителей, врачей и агрономов благодаря знанию русского языка. Более того, защитили кандидатские и докторские диссертации на этом языке. Как же легко они предали своих профессоров, свои родные институты и университеты! Как же они забыли общеизвестные факты: цвет казахской интеллигенции начала прошлого века, члены знаменитой «Алаш Орды» получили образование в Москве и Санкт-Петербурге?! И вот уже мы пожинаем плоды этого исторического беспамятства. Нынешние школьники всерьёз полагают, что свою независимость Казахстан отстоял в долгой и упорной борьбе с «русскими колонизаторами». Но как ни клейми «тоталитарный строй» и коммунистов, справедливости ради надо вспомнить, что это владимир Ленин впервые за многовековую историю казахского народа определил и закрепил границы, которые действуют и поныне. А ненавидимый многими (и подчас за дело) Сталин преобразовал Казахстан в союзную республику с государственной символикой – гербом и флагом. Это позволило потом безболезненно состояться независимости Казахстана. Я РАЗДЕЛЯЮ вашу искреннюю озабоченность и неприкрытую боль, когла вы говорите: «Русский язык не принадлежит только русским». И это правда. Русский язык – это важная составная часть всей мировой цивилизации. Зачем же искусственно отказываться от того, что уже имеешь? Разве можем мы, русские, исключить из культурного наследия такой памятник как Библия? А казахи – Коран? Но ведь эти бессмертные книги впитали в себя мудрость иудеев и римлян, греков и арабов. История народа как и его культура не может быть искусственно прервана. Из них нельзя вырывать неудобные страницы – как это делает нерадивый ученик со своим дневником. Вот почему мне так близка ваша мысль: снижение интереса к русской культуре приводит к досадной неграмотности, ограничению доступа к мировой литературе. Далеко за примером ходить не буду. Моя знакомая решила перечитать книги серии «Библиотека приключений». Спросила в близлежащей библиотеке сочинения Фенимора Купера. - «Финиморкупер»? А кто автор? – живо поинтересовалась молоденькая казашка. Согласитесь, такое услышать от библиотекаря ещё десять лет назад было бы невозможно… Ваше эмоциональное обращение к русским согражданам читается на одном дыхании. Ну кого могут оставить равнодушными такие пронзительные строки: «Не уезжайте! Мы с вами прошли через такие испытания, преодолели столько трудностей». Я вспомнила своих покойных родителей. Их семью, как впрочем, и других целинников, приехавших осваивать необжитые места, разместили на семи ветрах. В холодном деревянном домике – времянке. По ночам вода, оставленная в ведрах, превращалась в лёд. Ума не приложу, как маме удавалось уберечь детей от простуды. Моего отца Василия Кирилловича, тогда ещё молодого специалиста с дипломом агронома, направили в Павлодарскую область, в Баян-Аульский район. Выезжая в дальний аул, он часто брал меня, совсем ещё малышку, в кабину грузовика. За компетентность и открытый характер его очень ценили и уважали местные жители. Буквально перекрывали дорогу, приглашая в юрту или в мазанку. Там подносили большую пиалу кумыса. Этот напиток так нам понравился, что отец купил красавицу лошадь, гнедую с белым пятнышком на лбу. Мы с младшей сестрёнкой обожали свою Ласточку. И охотно «колотили» молоко, чтобы вкус его стал ещё острее. Дети послевоенного времени, мы не выбирали по национальному признаку ни друзей, ни любимых. Сколько среди наших ровесников «лиц евразийского типа»! По признанию иностранных гостей – очень красивых лиц. А нынче в парламенте народный(?) избранник возмущается тем, что в кинофильме казахская девушка обнимает парня «неказахской» национальности. И никто из коллег его не одёрнул. Насколько ущербны и примитивны бывают представления о таких сокровенных чувствах как дружба, порядочность, любовь! В молодые годы уже в Караганде, я подружилась с Шарой Сагатбековой. Как перспективный педагог и комсомольский лидер, она была направлена для продолжения учебы в Москву, в высшую партийную школу. Изредка мне удавалось навещать её в общежитии. - Ты почему в старомодном пальто, Надя! Ну нельзя же так! Я смутилась. У нас в Караганде трудно было подобрать что-то соответствующее взыскательному вкусу. По настоянию подруги мы поехали в ГУМ, и я примерила первое, на чём остановился взгляд. Пальто на мне сидело как влитое. - Берём, – решила Шара, – в нём ты такая красавица! Поинтересовавшись ценой, я украдкой вздохнула и вернула новинку на вешалку. Таких денег у меня не было. Тогла Шара вынула из кошелька всю свою стипендию (по тем временам вполне приличную) и направилась к кассе. Я кинулась за ней. - Ты с ума сошла! Тебе месяц на эти деньги жить! - Нас тут четверо карагандинцев. Неужели они меня не прокормят? Сказала как отрезала. Разве я это когда-нибудь забуду? Мы, казахи и русские, и правда друг другу родные. Заканчивая свои заметки, не могу не выразить восхищения вами, Айгуль Нуралиевна. Всевышний одарил вас умом, красотой, талантом и великодушным сердцем. Значит, и миссия на вас возложена великая – быть просветителем своего народа. Очень хочется почитать внукам вслух ваши сказки. Они, должно быть, мудрые и добрые. Творите для людей и будьте счастливы сами.

Республика Казахстан

Оцените пост

0

Комментарии

0
Вы правы!
0
по Вашему мы должны были оставить все как есть и на десять школ с русским языком образования одну казахскую? Нужен компромисс, иначе будет что русскому хорошо то казаху плохо. Русские из этой страны массово уезжали не из-за того что их притесняли, просто на своей исторической Родине им комфортнее, были и экономические причины. Несомненно, РК все еще находится под культурным влиянием России, но разве это не последствия тех времен, когда численность казахов на этой земле не составляла и 30%? Будьте реалистами, возврату к тому прошлому не будет, по крайней мере в обозримом будущем, Россия в ближайшие несколько десятилетий неспособна к экспансии культурного и человеческого капитала.
0
Если быть реалистами, то культурная экспансия идет косвенным путем в любом случае... Зависимость была и будет, если не прямо, то косвенно. Здесь не говорится что нужно возвращать, нужно создавать и объективно смотреть на реальность...
Показать комментарии