Yvision.kzYvision.kz
kk
Путешествия
Путешествия
Путешествия
3 500 постов463 подписчика
Первый казахстанский специализированный проект про путешествия, отдых и туризм
15
21:44, 26 апреля 2016

Алматы — Шымкент — Отрар — Туркестан и обратно. Одним днем по Южному Казахстану

Blog post image

Казахстан - огромная страна со множеством красивых и интересных мест. Есть и исторические достопримечательности, и природные. Правда, абсолютное большинство населения никуда не ездит, ничего не знает и нигде не было. Потому что дорого, нет информации, нет инфраструктуры. И, самое печальное – нет интереса.

Но, кажется, лёд тронулся. Мы побывали в первом туре выходного дня по историческим местам Южного Казахстана. Уточню, в первом профессионально организованном и доступном каждому туре. Поездка заняла всего один день, а впечатлений и воспоминаний хватит очень и очень надолго.

Ранним воскресным утром мы вылетели из Алматы в Шымкент.
Blog post image

Взлетели. Высота - 8000 метров, скорость 660 км/ч. Винты крутятся.
Blog post image

За бортом проплывают горы Тянь-Шаня. Слева по борту остается Бишкек, справа - Тараз.
Blog post image

А вот и Шымкент.
Blog post image

Город постоянно строится и растет, занимая все пространство до горизонта. Неоднократно здесь был, это один из двух более-менее удобных для жизни городов страны.
Blog post image

Спасибо экипажу за отличный полет и мягкую посадку!
Blog post image

Прощаемся с нашим самолетом, встречаемся с гидом и садимся в автобус. Нам предстоит неблизкий круг в 400 км. Вечером, уставшие и получившие много впечатлений, окажемся здесь же, в аэропорту.
Blog post image

Первая остановка - Красный мост через реку Боген, что совсем недалеко от Шымкента. Мост очень старый, 19 века. Сейчас рядом стоят еще два более современных моста. Он чудом сохранился и это очень круто. Запросто могли бы пустить на металлолом.
Blog post image

Металлические конструкции моста были изготовлены в 1875 году на одном из заводов Санкт-Петербурга и по железной дороге доставлены в Оренбург, а оттуда уже верблюдами на место установки.
Blog post image

Ходят легенды, что местные жители, чтобы заставить губернатора области построить на этом месте мост, были вынуждены выкрасть его дочь и перевезти на противоположный берег.
Blog post image

На протяжении многих веков для южно-казахстанских степей это был и самолет, и поезд, и автомобиль в одном лице (точнее, в морде). Верблюд, в общем. Сейчас - неиссякаемый источник шубата для местного населения и одеял для армии (проскочила такая новость недавно, на счет использования их шерсти).
Blog post image

Наш транспорт. Удобно, комфортно, безопасно, не по-шымкентски - и это очень радует. Спасибо водителю дяде Саше.
Blog post image

Кстати, тюльпаны. Самый популярный цветок Фейсбука образца мая прошлого года.
Blog post image

Ехать, конечно, хорошо. Но надо бы и пообедать. Заехали в поселок Шаульдер.
Blog post image

В ЮКО традиционно на каждом углу тойхана. Поэтому сопутствующие магазины есть даже тут, довольно далеко от цивилизации.
Blog post image

Не выкладываю жующих людей, но поели весьма сытно и вкусно. Была рыба (откуда?), пельмени (местное блюдо же, ага) ну и традиционные куырдак и шашлык по-шымкентски.

А в этом магазине купил Сникерс в дорогу. Хот-док и пирошки брать не стал.
Blog post image

Историческая справка:

Недалеко от места слияния рек Арысь и Сырдарья скрыты под землей развалины древнего города, история которого насчитывает почти две тысячи лет. Это Отрар.

В 1219 году город был захвачен и разрушен монгольской армией под руководством сыновей Чингисхана.

В XV веке город был восстановлен благодаря развитию Великого шелкового пути. В январе 1405 года в Отраре в начале своего похода на Китай умер основатель огромной империи Тамерлан. По преданию, он простудился после бани.

С XV по XVIII века Отрар был одним из городов Казахского ханства. А в 1727 году его снова разрушили, на этот раз - джунгары.

Знаменитые жители Отрара - всем известный по нашим купюрам и проспекту в Алматы ученый Аль-Фараби и великий исламский святой Арыстанбаб, к которому мы еще сегодня вернемся.

Короткий переезд - и мы в древнем Отраре. Первое впечатление хорошо видно на этом фото. Бардак и бесхозяйственность. Что за ржавая табличка? Где нормальная дорога? Это ведь известный на весь мир туристический объект.

Тем не менее, у этого места потрясающе мощная энергетика, поэтому обо всех недостатках забываешь уже через пару минут. От необъятного степного простора и осознания того, что под ногами лежит тысячелетняя история, захватывает дух.
Blog post image

Наш гид, Ислам. Историк, отличный рассказчик и искренне любящий свой регион человек. Лучшего экскурсовода в Чимкенте вы не найдете.
Blog post image

А вот и Северные ворота в город. Снизу - раскопки основания, сверху - частичная реконструкция.
Blog post image

С этого холма средневековый воин обозревал окрестности. За прошедшие шестьсот лет почти ничего не изменилось. Только машины убрать.
Blog post image

А это уже более глубокий культурный слой. Основание стены относится к VI веку! То есть можно туда спуститься и потрогать руками кирпич, которому 1400 лет! Фотография этого не передает, но в реальности ощущения очень сильные.
Blog post image

К сожалению, время, природа, а также монголы с джунгарами многократно ровняли город с землей. Тем не менее, сохранилось очень много и это постепенно, стараниями археологов, откапывается и изучается.

Отрар - самый значимый археологический объект Казахстана. Неизвестно, какие находки здесь еще будут сделаны - но они точно будут.
Blog post image

Ислам рассказывает, блогеры слушают. Однозначно, сюда нужно ехать только с гидом. Иначе впечатления будут совсем не те.
Blog post image

Сохранившаяся кирпичная кладка в основании бывшей городской мечети.
Blog post image

Местный копатель.
Blog post image

Blog post image

Групповое фото на память. Место классное, атмосферное, пронизанное многовековой историей.
Blog post image

А вот и мавзолей Арыстанбаба, учителя и духовного наставника Ходжи Ахмеда Ясави. Совсем недалеко от Отрара. Важное и святое место для мусульман.
Blog post image

Внутрь - только босиком.
Blog post image

На выходе желающим предлагается местная экзотика - курт и шубат. Я не любитель гастрономических экспериментов, но, говорят - вкусно.
Blog post image

Верующие приезжают сюда на хадж, что означает поклонение святыням. Рядом есть гостиница, поскольку едут отовсюду.
Blog post image

День почти прошел! Наступает вечер, а мы спешим к последнему пункту нашей поездки - мавзолею Ходжи Ахмета Яссауи. Степи Южного Казахстана весной очень красивые, яркие и зеленые. А местами и такие. Рядом ведь множество крупных рек (в том числе и Сырдарья), которые разливаются весной.
Blog post image

Прибыли. Очень красиво. Вся территория, в отличие от Отрара, аккуратна и ухожена. Мавзолей, конечно, огромен и впечатляет. Раньше слово "мавзолей" было для меня девальвировано строением на Красной площади в Москве, пока восемь лет назад я впервые не оказался в Туркестане.
Blog post image

Традиционно. Свадебное фото - непременный атрибут каждой достопримечательности.
Blog post image

Но вот это уже слишком. Рабочий день закончился, пора домой. Только вот причем здесь вообще павлин? Что творится в голове у местного фотографа, не совсем ясно. А птичку - жалко.
Blog post image

Мавзолей начали строить по приказу Тамерлана и уже почти закончили, когда в 1405 году полководец неожиданно скончался в Отраре. И с момента его смерти работы прекратились, а входной портал остался таким, каким его оставили строители. Можно даже увидеть остатки лесов того времени. В многочисленных отверстиях живут птицы, что для верующих является хорошей приметой.
Blog post image

Все остальные стены имеют завершенный вид и украшены ярким орнаментом.
Blog post image

Вот как это выглядит.
Blog post image

Купол мавзолея, который был символом единства и гостеприимства - самый большой в Центральной Азии, построенный из кирпича.
Blog post image

Blog post image

На этом наша экскурсия закончилась, уставшие и полные впечатлений мы выдвинулись в аэропорт, где по приезду нас ожидал квест "съесть 50 палочек шашлыка и не опоздать на самолет", но это уже совсем другая история, которую будут еще долго помнить все без исключения участники этой поездки ;)
Blog post image

Подводя итог, хочу заметить, что это первый подобного рода проект в развитии внутреннего туризма. В дальнейшем планируются новые маршруты по другим областям, а также туры из регионов в Алматы.

К сожалению, в Казахстане много всего интересного, но нет абсолютно никакой туристической инфраструктуры. Но это не значит, что нужно сидеть дома и ничего не знать о своей стране. Ездить можно и нужно. Будет поток туристов - будет развиваться и инфраструктура. И очень радует, что первые шаги уже сделаны.

Кстати, весь тур в ЮКО с перелетом, автобусом, гидом и едой обойдется в 50000 тенге (примерно 150 USD).

P.S. Организаторы поездки - туроператор Kompas Tour и авиакомпания Qazaq Air.

15