Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
17
03:07, 14 апреля 2016

Казахстанское образование: реформы ради показухи.

На фоне наступившего политического затишья роль главного ньюсмейкера, видимо, решило взять на себя Министерство образования и науки. Первое нововведение перманентно реформирующего  госоргана - это переход на пятидневную неделю обучения учащихся. Главная причина, насколько можно понять из официальных текстов - это стремление внедрить европейские стандарты в наше образование. Ну кто же против? Только давайте сначала начнем внедрять европейские стандарты с материально-технической базы учебных учреждений и с заработной платы преподавателей. Вообще непонятно решение министерства начать переход к пятидневке уже с 1 сентября 2016 года (для первых классов)  без всеобъемлющего мониторинга учебно-воспитательного процесса, без вдумчиво разработанной программы обучения, без обсуждений с практикующими педагогами и родительским сообществом. По словам министра Сагадиева  « Сокращается общая учебная программа за счет того, что ребенок переходит к модели функциональной грамотности»

Извините, но это просто набор слов.  Для непрофессионалов поясню, что модель  функциональной грамотности предполагает развитие способностей ученика   самостоятельно  осуществлять  учение,  а также  применять  полученные знания,  умения  и  навыки   в  различных  сферах жизни. Еще отмечу, специально для чиновников Минобра, что успешная реализация функциональной грамотности невозможна без внедрения разработанного применительно к Казахстану интегрального процесса образования. А этого нет. Следовательно, сама модель превращается в пародию на самое себя, в профанацию идеи… Хотя, если господа чиновники не имеют представления об этой системе то вообще о чем говорить? Я уже не упоминаю об очевидном: о том, что в нашей стране до сих пор существуют школы с трехсменным обучением; что существуют региональные климатические условия, неблагоприятные для продления учебного года  (июньская жара на юге Казахстана); что если учебный год заканчивается в середине июня, то переводные и выпускные экзамены растянутся до середины июля; что главной проблемой для практикующих учителей будет вопрос посещаемости занятий учениками в летний месяц. Немаловажным представляется и вопрос о том, каким образом будет решаться вопрос об отпуске учителей. Слова министра образования о том, что они «постараются этот вопрос проанализировать» не внушает оптимизма.. Вообще-то в мировой практике принято анализировать до реформирования чего-либо, а уже затем претворять в жизнь..У нас же как всегда - телега стоит впереди лошади. Впрочем, как-то переживаем  ЕНТ , возможно с грехом пополам переживем и пятидневку и абсолютно сырую модель перехода на 12-летнее обучение. По крайней мере, в победных бюрократических реляциях. Что по настоящему внушает ужас так это опять таки уже провозглашенный переход на полиязычное преподавание предметов. Напомню, что согласно этому нововведению преподавание истории Казахстана и казахской литературы будет вести только на казахском языке, а химия, физика, биология и информатика на английском. Возникает закономерный вопрос: где министерство образования найдет несколько десятков тысяч учителей свободно владеющих не только английским языком, но и знаниями естественно-математических наук? Мне, конечно, жаль, что чиновникам от образования «не повезло» так сказать с учителями, как и власти в целом с собственно народом, но  проблема остается проблемой: где? И какого качества будет знания у учащихся, чей уровень понимания иностранного языка оставляет желать лучшего? Надо всё-таки осознавать, что нельзя практику Назарбаев интеллектуальных школ, где сосредоточена большая часть педагогической элиты и наиболее одаренных детей страны победившего ЭКСПО, транслировать на всю систему общеобразовательных школ Казахстана. Это не просто безответственно и глупо, это преступно.

Впрочем, можно не удивляться железобетонному спокойствию министерства образования. Во-первых, традиционное для нашей бюрократии оптимистическое настроение по отношению ко всему и всем можно поколебать лишь только сокращениями штата и посадками «агашек». Во-вторых,  все полиязычное обучение в общеобразовательных школах сведется к ставшей к уже привычной показухе: в Астану будут лететь стахановские  отчеты, а на местах всё останется по старинке, потому что физически невозможно реализовать данную реформу в такие сроки и  потому что мудрость нашего народа способна превозмочь любые вывихи мозга высокого начальства. Все участники процесса, зная истинное положение дел, будут делать вид, что всё хорошо: реформа успешно претворяется, качество знаний учащихся растет, родители довольны, дети счастливы, а учителя, обласканные всеми солнцами Вселенной счастливы втройне. По крайней мере, будем на это надеяться…

Ну и последнее, о чем я бы хотел сказать друзья. Внедрение трехъязычного обучения в школах Казахстана начнется в 2017-2018 учебном году. На реализацию новшества, которое будет вводиться поэтапно, но в ускоренном темпе, государство планирует выделить астрономическую сумму - 1 трлн 391 млрд тенге.. Вот и всё что нужно понимать!  Нас ждет новое ЭКСПО, господа...

 

17
326
3