Ансамбль современной музыки «Игеру»

2773
15
0
18

Мое представление о современной музыке и о композиторах в общем полностью перевернул один местный ансамбль – ансамбль «Игеру». На самом деле, это не просто очередной попсовый музыкальный коллектив.

Друзья, а кто-либо из вас может назвать хотя бы одного современного композитора? А казахстанского? Вот и я о том же. По крайней мере, я был того же мнения, что и многие читатели данного блога, но до недавнего времени. Мое представление о современной музыке и о композиторах в общем полностью перевернул один местный ансамбль – ансамбль «Игеру». На самом деле, это не просто очередной попсовый музыкальный коллектив, коих создается огромное множество не только в нашей стране, но и за ее пределами. Это первый и пока единственный ансамбль в Казахстане, который специализируется непосредственно на современной академической музыке. Да, оказывается и такое существует! И не только существует, но еще и активно набирает свои обороты! В действительности, такие ансамбли современной музыки, это обыденная практика с почти уже вековой историей в Европе. Так зачем же эти ансамбли нужны нам вообще? Давайте вкратце попробуем в с вами разобраться.

Как нам известно, мировая музыка пережила переломный момент в начале XX века. Виновниками торжества были многие и самые разные композиторы, но самым главным «бандитом» стал австрийский композитор Арнольд Шёнберг. Подобно Пабло Пикассо в живописи, который заставил художников мыслить по-другому, Шёнберг сотворил музыкальную революцию. Во-первых, он объявил о равноправии каждого тона, каждого звука, в следствии чего появилась додекафония, или же техника двенадцати тонов. То есть, если же раньше существовала некая иерархия в музыкальной тональности, где одна нота (ступень) была главнее другой, а самая главная называлась тоникой, то Шёнберг это все отменяет. Во-вторых, он объявляет о равноправии каждого музыканта-исполнителя, который сидит на сцене. Допустим, если раньше в оркестре группа первых скрипок была главнее группы альтов, то сейчас они равны. А грубо говоря, это означает, что над альтистами больше никто не будет издеваться.

С момента дня независимости для инструментов на сцене композитор больше не нуждается в огромном количестве музыкантов. Здесь необходимо учесть тот факт, что оркестр это всегда дорого, а у композиторов с деньгами не всегда были хорошие отношения. Поэтому камерно-инструментальная музыка приобретает большую популярность и любовь у композиторов. Но пожалуй, самое главное это то, что в Европе благодаря появлению таких ансамблей, которые нацелены на исполнение именно только что написанной музыки, искусство в целом начинает стремительно развиваться. Путем экспериментов и тесных взаимодействий исполнителей с композиторами появляются новые звуковые миры, исполнительская техника достигает новых высот, количество новых музыкальных стилей возрастает до необъятных размеров, а уровень профессиональных композиторов многократно возрастает.

И это только малая часть причин, по которым нам нужен был такой ансамбль! В действительности же, нам нужно стимулировать молодежь не только интересоваться современным искусством, но и активизировать наших же композиторов, о которых вообще нигде и ничего не слышно! Наконец, появился достойный ансамбль современной музыки, который будет представлять сегодняшнюю музыку Казахстана, как внутри страны, так и за ее рубежом; развивать не только наших композиторов, но и наших слушателей, пропагандируя зарубежных европейских классиков и современников! Теперь композиторам есть для кого писать, и есть надежда быть исполненным, а у нас с вами появляется возможность их услышать и оценить!

Ансамбль был создан в ноябре-месяце, но уже успел дать четыре концерта, в котором впервые в Казахстане были сыграны сочинения таких легендарных авторов, как Лючано Берио, Джачинто Шелси, Оливье Мессиан, Элиот Картер, Тошио Хосокава и многих других. Но на мой взгляд, важнейшей вехой явилось не это, а то, что впервые на сцене зазвучали сочинения наших отечественных авторов: Алиби Абдинурова, Тимура Нильдикешева, Тогжан, Каратай, Данияра Бержапракова. Стоит отметить тот факт, что произведение Алиби было написано в далеком 1999 году, но выход в свет пьеса увидела только лишь в ноябре прошлого года. Отельные огромное СПАСИБО я бы хотел сказать создателю и руководителю ансамбля «Игеру», который так же является педагогом Алматинской консерватории имени Курмангазы – Санжар Байтереков. Это герой нашего времени, который получив блестящее образование в Московской консерватории, возвратился на Родину, чтобы вселить надежду в наших композиторов, в нашу музыку и в наше с вами будущее! Он сплотил свою «могучую кучку» и создал свой неповторимый ансамбль, который отличается от своих западных коллег тем, что в состав ансамбля входят не только европейские инструменты (флейты, кларнет, фортепиано, скрипка, виолончель), но а так же и казахский народный инструмент кыл-кобыз.

Следующий концерт этого замечательного ансамбля пройдет под управлением именитого российского дирижера Фёдора Леднева 6 апреля в рамках шестого международного фестиваля современной музыки в Казахстане «Наурыз-21». Кстати, этот фестиваль так же является единственным подобным фестивалем у нас в стране, а его организацией занимается все тот же Санжар Байтереков. Сам же фестиваль пройдет с 6 по 9 апреля в здании Алматинской государственной консерватории имени Курмангазы. Среди приглашенных гостей фестиваля огромный интерес у меня вызывает Джамиля Джазылбекова, которая на сегодняшний день является самым именитым композитором из Казахстана. Более подробную информацию о фестивале можно посмотреть вот здесь:

https://www.facebook.com/VI-Международный-Фестиваль-современной-музыки-Наурыз-XXI-905742342880790/?notif_t=page_invite_accepted

Ссылка на страничку ансамбля в Фэйсбуке:

https://www.facebook.com/eegeru2015ensemble/?fref=ts

Ad

Rate post

18

Comments

Login to comment