Прокачаем ваши навыки | ЧТЕНИЕ [Заметки учителя #2]

Аманжол Смагулов 2016 M02 21
1189
1
46
0

В первой части целого недельного марафона прокачки языковых навыков, мы поговорим о reading'е. Чтение - лучшее учение. Заходите, убедимся вместе!

What’s up, everyone! How was your weekend? Please, write in the comment section. I will be glad to have some chitchat with you.
Для начала, хочу сказать спасибо всем, кто поделился первой статьей в этом блоге! Пост был длинный и каждому, кто осилил - еще раз спасибо. Я очень рад, что нашел отклик среди вас подписчиков, и что статья оказалась полезной и/или вдохновляющей. С удовольствием жду ваших вопросов, на которые с радостью отвечу.
На этой неделе посты буду выходить ежедневно, и каждый из них я посвящу отдельному языковому навыку и тому, как его можно развивать. Расскажу об известных техниках, важных моментах, секретах и наблюдениях из личного опыта.
Принято выделять 4 языковых навыка, но я к ним прибавлю еще два, возможно не совсем навыка, но пользы от них будет не меньше. Итак:
    1. Reading (навык чтения: скорость и глубина усваивания информации, умение находить главное в тексте иностранного языка, выделать идею, аргументы, следить за повествованием)
    2. Listening (навык слушания: умение воспринимать информацию на слух в общем и в деталях, обрабатывать услышанную информацию и использовать услышанное на иностранном языке)
    3. Speaking (навык разговора: самый желанный(!), умение говорить свободно, естественно, использовать в речи различные грамматические конструкции и слова, включая слова-связки, вводные и “натуральные” слова, фразеологизмы, слэнг)
    4. Writing (навык письма: способность выражать мысли на иностранном языке на письме, в email-переписке, в повседневных сообщениях, применять конструкции различной сложности, идиомы и терминологию)
    5. Дополнительный, но очень важный навык - Vocabulary learning (запоминание слов: правильный выбор, изучение, запоминание, повторение и использование - все это очень важно, особенно на первых порах).
    6. Последний - это смесь всех предыдущих навыков - Watching and Catching (watch - смотреть, catch = understand). Я очень люблю смотреть кино, и оно в свое время было для меня главным учителем английского языка, но об этом позже.
Знаете, эту серию постов можно было бы сжать до одного твита: “Чтобы лучше читать, слушать, говорить и писать нужно - больше читать, слушать, говорить и писать”.
Колумбом это меня не сделает. Но ведь мы все это понимая, не знаем что, где, как начать, с какой стороны подступиться и как оценивать свой результат, как следить за прогрессом и на что обращать больше всего внимания. Именно с этим я и хочу помочь. С тем, КАК больше читать, слушать, говорить и писать. А то, что ключ к успеху это постоянная практика - самая беспристрастная правда. Никакого секрета.
Итак, в понедельник (your favorite day of the week) мы начнем с самого “скучного” навыка, каким его считают большинство новых студентов - Reading. Да, по исследованиям сейчас люди, вне зависимости от поколения, читают все меньше и меньше. И даже после начального периода на моих курсах, я иногда замечаю, что студенты не проявляют энтузиазма в чтении статей из газет, журналов или вырезок с сайтов. Но дело не в количестве скорее, а в качестве. Хочется верить, что люди стали избирательнее. Тогда уж тем более, умение читать на английском откроет дверь к ценной информации, которой нет (или еще нет) на русском языке.
Сразу определимся, навык чтения - это не умение читать “произнося звуки” или читать без акцента. Абсолютно нет. Речь идет о способности усваивать информацию, важную или необходимую, на иностранном языке легко и быстро, как мы это делаем на своем родном. В этом первая ошибка начинающих или не эффективно обучающихся студентов - можно даже не читать вслух, суть не в этом.
Второй ошибкой является чтение только текстов из курсовых книг (по которым чаще всего занимаются в группах, но бывает и индивидуально). Тексты в этих книгах очень поверхностно рассчитаны на отработку навыка чтения и восприятия информации. Скажем, я их использую исключительно на знакомство с новыми словами или вступление к теме урока или даже отработку грамматики, но они НИКАК не помогают оттачивать reading.
И самой распространенной ошибкой студента является не эффективная методика или ее незнание. Давайте сначала разберемся, как все эти ошибки нам исправить и плавно перейдем к секретам и самым важным моментам.
1) Вы читаете не чтобы выучить слова, время Present Perfect или отработать произношение звука “th”. Ваша единственная цель в отработке навыка - усваивать смысловое ядро текста и его детали. Конечно, развитие навыка невозможно без параллельного развития в разговоре, грамматике, слушании и (очень важно) запоминании слов. Все тесно связано, но всегда ставьте конкретную цель в отработке навыка. И не нужно читать и переводить каждое слово. Только те, которые повторяются несколько раз в тексте либо “мешают” угадать/додумать/понять смысл абзаца или предложения.
2) Тексты должны быть двух типов и только этих двух: желательно, если это возможно - Real English, реального английского. Скажем, журналы по вашему хобби, газеты со свежими новостями. И нам очень повезло, что сейчас это все можно достать парой кликов и барабанным соло на клавишах - тадам, и перед экраном этот пугающий огромный текст на английском с длинными словами и ужасающими конструкциями. Real English материал предпочтителен тем, кто прошел какой-либо базовый курс и ему не придется постоянно лезть в словарь.
Второй тип подходит как раз для начинающих или людей, отлично владеющих базовыми навыками, но обладающих маленьким словарным запасом - это чтение адаптированной литературы, максимально приближенной к реальному английскому. Лидером и личным фаворитом для меня тут будет конечно издательство Penguin Readers и их серия адаптированных литературных произведений под 6 уровней от Starter до Advanced. Помню еще как вчера, в 10 лет читал свою первую их книжку - Treasure Island. Я был так горд что прочел Остров Сокровищ! Какого же было мое удивление и разочарование, когда я узнал что она сокращена и адаптирована. Но самое главное - я понял суть и некоторые детали, а это и есть цель развития Reading-а.
3) Методика. Думаю, уже назрел вопрос: “Нужно просто читать, переводить слова и все? Просто понимать текст?”. Нет, иначе это была просто каторга для изучающего. Такие способы, так сказать, упрямого, медленного метода напролом, конечно работают, но первые результаты дадут о себе знать спустя 100 переведенных текстов.
Я использую 5 действенных упражнений. До трех додумался из своего опыта, а два подсмотрел из классических методик:
  • Вы читаете текст и стараетесь сократить его до самого главного. Можно делать предложение на абзац, можно 2-3, но главное, это не работа с редактурой. Не нужно сокращать текст, просто удаляя лишние слова или предложения. Вам необходимо написать емко о самом важном, что вы прочли. Проще говоря - поработать над кратким содержанием. Так вы учитесь выделять главное, работая только с общим смыслом.
  • Прочтя текст, постарайтесь его пересказать. Не как в школе - зубрить какие-то моменты или рассказывать красиво/интересно не нужно. Ваша цель - находить к общим идеям в поддержку какие-то детали.
  • Прочитайте статью/главу в книжке или новость и попробуйте ее с кем-то обсудить. Вы заметите, как кто-то хуже или лучше воспринял информацию. Пойдет взаимообогащение.
  • После прочтения задайте тексту 10 вопросов. Абсолютно любых. Не старайтесь составить логическую цепочку, просто задайте общие вопросы (конечно на английском) или вопросы на факты из прочитанного.
  • И последнее, скорее маленький личный совет, чем упражнение: читайте не только большие статьи, книжки или журналы по какому-то личному расписанию, но и старайтесь читать весь день следующие вещи:
    • твиттер-аккаунты обычных людей или людей, рассуждающих у себя в твиттере (им может показаться странным, что кто-то из Казахстана подписался на них, но это необходимо исключительно для отработки навыка)
    • блог по вашим интересам (скажем, на tumblr или blog.com)
    • новостные сайты за завтраком или когда машина разогревается, в общем, в любую свободную минутку. Читайте, не задумываясь.
Самое же главное, читайте в свое удовольствие. Да, я согласен, что обучение не должно и не может быть всегда веселым, интересным и таким желанным времяпровождением, но старайтесь полюбить английский не только в разговоре, которым так хочется овладеть, но и в его буквах. :)
Уф, да сам этот пост - будто создан для отработки чтения. Спасибо всем, кто дожил до этих строк! Я желаю вам удачи в развитии вашего Reading-а, и прощаюсь до завтра, когда расскажу вам как работать над, пожалуй, самым важным навыком - Listening-ом.
Until next time!
Смагулов Аманжол Директор и преподаватель языковой школы “Знаю!”
Следите за мной на facebook.
Интересное в блоге здесь:
 

Оцените пост

46
Дальше