Как стать депутатом или правила предвыборной агитации в Казахстане.

Fedordemos 2016-2-11 09:10
15926
1
0
88

Хочешь стать депутатом, прочитай этот пост!

Итак, вы решили стать депутатом маслихата или мажилиса Парламента Республики Казахстан. Если через партийные списки или от Ассамблеи народа Казахстана, и у вас практически 100% попадание в депутатское кресло Парламента, то эта статья не для вас. Она, для тех, кто решил баллотироваться в депутаты маслихатов с собственной программой.

Нарушил закон - ушел с дистанции

Как вы понимаете, от вашего избирательного округа не вы один самовыдвиженец.

Таких как вы, скорее всего, наберется с десяток. Но и вы, и мы прекрасно понимаем, что именно вы, благодаря вашим высоким моральным человеческим качествам, имея четкую и понятную для народа платформу, должны стать избранником народа.

Вопрос в том, как донести ее до народа и не нарушить закон. Конечно, было бы правильным привлечь для сопровождения юридическую компанию, где работают бывшие прокурорские работники, они знают, как недопустить нарушения, так как будучи действующими, их поиском только и занимались. Могу посоветовать если нужно.

Помимо этого, вам нужна типография, которая в период предвыборной агитации будет работать только для вас. Поверьте, все типографии уже начали получать заказы от таких же кандидатов.

Предвыборная агитация, что это?

Глава 5 Закона «О выборах в Республике Казахстан» дает понятие предвыборной агитации, порядок ее ведения и условия финансирования.

Предвыборная агитация - деятельность, имеющая целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против того или иного кандидата, политическую партию.

Она начинается с момента окончания регистрации кандидатов и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующему дню выборов.

О том, как вы будете нас побуждать и не слететь при этом с предвыборной гонки читайте дальше.

Запад не поможет!

Давайте сразу определимся, что нельзя. Как говорится, кто предупрежден, тот может стать депутатом.

Нельзя привлекать к предвыборной агитации иностранцев, лиц без гражданства, иностранные юридические лица и международные организации.

Запрещено финансирование выборов со стороны международных организаций и международных общественных объединений, зарубежных государственных органов, иностранных юридических лиц и граждан, а также лиц без гражданства, какое бы то ни было прямое или косвенное их участие в финансировании выборов.

Так, что если вы решили воспользоваться помощью друзей из-за океана, то лучше сразу выбросить эту мысль из головы.

Что еще нельзя?

Нельзя проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы:

1) государственным органам, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении служебных обязанностей; 
2) военнослужащим Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, работникам органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьям;

3) членам избирательных комиссий;

4) религиозным объединениям.

Поэтому, если у вас есть друзья, родственники, знакомые, относящиеся к вышеуказанным категориям, то лучше к ним не обращаться.

Чиновник - кандидат

Если вы сами государственный служащий, то на вас распространяются следующие ограничения:

Кандидатам, являющимся должностными лицами государственных органов, запрещается использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Под использованием преимуществ должностного или служебного положения понимается:

1) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в другой служебной зависимости, к осуществлению предвыборной агитации, за исключением случаев, когда указанные лица осуществляют агитацию в качестве доверенных лиц кандидата;

2) использование помещений, занимаемых государственными органами, для осуществления деятельности, способствующей избранию кандидата, политической партии, выдвинувшей партийный список, если иным кандидатам, политическим партиям не гарантировано использование указанных помещений на таких же условиях.

Соблюдение установленных настоящим пунктом ограничений не должно препятствовать выполнению должностными лицами своих служебных обязанностей.

Отдельно, если вы журналист – кандидат в депутаты

Журналисты, должностные лица редакций средств массовой информации, зарегистрированные кандидатами либо их доверенными лицами, не вправе участвовать в освещении выборов через средства массовой информации.

Как правильно проводить агитацию!

Первое: это средства массовой информации. Для тех, кто может быть не в курсе, помимо традиционных газет и журналов, к ним относятся и интернет-ресурсы. В том числе социальные сети такие как: вконтакте, facebook,одноклассники, блоги на yvision, новостные: тенгриньюс, нур.кз и другие.

Согласно разъяснению ЦИК РК к интернет-ресурсам отнесены и мобильные приложения WhatsApp, Viber, Skype, Instagram, Telegram и другие.

Какие требования необходимо соблюдать СМИ?

Средства массовой информации обязаны осуществлять объективное освещение выборной кампании кандидатов, политических партий; воздерживаться от публикации агитационных материалов и иной информации, заведомо порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидата или политической партии; предоставлять возможность указанным лицам бесплатного опубликования опровержения в защиту чести, достоинства и деловой репутации в ближайшем номере печатного издания на той же странице, в том же объеме и тем же шрифтом или передаче на телевидении либо радио в такое же время в течение двадцати четырех часов после поступления обращения.

Не делайте этого в ходе предвыборной агитации!

Ненадлежащей предвыборной агитацией считается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг, ценных бумаг, а также проведением лотерей, благотворительных акций, выплатой денег либо обещанием предоставления таковых, за исключением бесплатной  раздачи печатных, в том числе иллюстративных, материалов, а также значков, флагов, флажков, специально изготовленных для избирательной кампании. Проведение ненадлежащей предвыборной агитации запрещается.

С момента объявления (назначения) выборов кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки, а также от их имени или в их поддержку любым физическим и юридическим лицам запрещается проведение благотворительных мероприятий, за исключением организации зрелищных и спортивных мероприятий.

Ответственность за нарушения!

Нарушение кандидатом, политической партией, выдвинувшей партийный список, а также их доверенными лицами правил, установленных настоящим пунктом, влечет за собой отмену решения о регистрации кандидата, партийного списка.

То есть даже если эти нарушения допустили не вы, а ваши люди, доказывать свою невиновность без толку.

И еще!

Если вы друг решили использовать в ходе предвыборной агитации изображение какого-либо известного лица, пусть даже и покойного обязательно испросите у живого разрешения, а мертвого у его родственников. Письменно!

Второе: путем проведения публичных предвыборных мероприятий (предвыборных собраний и встреч с избирателями (выборщиками), публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций и иных предвыборных мероприятий в порядке, установленном законодательством, и не запрещенных законом), а также личных встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями (выборщиками);

Здесь я думаю как бы все понятно, но перед тем как решите провести митинг или шествие или еще-чего публичное прочитайте Закон «О порядке организации и проведения собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан».  Он небольшой, всего 12 статей, но очень важно его знать.

Третье: путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.

Как бы ничего сложного, но есть ряд моментов, которые необходимо знать.

Для издания плакатов, листовок, лозунгов и иных агитационных печатных материалов соответствующие избирательные комиссии выделяют кандидатам, кроме баллотирующихся по партийным спискам, равную сумму денег. Все агитационные печатные материалы должны содержать сведения об организации, выпустившей данные материалы, месте их печатания и тираже, лицах, сделавших заказ, из каких средств оплачено. Запрещаются изготовление агитационных печатных материалов за пределами территории Республики Казахстан, распространение анонимных агитационных материалов.

Таким образом, если вы воспользовались услугами типография в Астане, она должна обязательно указывать все необходимые реквизиты, требуемые законом. Следите за этим внимательно.

За пределами Казахстана пользоваться услугами типографий законом запрещено.

Где вешать свои листовки.

Местные исполнительные органы совместно с соответствующими избирательными комиссиями обязаны определить места для размещения агитационных печатных материалов для всех кандидатов и оснастить их стендами, щитами, тумбами. Агитационные печатные материалы размещаются на условиях, обеспечивающих равные права для всех кандидатов.

Если вы решите агитлистовки размещать в других местах, вам понадобится разрешение собственника объекта. Опять же письменное.

Запрещается вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях и сооружениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещении для голосования.

Все решают деньги.

Кандидаты в Президенты, депутаты Парламента и маслихата вправе из средств своих избирательных фондов оплачивать расходы, связанные с выступлениями в средствах массовой информации, проведением публичных предвыборных мероприятий, изданием дополнительных агитационных материалов, а также покрывать транспортные и командировочные расходы.

Запрещаются привлечение в этих целях иных денег из других источников, принятие любых не оплаченных из средств избирательных фондов кандидатов товаров, работ и услуг физических и юридических лиц, используемых кандидатом в ходе избирательной кампании, оказание указанным физическим и юридическим лицам любого содействия со стороны кандидата за предоставление этих услуг.

Если кто-то из ваших друзей, знакомых, родственников, бизнесменов решил оказать вам услуги по агитации, то вы должны дать ему для этого письменное разрешение.

Услуга не должна оказаться медвежьей.

И еще: государство выделяет всем кандидатам равную сумму средств для выступлений в средствах массовой информации. 15 минут на телевидение, 10 минут на радио, в печатных изданиях на 0,1 печатного листа.

Большие объемы только на договорной основе.

Что еще дает государство?

Из средств республиканского бюджета покрываются расходы на: 
1) организацию и деятельность избирательных комиссий, аренду помещений, командировочные расходы, оплату труда консультантов, экспертов, членов лингвистической комиссии, специалистов, обеспечивающих эксплуатацию электронной избирательной системы; 
2) выступления кандидатов, кроме кандидатов, баллотирующихся по партийным спискам, в средствах массовой информации; 
3) проведение публичных предвыборных мероприятий кандидатов и выпуск агитационных материалов кандидатов, кроме кандидатов, баллотирующихся по партийным спискам; 
4) транспортные расходы кандидатов, кроме кандидатов, баллотирующихся по партийным спискам, в размерах, устанавливаемых Центральной избирательной комиссией;

5) изготовление размещаемых в помещении избирательной комиссии и помещении для голосования информационных плакатов о кандидатах в Президенты, депутаты Сената Парламента и маслихатов, члены иных органов местного самоуправления, а также о политических партиях, выдвинувших партийные списки.

Местные исполнительные органы и органы местного самоуправления предоставляют кандидатам на договорной основе помещения для встреч с избирателями. Условия предоставления помещения должны быть едиными и равными для всех кандидатов.

Избирательные комиссии совместно с местными исполнительными органами и органами местного самоуправления составляют график встреч кандидатов с избирателями в выделенном помещении и публикуют его в средствах массовой информации.

Что еще нельзя.

Опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается в течение пяти дней до дня голосования и в день голосования.

Запрещается проводить опрос общественного мнения в день выборов в помещении или в пункте для голосования.

Выборы за собственный счет.

Если государственной помощи не хватает, а желание стать депутатом велико, то вы можете потратить и собственные средств, но с некоторыми ограничениями.

Начнем:

Избирательный фонд кандидата образуют:

собственные средства кандидата, общая сумма которых не должна превышать установленный законодательством размер минимальной заработной платы более чем в пять тысяч раз;

средства, выделенные кандидату выдвинувшим его республиканским общественным объединением, общая сумма которых не должна превышать установленный законодательством размер минимальной заработной платы более чем в семь тысяч раз;

добровольные пожертвования граждан и организаций Республики, общая сумма которых не должна превышать установленный законодательством размер минимальной заработной платы более чем в пятнадцать тысяч раз.

Минимальный размер заработной платы установлен Законом «О республиканском бюджете на 2015 – 2017 годы» в размере 21364 тенге. Итого, ваш фонд не должен превышать 27 тысячный размер МРЗП или 576 828 000 тенге. Как мне кажется сумма вполне достаточная, чтобы донести до электората свою предвыборную программу.

Денежные средства, поступившие сверх установленного размера, зачислению в избирательные фонды не подлежат и возвращаются внесшим их гражданам и организациям. При этом расходы, связанные с возвратом указанных средств, покрываются за счет внесших их граждан и организаций. Анонимные пожертвования обращаются в доход республиканского бюджета.

Помните: в избирательные фонды могут быть направлены только средства, полученные законным путем. Информация об общей сумме денег, поступивших в фонд, и его источниках, в течение десяти дней после опубликования итогов выборов публикуется в средствах массовой информации.

Помните: не позднее пяти дней после установления итогов выборов кандидат, политическая партия обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию отчет об использовании средств своего избирательного фонда. Две трети денежных средств избирательного фонда, оставшихся неизрасходованными на цели избирательной кампании, направляется в республиканский бюджет, а одна треть - возвращается кандидату, политической партии.

Помните: нарушение указанных требований повлечет за собой отмену решения о регистрации кандидата, партийного списка, а после проведения выборов до регистрации кандидата в качестве Президента, депутата Парламента, депутата маслихата, члена иного органа местного самоуправления - признание выборов по соответствующей территории или округу недействительными.

Какая агитация будет эффективной?

Если ваша предвыборная программа направлена на молодежь, то лучше деньги потратить на продвижение в социальных сетях.

Поэтому правильным было бы привлечь специальные компании, которые занимаются интернет продвижением.

Если вам нужен список и данные таких компаний, обращайтесь ко мне, я могу порекомендовать тех, которые работают по-принципу: высокая эффективность – разумная цена.

Если для госслужащих и пенсионеров, то конечно это официальные СМИ и те, которые распространяются бесплатно.

Это мое мнение, если у кого есть предложения, пишите в комментариях. Может кому – то это поможет.

Помните:

В любом случае будет необходимо: юридическое сопровождение, типография в Астане, сайт, аккаунт в социальных сетях и пара-тройка блогеров.

     

Оцените пост

88

Комментарии

Чтобы написать комментарий нужно войти в систему