Казахский обряд «Тусау Кесер»

TokoMoya 2016 M02 11
37924
104
288
0

Наверное, каждый, у кого есть маленький ребенок, который только-только начинает делать свои первые шаги, сталкивался с таким замечательным казахским обрядом под названием «Тусау Кесер» - разрезание...

Наверное, каждый, у кого есть маленький ребенок, который только-только начинает делать свои первые шаги, сталкивался с таким замечательным казахским обрядом под названием «Тусау Кесер» - разрезание пут на ногах, символизирующее начало нового этапа в жизни ребенка – умение ходить, познавать мир.

Эту тему я подняла не случайно, нас скоро ожидает это счастливое событие. Хотелось бы рассказать о нем немного.

Обычно ребенок начинает уверенно ходить около года, некоторые дети раньше, некоторые позже, но я заметила, что все родители делают этот обряд к первому дню рождению, одним выстрелом двух зайцев, и обряд, и день рождения. Мы не исключение.

Наши предки были уверены, если не провести этот ритуал, то ребенок будет часто спотыкаться, будет неуверенным и неуклюжим.

Для проведения «тусау кесу»  готовят пестрый жгутик – «ала жiп», переплетенный из нескольких шерстяных ниток разных ярких цветов, имеющий размер приблизительно 50-60 см. Этот жгутик называют «тусау» – путы. Цвет ниток состоит из трех цветов: белый – символ чистоты, зеленый – здоровье и долголетие и красный – символ достатка. В старину «ала жiп» делали из нитей белого и черного цветов, символизирующих философию и реальности мира – добро и зло, свет и тьму, тепло и холод.

Мы купили готовые нитки бело-черно-красного цвета. Стоят они сейчас 200 тг и белую дорожку с надписью «Тусау кесу» за 1200 тг .

Среди приглашенных гостей выбирается самый почетный – молодой, здоровый, красивый, энергичный и уважаемый человек, которому доверяется перерезать путы новыми ножницами. Малыш делает первые шаги, и взрослые осыпают всех праздничным «шашу» из сладостей и монет.

Считается, что темперамент перерезавшего путы человека передается малышу, поэтому мы выбрали нашего друга, который послужит примером нашего малыша. А дальше родители вручают подарок для человека, перерезавшего пути.

При проведении ритуала около ножек ребенка кладут какие-нибудь предметы – глобус, книгу, деньги, музыкальные инструменты и тд на фантазию родителей. Это своеобразный «тест» для малыша – что он возьмет в руки, с тем предметом будет связана его профессия.

Вышеописанная информация частично взята с просторов Интернета.

После проведения нашего обряда я расскажу все более подробнее.

Единственное, что мы уже подготовили это дорожка, путы, выбрали человека, который будет перерезать путы, приготовили малышу национальный костюм и пока все на этом.

Расскажите, кто уже сталкивался с таким обрядом?  Что как проходит? Что мы еще упустили? Какие предметы вы дали на выбор малышу?

Оцените пост

288

Комментарии

1
Наши предки были уверены, если не провести этот ритуал, то ребенок будет часто спотыкаться, будет неуверенным и неуклюжим.
_______________________

Мною прочитано огромное количество литературы...
Изданной в 19 веке...
Касающейся казахов/киргизов...
Но нигде, ни у кого не встречал обряда Тсау-кесер...

Казахи были кочевниками...
А для кочевника не важно когда начал ходить его ребенок...
Для кочевника важно, когда его ребенок сел на коня...
Вот этот обычай, когда ребенок впервые садился на коня зафиксирован....

Обычно ребенка привязывали к седлу при помощи специальных приспособлений...
А затем пускали коня вскачь...

Обычай Тсау-кесер видимо появился в советское время...
Когда с частным скотом были проблемы...
Судя по тому, что его проводят исключительно женщины...
Тоже рождает сомнения в древности обычая...
Во всех казахских обычаях сватовство, урун той, узату, беташар...
Обязательно присутствие отца, его представителей...
А не матери...
0
Возможно, к моему стыду я мало знаю о истории тех или иных обрядов :( А про этот обряд вы слышали/читали?
0
Врядли в советское время придумали. Этот обряд есть и у кыргыз тоже. Возможно у некоторых тюрко-монгольских народов тоже есть, но про это мне не известно.
0
во-первых, вряд ли Вы найдете много литературы от самих тюрков.
"В то время, когда тюрки вершили историю, другие народы ее записывали на свой лад и делали их героев своими" (Монтескье). У тюрков было развита устная культура (эпосы, послания, пересказы и т.д.)
во-вторых, будучи еще совсем маленьким часто слушал рассказы стариков в ауле дедушки. Они родились до прихода советской власти. Так вот при их рассказах о своих же предках и разных лицах наших земель проскальзывали такие пометки как "в тот год, когда лето было долгим", "в тот год, когда 3-х летний джут начался", а также "Айнабайдын інісін тусауы кескен жылы" и так далее.
Вернуть бы сейчас в то время с нынешними мозгами хоть не надолго...
а за пост спасибо, хорошая тема.
0
нашел пару ссылок
www.krupenichka.ru http://dalaruh.kz/articles/view/230

в одном из них говорится такой обряд существовал у славян тоже.
Похоже этод обряд идет от доисламских и дохристянских времен.
Показать комментарии