Как мы знаем, в городе Алматы существует две взаимосвязанных проблемы: загазованность воздуха и пробки. При этом законы у нас запрещают эксплуатировать транспорт, наносящий вред экологии, а по количеству автомашин мы недотягиваем до показателей многих европейских городов, где их больше, а пробок меньше.
К счастью, руководство города работает над этими проблемами: строит развязки, оптимизирует работу светофоров, берет курс на приоритет общественного транспорта, проводит социальную рекламу, активно устанавливает камеры и штрафует нарушителей автомобилистов.
И как это все можно обобщить? Всеми имеющимися силами боремся с последствиями, результатами этих проблем.
А нам приходится наблюдать, стоя в ежедневных пробках, кто же победит в этой гонке: рост количества машин, в том числе старых, наносящих вред экологии, или мероприятия, проводимые акиматом и полицией.
Если бы я был тем приглашенным специалистом, кому поручили решить проблему с транспортом в Алматы, я бы провел следующие административные изменения и мероприятия.
Рост машин продолжится и бесконечно это не поможет, с физикой не поспоришь. Самым действенным способом будет уменьшение /сдерживание роста количества машин в нашем городе и ужесточение требований к имеющимся.
При этом, никто добровольно не будет отказываться от своих авто и пересаживаться на автобусы, и государство не будет жестко запрещать кому-то пользоваться личными машинами. Хотя в некоторых странах, в городах, где действительно машин много, практикуют меры вроде: в четные дни выезжают машины с четными номерами, в нечетные – соответственно нечетные.
Поэтому правильным решением будет разработать правила (законы), понятные для всех, какие машины должны и могут ездить в городе Алматы, а какие – нет, т.е. как должен развиваться транспорт в нашем мегаполисе.
Один из шагов – развитие и приоритет общественного транспорта – правильная в долгосрочной перспективе задача. Ею занялись, ее пропустим. Можно отметить только, что эту идею необходимо прививать молодому поколению. И вызывает вопросы целесообразность выделенных автобусных полос, пустующих большую часть времени, ведь у нас не такое количество людей и транспорта как в настоящих мегаполисах.
Другой шаг – непосредственно уменьшение /сдерживание роста количества машин, что можно (т.е. необходимо) делать уже сейчас.
1. Экологический статус
Т.к. город находится в неблагоприятном географическом положении, и имеются явные экологические проблемы, необходимо дать городу особый экологический статус. Законодательно закрепить. Этот закон даст право вводить ограничения на использование транспорта в городе. В частности закон должен прописывать требования (более жесткие) к автотранспорту и их владельцам. При этом действия этого закона не будут касаться остальных регионов РК.
В соответствии с таким законом исключению эксплуатации в городе должны подлежать:
- Если машина дымит, или идет запах угарных газов, эксплуатация в городе запрещена. При этом машина может быть любого года, т.к. владелец должен правильным образом следить за тех. состоянием своего железного коня. Т.е. реальная проверка стандартов Euro хотя бы Euro II.
- И соответственно въезд в город таким машинам запрещен. И именно они должны оставаться на мегастоянках возле города и приезжие, владельцы такого транспорта, должны дальше ехать на автобусе и метро.
- Запрет на эксплуатацию всех старых автобусов государственных и частных автобусных парков.
- Запрет на эксплуатацию любого «дымящего» грузового транспорта и техники коммунальных служб, строительных компаний и др.
Владельцам подобных машин должно быть дано право продавать такие машины в другие регионы, где с экологией лучше.
С учетом, что у нас официально в Алматы 50% автомашин старше 10 лет, а с учетом приезжих 50% старше 20 лет, то нормально убавится. При этом должно идти развитие общественного транспорта, чтобы создавалась удобная альтернатива для передвижения граждан. Также это обеспечит обновление автопарка, о котором любят говорить чиновники.
2. Усиление мониторинга за нарушения
Должен усилиться контроль и мониторинг со стороны ГАИ, и должна быть поставлена цель на целенаправленное выдворение машин с городского потока на штрафстоянки за серьезные нарушения ПДД и нарушения технических требований к эксплуатации.
Это должно касаться не только за совершенные нарушения, но и превентивные, которые могут повлечь ДТП:
- Выглядит машина как рухлядь, несколько деталей повреждены – такая машина не должна эксплуатироваться.
- Не работают стоп-сигналы – на штраф стоянку.
- Боковых зеркал нет – туда же.
- Летние шины зимой – туда же.
- Припарковался перед зеброй, закрыл обзор – на штраф стоянку. И т.д.
Другие мероприятия:
- Установить предписания, штрафы и ужесточить ответственность для станций техосмотра, которые пропускают шрот. Пропустил, например, 5 машин – отозвать лицензию.
- 7. Установить предписания, штрафы автошколам, которые выдали права, тем, кто оказался виновником ДТП. При достижении, например, 10 предписаний в год – отзывать лицензию у автошколы.
- Все машины, которые годами стоят во дворах, вывезти все за пределы города.
- Проводить массовые сквозные рейды, с выявлением тех, у кого много штрафов, конфисковывать машины в счет погашения задолженностей.
- При серьезных авариях (например, повреждения более 50%) поставить запрет на восстановление автомашины.
- В целом ужесточить контроль за любые нарушения.
3. Мотивация
И самое главное, нужно сделать, чтобы те люди, которые за этим должны следить, делали свою работу и были нацелены на результат.
Тут ответ простой, но почему-то неочевидный для наших руководителей – необходимо привязать мотивацию к выписанным штрафам.
Средний официальный штраф пусть составляет 10 МРП, т.е. 20 тыс. тенге. Сделайте официальную мотивацию 10-20% от каждого выписанного штрафа. Т.е. разработать и утвердить официальную систему мотивации за реальную работу полицейских. Выписал 100 штрафов, принес в бюджет 2 млн. тенге, система рассчитывает автоматически мотивацию с базы штрафов 200 тыс. тенге. А не как сейчас, премии к праздникам в размере половины оклада.
Все,
- сотрудник ГАИ во-первых будет менее заинтересован брать «на лапу»,
- во-вторых, будет понимать, чем больше он выявит нарушений и выпишет штрафов (естественно должно быть доказано, записано на камеру патрульного), тем больше он заработает лично.
- При этом поступлений в бюджет будет на порядок больше и коррупции меньше.
- А водитель-нарушитель если и будет «раскидывать», то ему будет дороже, и в следующий раз уже подумает, нужно ли нарушать.
Такую же мотивацию сделать «тетенькам», штатным сотрудникам, которые сидят в кабинетах и следят за камерами наблюдения. Сиди, фиксируй нарушителей, зарабатывай деньги.
Результат будет поразительным.
А что сейчас предлагает изменить государство:
«…с 2016 года будет внедрена новая система оплаты труда государственных служащих, которая будет производиться на основе факторно-балльной шкалы в зависимости от вклада служащего в достижение результата»
Что-за непонятная фигня! Что-за факторно-бальная шкала, что-за вклад в достижение результата? Мотивации необходимо делать понятными и прозрачными, а они опять шило оформляют мылом, чтобы манипулировать деньгами.
Государству, акимату г. Алматы и нам, гражданам, уже необходимо определяться, нужны правила, которые будут наводить порядок, как на дорогах, так и везде. Кто понимает, тот понимает, а для не очень сознательных граждан (их на данный момент большинство) надо указывать законами, как надо жить в цивилизованном обществе. Подобными системными методами мы, на самом деле, будем повышать сознательность людей и улучшать экологию нашего города, чтобы быть здоровыми, и мы жили дольше. А наша жизнь на дороге и улицах была комфортнее и безопаснее.
Текущее положение с пробками – это на самом деле всеобщее несоблюдение правил (людьми, полицией, СТО, автошколами, компаниями и т.д.), вседозволенность, отсутствие надлежащего контроля и нежелание нормально делать свою работу. Т.к. треть машин в Алматы не должна в принципе эксплуатироваться в текущем их техническом состоянии, а треть водителей не должны были получить права.