Непроплаченный пост про систему ОҢАЙ

kosstinn 2015 M11 22
1239
102
40
0

Рифат Абдураманов: "Мы сделаем все для того, чтобы вам не выгодно было ездить на ваших машинах". Нет, Рифат. Сделайте так, чтобы было выгодно и УДОБНО ездить на общественном транспорте!

Сегодня прочитал два поста про внедрение единой транспортной карты ОҢАЙ. Оба поста мягкие и пушистые, но с провокационными названиями, видимо для привлечения внимания, хотя носят сугубо информативный характер.

Кто еще не в курсе, вот, что вам нужно знать о карте ОҢАЙ:

Карточка стоит 400 тенге (включая 1 проезд). Продается в газетных киосках. Пополнить баланс можно через терминалы Qiwi (без комиссии). Льготникам (пенсионерам, школьникам, студентам) выдаются карты с оплатой за проезд 40 тенге. В автобусах установили специальные терминалы для оплаты картой. Планируют отменить оплату наличными. Когда? Пока не знают/думают. Кто внедряет? ТОО "Транспортный Холдинг Города Алматы", глава - Рифат Абдураманов. Официальная цель: прекратить теневые сборы (воровство) автопарков, водителей; оцифровать данные о транспортных потоках в Алматы, что поможет сделать выводы и принять решения о расписаниях, конфигурации маршрутов и т. д. Во сколько всё это обойдется и как расходуются деньги? У меня нет данных, финансовую отчетность ТОО - найти не смог.

Я пользуюсь общественным транспортом каждый день и уже купил карту. Вижу работу системы. С момента объявления о внедрении карты ОҢАЙ я обсуждал эту тему с пассажирами, коллегами, пользователями yvision, и пришел к следующему мнению:

Бесспорно надо что-то делать с общественным транспортом в Алматы, надо переходить на безналичный расчет. Проблемы на лицо. Цели объявленные при внедрении системы ОҢАЙ заслуживают одобрения. Холдинг проводит пресс-конференции. У холдинга есть информационный центр, куда я звонил уже неоднократно и сообщал о неработающих (!) терминалах (надеюсь звонил не в пустую, и центр создан не просто для PR). НО, помимо информирования и обычного пропихивания системы гражданам - необходимо критическое обсуждение нововведений, с учетом комментариев ее будущих пользователей. Другими словами, нужна обратная связь, фидбэк от пассажиров, если комментарии будут учтены - это повысит доверие пассажиров к системе, ускорит ее внедряемость. Если система будет неудобной, то сам факт ее внедрения, противоречит целям ее внедрения.


Вот мой небольшой фидбэк:

  • Отказываться ли от оплаты наличными?

Я понимаю, что Холдинг преследует цель оставить водителей без альтернативы подшабашить и привести внедряемость системы к 100%. Но, с другой стороны: что делать если деньги на карте закончились, а мне необходимо пересесть? Что если в такой ситуации ребенок? Как быть гостям города? Мало кто пойдет разыскивать газетный киоск, чтобы купить карту, а затем рыскать терминал Qiwi, закинуть на нее деньжат. Что если я спешу на работу - а на карточке 0?

Считаю, отказываться от оплаты наличными нельзя. Пусть эти деньги пойдут в карман водителю, но у меня будет законное право проехать в автобусе. Не станет ли альтернатива оплаты наличными помехой во внедрении ОҢАЙ? Об этом ниже:

  • Как повысить внедряемость системы ОҢАЙ?

На основе скудных данных, можно предположить, что внедряемость карт ОҢАЙ (без учета льготных) составила ~10% за менее чем два месяца. Такими темпами будем внедрять как минимум год. Думаю поэтому и появился соблазн отменить наличку и проездные.

Но зачем принуждать, если можно стимулировать? Были данные (поправьте если ошибаюсь), что более 50% всех платежей наличными разворовываются водителями. То есть из 80 тенге за проезд, до парка доходит 40 тенге. Так почему бы не сделать оплату картой - 70 тенге? (Пускай даже на год) это на 75% (!) больше чем доходит до парка сейчас, и на 14% дешевле пассажиру. Постоянные пассажиры сами выберут карту, при этом останется альтернатива оплаты наличными.

  • Повысится ли количество "зайцев"?

Самый сложный вопрос. Думаю "да". Сейчас не совсем понятно, когда пассажир должен оплатить за проезд картой, при входе или при выходе? Контролируют факт оплаты, специальные контроллеры, которые могут внезапно нагрянуть на какой-нибудь остановке и выписать пассажиру штраф если проезд не оплачен. А могут и не нагрянуть. Водитель в контроле оплаты никак не участвует (чего и добивается ОҢАЙ?). "Зайцы" могут спокойно сидеть в автобусе не оплачивая проезд, а в случае появления контроллеров, приложить карту и оплатить. Думаю, это большая "дыра" в системе.

Закрыть "дыру" можно. Для этого надо внедрить посадку пассажиров через переднюю дверь, выход через заднюю. Контроль за оплату оставить за водителем, при этом если контроллеры выявят неуплату - пеню выставлять водителю, скажем как процент от бонуса к зарплате. Внедрение такой системы потребует квалифицированного менеджмента.

А пока:

На встрече с блогерами глава ТОО "Транспортный Холдинг Города Алматы" Рифат Абдураманов заявил: "Мы сделаем все для того, чтобы вам не выгодно было ездить на ваших машинах".

Нет, Рифат. Так дело не пойдет. Сделайте так, чтобы было ВЫГОДНО и УДОБНО ездить на общественном транспорте. Для этого прислушайтесь к потребителю!

Пока Рифат думает как это сделать, оставляем свои комментарии и указываем на "косяки" по телефону информационного центра системы ОҢАЙ:

+7 (727) 397 01 91

Всем спасибо!

P.S.
В процессе обсуждения был найден сайт ТОО "Транспортный Холдинг Города Алматы".

Оцените пост

33

Комментарии

3
"Рифат Абдураманов заявил: "Мы сделаем все для того, чтобы вам не выгодно было ездить на ваших машинах".
Нет, Рифат. Так дело не пойдет. Сделайте так, чтобы было ВЫГОДНО и УДОБНО ездить на общественном транспорте. Для этого прислушайтесь к потребителю!"

Во-во. Как в анекдоте про внука декабриста: "- Мы боремся, чтобы богатых не было! - Да... а мой дед боролся, чтобы бедных не было..."
Личный автотранспорт - это, конечно, зло, но виновато в этом отчасти и наше государство, не пропагандировавшее правильность ограничения потребления. Если сейчас зажимать автовладельцев, не улучшая систему общ. транспорта (а ее не улучшают - на удобный и экологичный транспорт нет денег, на создание нормального сервиса - нет желания и времени), на выходе получим только озлобленную толпу "лишенцев".
2
надо внедрить посадку пассажиров через переднюю дверь, выход через заднюю. Контроль за оплату оставить за водителем, при этом если контроллеры выявят неуплату - пеню выставлять водителю, скажем как процент от бонуса к зарплате. Внедрение такой системы потребует квалифицированного менеджмента.

Люто плюсую, заодно и налик тоже не отменять. а контролёров за борт
7
Вечно у нас через жопу претворяют такие проекты в жизнь... Почему бы просто не проанализировать уже существующие проекты других стран?
- снизить цену проезда при оплате карточкой;
- привязать стоимость проезда к расстоянию, т.е. регистрируешься на входе и на выходе;
- стоимость проезда наличкой сделать очень высокой
- через год-два проанализировать данные о сегментах пассажиров и каким-то категориям льготников или сделать фиксированную оплату или снизить им стоимость проезда по отношению к обычным карточкам;
- ну а для зайцев ввести высокие штрафы
Проблему зайцев еще никто не решил, ни в одной стране мира. Их количество можно снизить. А вот все остальное решается легко и просто.
И вообще, эти карточки, по умному, должны работать в автобусах/трамваях/троллейбусах/электричках, а может даже и в поездах. Плюс единый стандарт по стране.
2
хоть бы сайт сговнякали какой-нибудь. холдинг то же мне. то, что я нашел какой-то сайт - вообще лажа.
1
Думаю что поможет взаимовыручка.
например, заплатить наличными другому пользователю карты онай, чтобы он купил билет через неё.

Ну и к тому же, это будет редкостью, так как большая часть людей будет заблаговременно пополнять баланс.

Оплачивать нужно строго при входе, т.е. сразу целенаправленно идти к терминалу. Камера фиксирует поведение, по видео можно определить имел ли человек цель оплатить за проезд, или хотел проехать бесплатно.
Показать комментарии
Дальше