Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
20
06:41, 22 ноября 2015

Непроплаченный пост про систему ОҢАЙ

Сегодня прочитал два поста про внедрение единой транспортной карты ОҢАЙ. Оба поста мягкие и пушистые, но с провокационными названиями, видимо для привлечения внимания, хотя носят сугубо информативный характер.

Кто еще не в курсе, вот, что вам нужно знать о карте ОҢАЙ:

Карточка стоит 400 тенге (включая 1 проезд). Продается в газетных киосках. Пополнить баланс можно через терминалы Qiwi (без комиссии). Льготникам (пенсионерам, школьникам, студентам) выдаются карты с оплатой за проезд 40 тенге. В автобусах установили специальные терминалы для оплаты картой. Планируют отменить оплату наличными. Когда? Пока не знают/думают. Кто внедряет? ТОО "Транспортный Холдинг Города Алматы", глава - Рифат Абдураманов. Официальная цель: прекратить теневые сборы (воровство) автопарков, водителей; оцифровать данные о транспортных потоках в Алматы, что поможет сделать выводы и принять решения о расписаниях, конфигурации маршрутов и т. д. Во сколько всё это обойдется и как расходуются деньги? У меня нет данных, финансовую отчетность ТОО - найти не смог.

Я пользуюсь общественным транспортом каждый день и уже купил карту. Вижу работу системы. С момента объявления о внедрении карты ОҢАЙ я обсуждал эту тему с пассажирами, коллегами, пользователями yvision, и пришел к следующему мнению:

Бесспорно надо что-то делать с общественным транспортом в Алматы, надо переходить на безналичный расчет. Проблемы на лицо. Цели объявленные при внедрении системы ОҢАЙ заслуживают одобрения. Холдинг проводит пресс-конференции. У холдинга есть информационный центр, куда я звонил уже неоднократно и сообщал о неработающих (!) терминалах (надеюсь звонил не в пустую, и центр создан не просто для PR). НО, помимо информирования и обычного пропихивания системы гражданам - необходимо критическое обсуждение нововведений, с учетом комментариев ее будущих пользователей. Другими словами, нужна обратная связь, фидбэк от пассажиров, если комментарии будут учтены - это повысит доверие пассажиров к системе, ускорит ее внедряемость. Если система будет неудобной, то сам факт ее внедрения, противоречит целям ее внедрения.

Blog post image

Вот мой небольшой фидбэк:

  • Отказываться ли от оплаты наличными?

Я понимаю, что Холдинг преследует цель оставить водителей без альтернативы подшабашить и привести внедряемость системы к 100%. Но, с другой стороны: что делать если деньги на карте закончились, а мне необходимо пересесть? Что если в такой ситуации ребенок? Как быть гостям города? Мало кто пойдет разыскивать газетный киоск, чтобы купить карту, а затем рыскать терминал Qiwi, закинуть на нее деньжат. Что если я спешу на работу - а на карточке 0?

Считаю, отказываться от оплаты наличными нельзя. Пусть эти деньги пойдут в карман водителю, но у меня будет законное право проехать в автобусе. Не станет ли альтернатива оплаты наличными помехой во внедрении ОҢАЙ? Об этом ниже:

  • Как повысить внедряемость системы ОҢАЙ?

На основе скудных данных, можно предположить, что внедряемость карт ОҢАЙ (без учета льготных) составила ~10% за менее чем два месяца. Такими темпами будем внедрять как минимум год. Думаю поэтому и появился соблазн отменить наличку и проездные.

Но зачем принуждать, если можно стимулировать? Были данные (поправьте если ошибаюсь), что более 50% всех платежей наличными разворовываются водителями. То есть из 80 тенге за проезд, до парка доходит 40 тенге. Так почему бы не сделать оплату картой - 70 тенге? (Пускай даже на год) это на 75% (!) больше чем доходит до парка сейчас, и на 14% дешевле пассажиру. Постоянные пассажиры сами выберут карту, при этом останется альтернатива оплаты наличными.

  • Повысится ли количество "зайцев"?

Самый сложный вопрос. Думаю "да". Сейчас не совсем понятно, когда пассажир должен оплатить за проезд картой, при входе или при выходе? Контролируют факт оплаты, специальные контроллеры, которые могут внезапно нагрянуть на какой-нибудь остановке и выписать пассажиру штраф если проезд не оплачен. А могут и не нагрянуть. Водитель в контроле оплаты никак не участвует (чего и добивается ОҢАЙ?). "Зайцы" могут спокойно сидеть в автобусе не оплачивая проезд, а в случае появления контроллеров, приложить карту и оплатить. Думаю, это большая "дыра" в системе.

Закрыть "дыру" можно. Для этого надо внедрить посадку пассажиров через переднюю дверь, выход через заднюю. Контроль за оплату оставить за водителем, при этом если контроллеры выявят неуплату - пеню выставлять водителю, скажем как процент от бонуса к зарплате. Внедрение такой системы потребует квалифицированного менеджмента.

А пока:

На встрече с блогерами глава ТОО "Транспортный Холдинг Города Алматы" Рифат Абдураманов заявил: "Мы сделаем все для того, чтобы вам не выгодно было ездить на ваших машинах".

Нет, Рифат. Так дело не пойдет. Сделайте так, чтобы было ВЫГОДНО и УДОБНО ездить на общественном транспорте. Для этого прислушайтесь к потребителю!

Пока Рифат думает как это сделать, оставляем свои комментарии и указываем на "косяки" по телефону информационного центра системы ОҢАЙ:

+7 (727) 397 01 91

Всем спасибо!

P.S.
В процессе обсуждения был найден сайт ТОО "Транспортный Холдинг Города Алматы".

20