Смирись, алматинец! Карту ОҢАЙ придется приобрести! до 11 января

Самсон Безмятежный November 22, 2015
8533
184
107
0

Вчера побывал в Транспортном холдинге Алматы. Его глава Рифат Абдураманов, по первому впечатлению - человек слова и дела, человек бизнеса, причем харизмой и манерой общения напомнил мне Азамата...

Вчера побывал в Транспортном холдинге Алматы. Его глава Рифат Абдураманов, по первому впечатлению - человек слова и дела, человек бизнеса, причем харизмой и манерой общения напомнил мне Азамата Мусагалиева из Камызяк) Вот сами посмотрите:

Уже в этот вторник соберут большую пресс-конференцию, где объявят окончательную дату перехода на безнал во всем общественном транспорте, дату смещали уже не раз, пора уже и определиться.

UPDATE

Полный переход на систему «ОҢАЙ» состоится
11 января 2016 года.

Об этом в ходе пресс-конференции заявил руководитель Управления пассажирского транспорта города Алматы Даурен Алимбеков.
«Наша основная задача обеспечить льготными транспортными картами все категории граждан, на которые распространяются льготы. Темпы выдачи карт очень хорошие, но тем не менее за последние дни поток увеличился. Мы ежедневно его мониторим, и на основании полученных данных приняли решение о том, что окончательный переход на электронное билетирование состоится 11 января 2016 года.

И следующая фраза Рифата дословно врезалась в память:

"Мы сделаем все для того, чтобы вам невыгодно было ездить на ваших машинах"

Все в курсе 2 больших транспортных проблем Алматы - это перенасыщенность города автомобилями и парковки. Для их решения, по мнению Рифата, общественный транспорт следует сделать более комфортным и регулярным, въезд в город сделать платным, для транспорта сделать еще больше выделенок как на Абая, а парковки сделать более дорогими (за рубежом например есть цена 400 тенге в час), что вынудит в итоге водителей пересесть в будни на общественный транспорт, а заезжих таксующих водителей хоть так отдавать часть прибыли в бюджет.

Лично мне после вчерашней встречи захотелось расстаться с желанием приобрести автомобиль. Вижу, что жизнь у упертых автомобилистов будет несладкая.

Вот подумайте - стандартный сотрудник компании средней компании паркуется около своего офиса. И его машина стоит там 8 часов. Давайте теперь пересчитаем бюджетно, даже по цене 100 тенге за час парковки и сравним с проездным:

100х8х20=16 000 тенге месяц - за 8 часов парковки каждый будний день

80х2х20= 3 200 тенге в месяц - за проезд туда-обратно, с работы и домой

А теперь предыстория, чтобы развенчать главный домысел - система Онай якобы делается для рынка, а не для людей.

В 90-х годах перевозчикам мог стать практически каждый, многие из новоявленных управленцев были далеки как от бизнеса, так и от технологий, покупали автобусы и вставали на маршрут. Можно сказать, бизнес возник стихийно, надо было отвечать лишь ключевым требованиям, в итоге имеем:

- 24 перевозчика, из которых не более 10 имеют нормальный качественный автопарк.

- зарплаты некоторых водителей 30 тысяч тенге в месяц. В основном, без всяких договоров и в обход трудового законодательства. На эти деньги прожить физически в Алматы невозможно, особенно семейным. Чтобы заработать на остальное - водители вынуждены скрывать доход, левачить на всяких мероприятиях и тд. По мнению Рифата, нормальная зарплата водителя должна составлять 180-200 тыс тенге и работать в 2 смены при нормальном 8 часовом графике.

- график автобусов, который на самом деле до сих пока никто не контролирует. Из-за этого давки и почти часовые ожидания и происходят. А ведь при контроле графика можно обеспечить в час пик несколько пустых автобусов, выезжающих прям друг за другом, чтобы распределить народ.

- износ самих автобусов. Терминал ОҢАЙ у каждой двери стоит 1500 евро, некоторые автобусы сейчас стоят дешевле, чем сам терминал. Чтобы обновить автопарки, нужны дотации из бюджета, акимат готов на это пойти, но сначала надо показать емкость рынка, сколько на самом деле налички проходит через автопарки, и только получив цифры, мы как пассажиры, получим новые автобусы. Вот посмотрите на состояние автобусов:

И это лишь малая часть проблем. По мнению г-на Абдураманова, из 24 перевозчиков на рынке после установления жестких требований по графику, эксплуатации, системы наказаний и поощрений для перевозчиков, в итоге в Алматы останется 6-7 добросовестных компаний, которые готовы построить нормальный рынок общественного транспорта. Сейчас Транспортный холдинг лишь собирает статистику, зная какой автобус где находится и нарушает график, передает ее перевозчикам и все. Но функции его уже в скором времени расширятся, что даст возможность четкого контроля над всеми транспортными ресурсами. Транспортное управление завалено бумагами и отчетами, полагаю, с радостью передаст этот функционал.

Так вот, Онай - это первый необходимый компонент такой системы. Теперь будет понимание, сколько на маршруте пассажиропоток в день, сколько необходимо добавить автобусов в маршрут, как оптимизировать маршрут в часы пик, какие маршруты следует продлить до полуночи и тд - все это уже видно по проведенным транзакциям пассажиров. Многие перевозчики сами рады введению такой системы, потому что они начали видеть кэш. Так что если воспринимать Онай просто как систему оплаты в корне неверно.

Второй компонент, уже почти готовый к внедрению - система "Помощник водителя".

А вот дата-центр всей системы, будет естественно расширяться:

На фото слева - Эльмира Киргеева, лицо Оная в Фейсбуке, начальник отдела PR и маркетинга. Приехала сюда из Астаны ради продвижения новой системы

Вот собственно карточка. Первым делом, снимите фольгу, с ней она работать не будет.

@alekseenok (cпасибо кстати ему за фото) уже достаточно подробно рассказал о вчерашнем блог-туре в этом посте, оставшиеся данные хочется построить в формате вопрос-ответ:

1 - что с проездными? Те, кто ездят с пересадками, будут теперь в убытке.

Во-первых, Транспортный холдинг не в курсе проданных проездных, кто вообще в курсе - я так и не понял. Сначала необходимо увидеть цифры, вдруг большинство из пассажиров - льготники. Так что вопрос решится, но нужно время. ПРОСТО СМИРИТЕСЬ)

Перед льготными проездными у карт Онай сразу множество преимуществ. Студенту можно предъявлять ее в кинотеатрах вместо студенческого удостоверения, а пенсионерам не надо вытаскивать кипу документов, чтобы доказать свое право на льготный проезд.

2 - сколько всего продано карт в Алматы и сколько планируется?

Ожидается, что объем должен превысить 1 млн карт. А значит пока выдана всего 1 четверть - 260 тысяч, из которых продано всего 76 тысяч, остальное, куда больше половины - льготных - пенсионных, студенческих и школьных. По картам осуществлено уже более 1 млн транзакций, хотя запуск состоялся всего лишь 1 октября.

Виды социальных карт указаны здесь (в частности - 50% скидки школьникам и студентам)

Мы побывали в месте, где собственно эти карточки производятся. На одну карту уходит по 1 минуте, здесь в холдинге сейчас идет их бесперебойное производство

3 - почему с одной карты нельзя оплатить 2 поездки?

Мы не получили внятного ответа, я так полагаю, что данная мера, чтобы избежать двойного списания с карты, просто избавление от лишних проблем.

4 - когда подключат Каспи банк и другие интернет-банкинги?

Хоумбанк уже подключен, но только странность - только в новой версии интернет-банкинга, я вчера узнал о ее существовании. Долгожданный Каспи на этапе заключения договора, остальные по мере приоритетности.

При оплате в Хоумбанке сразу можно проверить и баланс карты.

5 - когда будут увеличены точки сбыта карт?

Для гостей города, приезжих, туристов и тд планируется поставить специальные терминалы продажи карт во всех аэропортах и вокзалах. Планируется реализация через самих водителей. Сейчас основной точкой сбыта являются кстати не киоски, а сами контролеры, более 500 человек, которые продают карты пассажирам напрямую.

6 - так платить мне водителю, если что-то случилось?

НЕ ПЛАТИТЬ. Ни при каких обстоятельствах. Если сломался терминал (что редкость) - это проблема перевозчика. Если не считывает устройство контролера - то либо вы действительно не оплатили, либо тут же звоните в колл-центр по номеру+7 (727) 397 01 91, указанному сзади карты. Если забыл карту дома - изволь выйти.

Если вы платите водителю, то помогаете росту автобусной коррупции.

В колл-центре сейчас работают бесперебойно 15 операторов, отвечая в среднем на 54 звонка в час. Слева от диспетчера - памятка для ответов на наиболее каверзные вопросы)

7 - какое у карты будущее?

А будущее предстоит светлое, особенно для гиков. Все автобусы сейчас оснащены терминалами у каждого выхода, так вот - в следующем году планируется например добавить программно туда модуль NFC, что позволит пользователям Андроидов расплачиваться за проезд прямо со своих сотовых телефонов, с приложений, а не с карты.

Плюс предполагается и решение для водителей - скорее всего с этих же карт можно будет расплачиваться за парковки.

В коментах был вопрос - почему нет приема с банковских карточек, как в той же Грузии. Я так понимаю, что тут надо копать на уровень законодательства - ведь после рассчета карточкой нам что нужно делать? Правильно, расписываться) В терминалах нет ни выдачи чеков, ни банковских соединений. Второй вариант - вводить данные карты и CVV - вообще небезопасное решение, вы можете так стать жертвой подглядывающих и вообще расстаться со всеми деньгами, ведь достаточно всего то снять весь процесс на видео.

Карточек метрополитена тоже скоро не станет. Причем карточкой для социальных категорий граждан Онай расплачиваться в метро выгоднее - ведь на ней есть льготы, а на метрошной - их нет.

И еще - планируется также сделать в терминалах при недостатке денег на балансе красную подсветку и "негативный" звук. Так среди пассажиров появятся свидетели, прошла ли у человека оплата или нет. Пока есть только зеленый.

8 - я не из Алматы и мне как-то пофиг на ваши Онай. Появятся ли терминалы в других городах?

Пока неизвестно. В Астане и Караганде сейчас делают подобные системы, и они видать не сильно успешные. Если Алматы станет хорошим кейсом как пилот, то решение конечно же можно проецировать на другие регионы. Но у этих компаний, нет того богатого бизнес-опыта, что есть у Транспортного холдинга, по мнению Рифата - "если у них не получится внедрить эту систему, то после не получится ни у кого!"

9 - вся эта история напоминает мне ситуацию с валидаторами, будет тот же кошмар

Вообще разные ситуации.

А - перевозчики не подписали договора материальной ответственности, в результате множество валидаторов до сих пор находят в гаражах, в автопарках и даже в мусорных баках.

Б - это был просто инструмент оплаты, а не мониторинга.

В - теперь если терминал сломается, по договору перевозчик заплатит за него 1500 евро в полной сумме. После единственного случая с разбитым стеклом, они больше почему-то не ломались.

10 - как пополнить карты?

Киви-терминалы уже давно подключены, комиссию не берут. Уже почти подключены терминалы Касса-24. Добавьте интернет-банкинги, указанные выше. По умолчанию на одной купленной карте уже есть 80 тенге на 1 поездку.

11 - если у меня ребенок, который ходит в школу, нужно ли ему покупать карту?

Если часто куда-то ездит, лучше заказать льготную, она будет работать вплоть до 11 класса. Если редко - то купить обычную или иногда давать свою. Своей дочери закажу сразу льготную, как только станет самостоятельной пассажиркой)

12 - как следить за графиком автобусов?

Как вы может уже слышали, свою работу возобновило приложение CityBus на Андроид, показывающее где едет ваш долгожданный автобус в режиме реального времени. До конца года приложение появится и на iOS.

Скачать на Андроид можно здесь - там же можно и баланс карты проверить

13 - может ли выйти карта из строя и например размагнититься?

Нет, ваша карта - это нано-компьютер с электронным чипом. Ее можно только поломать, чтобы она поломалась. На ней нет магнитной полосы.

Подытожу.

Друзья, я вообще за безнал во всех отраслях. Я вынудил однажды обычный продуктовый магазин поставить POS-терминал, потому что доканал его своими вопросами. Наличку я уже снимаю крайне редко и в малых количествах. Потому что деньги, дорогие мои, должны не лежать мертвым грузом дома, а на депозитных счетах, чтобы преумножались. И вот, с депозитки, в том же Каспи, можно спокойно пополнять все счета, платить комуслуги, да еще и бонусы за это получать. Наличка - зло. Всю свою зп я перевожу на депозиты. Так что хватит ныть против технологий и якобы невыгодности таких клевых решений, я за выход из теневой экономики нашего транспорта, за новые выделенки и автобусы, за качественный сервис, в конце концов, за экологию нашего любимого города. Все реформы тяжело принимаются, но эта одна из тех, которая даст реальную пользу городу.

P.S. Кстати, трамваи, по мнению Абдураманова, запустятся в следующем сентябре и убрали их в первую очередь потому что пути реально сгнили.

Задавайте ваши вопросы, буду добавлять их в эту ветку FAQ, пост можете пересылать своим друзьям и знакомым, копипастить куда хотите, лишь бы люди узнали, что внедрение неизбежно и поспешили в киоски за покупкой.

И помните, смирение - уму просвещенье!

Официальные FAQ можно почитать здесь

Оцените пост

34

Комментарии

1
Автор, когда и где будет пресс-конференция во вторник?
Как туда попасть?
-5
думаю, Эльмире можно задать этот вопрос - www.facebook.com
3
чет похоже не очень у системы дела продвигаются, раз приходится писать: "внедрение неизбежно и поспешили в киоски за покупкой" :D
3
Насчет оплаты банковскими картами в Грузии.
Система pay-wave - не предписывает расписываться в чеке. У меня такая от КазКома.
Именно об этой системе и идет речь.
-7
просто кто-то надеется, что безнал будут откладывать и откладывать, в противном случае - просто придется покупать карты у контролеров или водителей.
Показать комментарии