Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
2
10:38, 16 октября 2015

Как передача знаний поможет продвинуться в карьере

Как вместе изобрести велосипед, не фокусируясь лишь на создании колеса

"Если у Вас есть знание, позвольте другим зажигать свои свечи в нем"

(Маргарет Фуллер)

Помню в университете никогда не любила давать списывать, всегда считала, что это большая нелюбовь к себе и неуважение к потраченному времени. Поясню: работа – это результат вашего труда, т.е. сиденье за докладом/научное работой и прочее – это мои альтернативные издержки на проведение времени за чем-то другим (сном, к примеру). И для меня, как для человека склонного мыслить в большей степени как капиталист, непонятно, как результат труда может быть передан по стоимости, ниже, чем ожидаемая (с учетом определенной маржинальности, естественно). А отрицательная доходность вообще не применима.

Но, при этом, мне никогда не было сложно что-то объяснить другому человеку. Не просто дать работу для списания (ибо толку ноль, как для меня, так и для человека), но поделиться тем, что я знаю, чтобы другой человек тоже мог продвинуться вперед. Наверное, именно поэтому для меня важно преподавать, важно, чтобы навыки и знания не просто оставались со мной, а переходили к другим людям, которые также смогут их использовать для реализации своих целей.

Но это долгая лирика. О чем это я. На работе наблюдаю за коллегами. Большая часть из них готова делиться тем, что уже умеет делать. Но есть и другие: они не любят передавать тебе то, что умеют сами. Я долго этому удивлялась и размышляла, в чем может быть причина такого поведения. Пришла в итоге к выводу: отказ делиться своими знаниями и навыками – это отказ делиться с кем-бы то ни было своим конкурентным преимуществом.

На первый взгляд может прозвучать странно, как это, в крупных компаниях можно избежать передачу знаний от одних к другим. Здесь я вас удивлю, но такое на самом деле возможно.

Так, возвращаясь к конкурентному преимуществу. Представьте, вы просто гуру Excel, так сказать Бил Гейтс построения моделей. И все в компании (включая, руководство, естественно) об этом знают. Для вас, как для сотрудника, находящегося где-то выше уровня морского планктона в пищевой цепи – это конкурентное преимущество, то, что вас дифференцирует от других и позволяет «зарабатывать очки». Таким образом, когда будут обсуждать, переводить ли вас на другой уровень карьерной лестницы – это, на ваш взгляд, должно сыграть на руку. И так это и бывает.

Но тут есть одно жирное «НО». Оно заключается в том, что перевод на другую ступень лестницы – это, соответственно, другой уровень задач. Я не говорю о продвижении внутри своего «грэйда/титула и пр.», а именно про его смену с «планктона» до «планктона всей галактики».

И, представьте, вот на этом самом новом уровне лишь вашего навыка построения взрывающих мозг моделей будет уже недостаточно, потому что ваши обязанности расширяются. Вот тут происходит конфуз: то конкурентное преимущество уже не играет вам на руку, ибо вам теперь нужно и модели строить, и проекты вести (обучаться навыкам проектного времени у вас, к сожалению, не было, ибо все время модели строили). В итоге – долгие часы работы, отсутствие баланса личной жизни и офисного времяпровождения, а также потенциальные нервные срывы (загнула, конечно, но первые два точно).

А все происходит от того, что вы вовремя не нашли себе «бэкап» для части задач, которые соответствуют предыдущей ступени эволюции.

Blog post image

Тут хочу пояснить, что такое «прогресс» в карьере для меня. В первую очередь, это смена уровня задач. Я уже писала, что при прогрессе человек переходит с уровня «дуера» до уровня «дисижн мэйкера». И тут самый сок: задачи следующего уровня просто другие. Они не сложнее или легче, они ДРУГИЕ. И если вы отлично делаете текущие задачи и имеете на этом уровне какое-либо конкурентное преимущество, то не факт, что это преимущество станет для вас полезным на другом уровне.

Приведу пример из собственного опыта. В работе управленческого консультанта основным «деливараблом», посредством которого происходит отчет о проделанной работе, является презентация в формате ppt (там вам и проблематика, и детальный анализ, и рекомендации, и результаты внедренных рекомендаций и прочие необходимые вещи). Так случилось, что у меня правда получается их делать. Ну люблю я структурированные и красивые вещи с законченной историей, которая приносит толк для компании клиента, т.е. не пустышка (вот их я делать точно не буду, ибо смысл. Плюс, это еще связано с моими внутренними ценностями приносить результат от тех действий, что я совершаю, чтобы затраченная энергия не уходила просто в космос, а приносила пользу на земле). Возвращаясь к теме.

Так вот, с точки зрения презентаций – мне нравится общаться с младшими коллегами на эту тему. Точнее, мне нравится делегировать задачи, которые связаны с тем, где надо делать эти самые презентации (не подумайте, что я «скидываю» свою работу, задач на всех хватит). Да, займет больше времени. Да, младшим коллегам сначала будет сложно сделать и «стори» (т.е. то, как мы будем структурировать саму презентацию), и отрисовать слайды, на которые я кивну. Но, это позволит им научиться делать эту вещь на таком же уровне, как и я (мы еще и слайды разбираем, что с ними не так или так, после того, как завершим процесс самостоятельного обучения).

Тут понятно, что это дает моим младшим коллегам – навык и частично преимущество над теми, кто этого делать не умеет. Но для себя положительных аспектов я вижу еще больше. Во-первых, у меня теперь будет «бэкап», если я заболею, не буду что-то успевать, и прочие невероятные причины, почему я вдруг сама не смогу этого сделать, то будет человек, который меня подменит, и совместными усилиями мы сможем вовремя сдать задачу. Во-вторых, у меня появится дополнительное время для приобретения новых навыков, которые у меня «хромали» или отсутствовали. В-третьих, я учусь менеджить младших коллег, что важно для роста. По факту, если сравнить все «за» и «против», то получится, что делиться знаниями – это не просто «нужно», а определенное «необходимо».

Поэтому, когда я взвешиваю те моменты «а что мне это даст», мне правда не понятно, почему люди этого так боятся, и так сильно концентрируются уже на том, что достигли, нежели на том, что еще можно достичь.

Итак, если суммировать, то:

Аргументы ЗА то, чтобы делиться знаниями:

  1. Возможность обучаться и брать на себя задачи другого уровня в связи с освободившимся временем, что помогает карьере прогрессировать
  2. Развитие навыков управления, а также работе в команде
  3. Появление «бэкапа» при горящих ситуациях
  4. Построение долгосрочных профессиональных отношений в компании, формирование своей команды
  5. Большая вероятность здорового сна, так как не надо тащить весь спектр задач всех уровней исключительно на себе

Аргументы ПРОТИВ того, чтобы делиться знаниями:

  1. Краткосрочная потеря своего «конкурентного преимущества»
  2. Затраты собственного времени на обучение коллег

Если подводить итог того, нужно ли делиться своими текущими навыками, то, взвесив все «за» и «против», я искренне считаю, что стоит. Опять же, не подумайте, что я говорю о каком-то вашем исследовании/бизнесе/идеи, которая принесет в будущем вам миллионы. Нет, речь не об этом. А лишь о тех навыках, которыми вы сейчас обладаете.

Так и получается, что если ты один умеешь все, то дальше изобретенного колеса можешь и не продвинуться. А, обучая других и делясь своими знаниями, дорога к изобретению полной концепции велосипеда станет быстрее: просто на просто появится время думать, а как же этим колесом управлять.

Blog post image

 
2
381
0