Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
23:40, 25 июня 2010

ем выгоден франчайзинг казахстанскому бизнесу и почему отдельные предприниматели не афишируют свою деятельность как франчайзеры?

Утоляя жажду мороженым или обновляя гардероб в бутике известного бренда, мы редко задумываемся, что пользуемся товарами франчайзинговых компаний. А между тем франчайзинг плотно засел как в нашей повседневной жизни, так и в умах
бизнесменов, нацеленных на легкую прибыль. О том, почему только 5% людей, купивших франшизу, терпят неудачу в отличие от 35% предпринимателей, которые начали бизнес в одиночку? Чем выгоден франчайзинг казахстанскому бизнесу и почему отдельные предприниматели не афишируют свою деятельность как франчайзеры? Об этом Profinance.kz рассказал президент Центрально-Азиатского агентства по франчайзингу (CAFLA) Бекнур Кисиков.

- Бекнур Сейтжанович, расскажите для начала, в чем заключается суть франчайзинговой системы?
- Философия франчайзинга проста – это дублирование успеха. Франчайзировать можно любой бизнес. Франчайзинг является весьма эффективным инструментом в развитии частного предпринимательства, снабжения рынка товарами и услугами мирового уровня, повышении занятости населения, решении социальных задач, повышении прозрачности бизнеса. В системе франчайзинга компании работают под раскрученным брендом и, как было уже сказано, дублируют некий удачный опыт, получивший огласку. А известное имя, как правило, ведет к успеху. Поэтому если сравнивать людей, приобретших франшизу и предпринимателей, ведущих бизнес в одиночку, то неудачу терпят только 5% франчайзеров в отличие от 35% бизнесменов.

- Сколько сетей развиваются через систему франчайзинга?
- На сегодняшний день в Казахстане по системе франчайзинга представлены 233 сетей . В то время как в 2007 году насчитывалось всего лишь 150 сетей. Причем в 2007 году оборот казахстанского франчайзинга едва достигал полмиллиарда долларов. А на июнь 2010 года оборот франчайзинга перевалил за 1 млрд. долларов. И основной рост пришелся на посткризисный период.

- А какова доля иностранных франшиз на рынке Казахстана? Как и в Китае - превалирует?
- Из 233 франчайзинговых сетей РК 200 являются иностранными. В Китае 90% франчайзинга также составляют иностранные компании. Но доля иностранных франшиз в Казахстане будет только возрастать, и в этом, мы уже не будем отличаться от Китая. Там, наоборот, наблюдается тенденция уменьшения количества иностранных сетей.
Доля присутствия иностранных компаний на отечественном рынке в большинстве, к сожаленью, растет через импорт, а не через систему франчайзинга.

- Является ли франчайзинг в Казахстане экономически выгодным для государства?
- К примеру, ежегодный оборот франчайзинга в США составляет более 1 трлн. долларов, а это половина всего мирового оборота, если не основная его часть. Количество рабочих мест, созданных компаниями франчайзингового сектора, составляет 9 млн.мест, плюс 18 млн. рабочих мест, созданных смежными сектору отраслями (данные FranData). Это примерно 13.7% от всей занятости в частном секторе по всей стране. Чтобы оценить эту цифру можно сказать, что в франчайзинге США занято столько же людей, сколько занято в производстве компьютеров, автомобилей, грузовиков, самолетов, запчастей к коммуникациям, первичных металлов, деревянной продукции и инструментов. Причем эти цифры являются очень скромными, мультипликитивный эффект может быть намного выше.
Казахстан пока не может похвастаться такими цифрами, но франчайзинг за последние годы вырос почти на 100% и все еще существует большой потенциал для роста. Сегодня в казахстанском франчайзинговом секторе занято 16 тыс. человек, в большинстве – это крупные компании. Доля МСБ в казахстанском франчайзинге пока невысока, но динамика роста очень большая. Если на Западе франчайзинг, чаще всего, представлен малыми и средними предприятиями, то в Казахстане большую долю оборота занимают крупные компании. В Казахстане франчайзинг в большинстве своем представлен розничными сетями.

- Компании каких отраслей в системе франчайзинга считаются наиболее прибыльными?
- Об этом трудно судить. Пока прибыльной остается розница, или т.н. торговый франчайзинг. Но выгодным для отечественной экономики все же является производственный франчайзинг. Потому что в этом случае мы получаем технологии, ноу-хау производства товара, а не сам готовый товар. А это значит, что мы способствуем увеличению продукции с добавленной стоимостью.

- Действительно ли в последний год лучше стали продаваться предложения из сферы услуг, например клиники шаговой доступности или экспресс-химчистки? И сколько инвестиций для этого необходимо?
- Не скажу, что стали лучше продаваться, но спрос на них есть. В среднем вход в бизнес в франчайзинге МСБ варьируется от несколько тысяч долларов и выше. Многое зависит от различных факторов: стоимость оборудования, арендная ли недвижимость или нет и т.д. Для того чтобы открыть химчистку (с учетом недвижимости в аренду), необходимо инвестиций от 30 тыс. долларов и выше. Существуют и более доступные франшизы, но прибыль здесь ниже. В США существуют франшизы стоимость в 3 тыс. долларов.

- Правда ли, что в области торговли продается больше всего франшиз?
- Да, в области франчайзинга Казахстана больше представлен торговый франчайзинг. По результатам исследования нашего агентства, количество казахстанских франчайзинговых сетей сегодня насчитывается в 33 единиц, количество казахстанских франчайзинговых точек – 189. 25 из них - бизнес формат, 7 - торгово – дистрибьюторских, и только один –производственный. Это казахстанские сети, а иностранные сети, которые занимают до 90% нашего рынка, больше представлены торговым франчайзингом, и в частности – розница.

- У меня к вам вопрос, касающийся рынка франшиз одежных брендов. Говорят, даже успешные марки готовы бесплатно отдать свое имя, да еще и обучить новичка продажам? К тому же, паушальных взносов компания не требует, как и роялти.
- Это распространенная форма сотрудничества в торговом франчайзинге, где прибыль франчайзера включена в цену товара. Но раскрученность бренда имеет большое значение, и я бы не сказал, что известность бренда неважна. Просто на рынок Казахстана, где все еще присутствует дефицит хорошей и доступной одежды, достаточно трудно выйти мировым брендам напрямую, все выходят через третьи страны (что увеличивает цену), и поэтому наш рынок не избалован хорошими и доступными торговыми марками.

- Кстати, почему многие предприниматели не афиширует свою деятельность как франчайзеры?
- Это вопросы нашего менталитета. привычка В Казахстане почему-то не принято раскрывать форму собственности и особенности договора, часть предприятий работают в тени. А франчайзинг - это прозрачная форма предпринимательской деятельности, где не принято утаивать свои доходы. Сам бизнес обязывает к прозрачности.

Справка:

CAFLA- Центрально-Азиатское агентство по франчайзингу. Своей основной миссией видит создание качественного франчайзингового пространства на территории Центральной Азии. С этой целью агентство проводит бесплатные консультации местным предпринимателям. CAFLA также готовит документы на регистрацию Центрально-Азитаксой ассоциации франчайзинга и лицензирования.

Сауле Ынтыкбаева

Теги: Франчайзинг, Франшиза, Компании

http://profinance.kz/2010/06/17/sbsebsn-yonxb.html

0
775
0