Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
7
22:04, 04 сентября 2015

Почему у нас профессия учителя не престижная?

Blog post image

Почему у нас профессия учителя не престижная?

Успешная система образования – главная артерия страны, обеспечивающая гарантию постоянного развития во всех этапах и сферах. О важности образования давайте не будем глубоко копать, но попробуем подумать, как можно развить систему образования в Казахстане?

Правительство уделяет достаточно внимания и средств чтобы поднять образование по сравнению с прошлыми годами. Доказательство тому открытие многих детских садов, средних школ, совершенствование учебных программ и системы оценивания, повышения квалификации, открытие во всех областных центрах Назарбаев Интеллектуальных школ, новый Назарбаев Университет в Астане и победа наших учеников во множественных международных предметных олимпиад. А в цифровом выражений это будет выглядеть так: расходы государственного бюджета составляют 1 471 млрд. тенге или 3,6% от ВВП в 2014 году, но это цифра падает с 2009 года, когда было 4,4% от ВВП[1]; только в 2015 году планируется открыть 128 новых школ[2]. По словам министра А. Саринжипова, будут меняться правила приема в педагогические вузы, где будут определены базовые педвузы по специальной программе, рассматривается надбавка к стипендии и т.д[3]. Это все хорошо, но, по моему мнению, этого не достаточно. Самый главный фактор – это кадры. Кадры решают все. Учитель – самый главный человек в школе, от которого зависит судьба ученика. Грамотный, компетентный и уважаемый учитель из любого ученика сделает настоящего члена общества. И поэтому пока профессия учителя у нас в стране не станет престижной и востребованной, эту ношу нам будет трудно поднять. Хоть трижды будет программа лучше, чем в Англии, перепишите лучшие учебники мира или в сто раз будет лучше подготовка учителей, чем в США, пока заработная плата учителей не будет самая высокая в стране – все утопия. Это факт. Не в обиду учителям, которые пришли в образование по зову природы, но в основном туда идут потому, что поступить легко и грантов много, около 6 тыс. каждый год[4]. И не факт, что все окончившие идут работать в школу. Из моих сокурсников педвуза по специальности работают около 10%. Другой аргумент – за шесть лет существования нашей школы окончили около 400 учеников, из них ни один выпускник не выбрал священную профессию учителя. Более того, ни один из детей моих коллег-учителей тоже не выбрал эту профессию. Или можете опросить любого подростка и спросите, кем ты хочешь стать, вам скажут: все профессии, кроме педагогики. Почему эта профессия не популярная? В первую очередь, из-за низкой заработной платы. Вторая причина – большая рутинная бумажная работа, которая задушит отчетами, статистиками, сводами и таблицами.

Для того чтобы в эту профессию шли лучшие умы и перспективные люди, нужно привлекать их большими деньгами. Конечно, в новых условиях кризиса это кажется абсурдной и нереальной задачей. Но, именно с этого нужно начать. Подготовка учителей, методология преподавания, стандартизация педвузов должны решаться, когда конкурс на поступления в вузы будет высокой, а профессия будет престижной. Без высококвалифицированных учителей все эти реформы бесполезны.

А сколько нужно платить педагогам? У нас средний уровень дохода составляет от 80 000 до 100 000 тенге в месяц[5]. В Финляндии, например, 3600 евро[6] и поэтому считается, что финское образование - одно из самых лучших в мире[7]. Вот только поэтому профессия учителя самая уважаемая в этой стране, где конкурс от абитуриентов 15 человек на одно место.

Для казахстанской экономики не по силу платить по 3000 евро месяц учителям, но если стартовую зарплату сделать от 500 евро и сделать максимальной среди госслужащих, примерно 1000 евро, то результат не заставит долго ждать. Почему, например, профессия полицейского у нас престижная? Пенсия в 45 лет, зарплата участкового 135 000 тенге[8], их еще в стране 445 полицейских на 100 000 жителей[9] (6-я страна в мире), ну и ряд других причин, о которых не хочу даже говорить, и поэтому эта профессия уважаемая. Министр МОН РК недавно сообщил, что зарплата учителей поднимется на 20-50%[10], но вряд ли это поможет, этот рост съест девальвация, проводимая часто, и инфляция. Нужно поднимать радикально сразу на 100 или 200% и только тогда, образование у нас поднимется.

 

[1] http://www.edu.gov.kz/ru/budget/rashody-respublikanskogo-byudzheta-na-2013-2014-gody

[2]https://www.kt.kz/rus/education/do_konca_goda_v_kazahstane_nachnut_rabotu_128_novih_shkol_1153607045.html

[3] https://www.kt.kz/rus/education/v_kazahstane_izmenjatsja_pravila_priema_v_pedagogicheskie_vuzi_1153606624.html

[4] http://www.24.kz/ru/novosti2/glavnye-novosti/item/19075-komissiya-po-prisuzhdeniyu-obrazovatelnykh

[5] http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/110-tyisyach-tenge-vyirastet-zarplata-kvalifitsirovannogo-262770/

[6] http://www.rg.ru/2013/03/26/finlyandia.html

[7] http://rus.delfi.lv/news/daily/latvia/7-luchshih-sistem-shkolnogo-obrazovaniya-v-mire-v-chem-ih-sekret.d?id=42898754

[8] http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/zarplatu-rabotnikam-pravoohranitelnoy-sistemyi-kazahstana-222035/

[9] http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/kazahstan-popal-top-10-stran-chislu-politseyskih-dushu-265696/

[10] http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/zarplatyi-uchiteley-vyirastut-20-50-protsentov-2016-goda-280106/

 
7