Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
6
23:39, 06 июня 2015

С любимыми не расставайтесь

Лючия ди Ламмермур. Это, пожалуй, полный свод того, что нужно знать для долгой и счастливой жизни. Точнее сказать, это наглядное пособие того, что будет, если нарушать главные законы жизни. А их не так много.

Первый – для счастья нужно быть наглым эгоистом.

Второй – с любимыми не расставайтесь.

Все остальное от лукавого. Причем не важно, кто внушает обратное. Брат ли, подруга, наставник проповедник… Вальтер Скотт, кстати, молодец. Даже в свои смутные времена четко обозначил персонаж, считающий себя разбирающимся во всем и давший себе право всех наставлять и судить. И облек его в рясу. Вне зависимости от одежды такие есть и сейчас. Они достоверно откуда-то знают, какие трупы и от чего переворачиваются в гробах, какие действия идут в зачет на небесах, какие не идут. Тут с НДС то не всегда разберешься, а вот такие люди в небесной бухгалтерии профи. И что характерно, когда таки выясняется, что некоторые вещи то зря сказал, то они всегда находят другого виноватого, чтобы, пользуясь своим всегда правым положением, проклясть его за несчастья.

Вкратце сюжет. Два семейства – Равенсвуд и Астон – враждуют между собой. Астоны даже отвоевали родовой замок первых. Но власть в стране переменилась и победителям теперь нужна политическая и финансовая помощь. Генрих Астон (Александр Сметанин) нашел выход – выдать сестру замуж за Артура Бёклоу. А уж новоиспеченный богатый и влиятельный родственник в обиду не даст.

Тем временем прекрасную Лючию (Альфия Каримова, солистка театра «Астана-опера»), сестру Генриха, спасает от быка никто иной как Эдгар Равенсвуд (Георгий Васильев, солист Большого театра России). И, несмотря на все клятвы у могилы отца отомстить врагам, случается любовь. Да такая, что навсегда, до обещаний и обмена кольцами. Эдгару не хватило наглости и эгоизма забрать с собой Лючию. У него, видимо, тоже с детства был наставник проповедник. Ему надо все как положено. Попросить руки у брата (за неимением других родственников) и все такое. И девушка осталась вроде как и несвободная, и вроде как ни с кем. Не_за_мужчиной.

Подготовка к свадьбе идет своим чередом. Мнение невесты никого не интересует. Брат, единственное, переживает, что скандал у алтаря может отрицательно отразиться на благих намерениях инвестора. Поэтому давит на то, что Лючия своим несогласием погубит его. И вот тут коронный номер с жертвенностью. Неделю назад я в который раз взгрустнула об этом на Травиате. И вот опять. Добавьте в список законов, что перечислены выше, еще один, пожалуйста. «К черту жертвы». Но вернемся к сцене разговора с братом. Лючия отказала. Тут Генрих достал из рукава пятого туза – поддельное письмо от Эдгара об измене. Добил же бедную девушку наставник проповедник. Что, дескать, надо спасать брата, а то мать в гробу переворачивается и что выходить замуж за неведомо кого – прекрасный поступок, за который на небесах ставят жирный плюсик.

Еще один характерный персонаж – жених. Действительно купец, что пришел за товаром. Он в курсе всего. И про Эдгара знает, и о затруднениях Генриха. Настоящий инвестор, все просчитал и взвесил. И не совсем вменяемое состояние невесты его особо не беспокоит. Расписалась в брачном договоре и ладно. Тут приходит Эдгар. Апогей отсутствия наглости и эгоизма. Она думает, что он любит другую, он считает, что она вышла замуж, находясь в ясном уме и твердой памяти по абсолютному желанию. А желание другого превыше собственного. Это раз. И взять и порвать бумажку с подписями, видимо, не вариант. Это два. А ведь можно было любимую на плечо, а договор куда-нибудь засунуть… Ну да ладно. Идем дальше. А далее брачная ночь, во время которой Лючия убила мужа его же мечом. Ее помешательство и смерть. И самоубийство Эдгара на могиле отца.

Blog post image

Все рыдают и плачут, как и в Травиате. Вывод. Жертвы никому счастья не приносят. Кстати о том, что идет в зачет или не идет. Убийц и самоубийц, вроде как, на небесах не особо ждут. Так что и тут пролет. Но по спектаклю они таки объединились где-то там за чертой. Так что может это и хэппи-энд.

Все мы живем в материальном мире, где так или иначе приходится делать то, что не нравится. Зарабатывать деньги не самым желанным способом, общаться в той или иной степени с кем-то, кто противен. Цена этому – понимание зачем. Но есть и другая категория. Когда знаешь зачем, но вот просыпаться и снова это делать не хочется так, что мечтаешь о том, чтобы просто никогда не открывать глаза, не видеть и не слышать ничего с этим связанного. Когда понимаешь, что это не самый худший из всех возможных вариантов, что есть масса людей, считающих за счастье занять это место в жизни. И все равно неимоверных усилий стоит заставлять себя это делать снова и снова.

Лючия поет: «Разум понимает, что нужно, но сердце сопротивляется». Господа, если вопрос стоит так, что «уж лучше смерть», то лучше найти третий путь. Иначе он сам найдется, но только никому не понравится.

Надо отметить, что именно это произведение я смогла прочувствовать только после живого спектакля в ГАТОБ сегодня. До этого смотрела записи даже с именитыми мастерами Анной Нетребко и Роландо Виллазоном. Хотя «Риголетто» полюбила на слух. Наверное, все-таки пути к искусству каждый раз свои и неисповедимые.

Но и от исполнителей тоже многое зависит. К примеру, Александр Сметанин первый раз для меня предстал злодеем и подлым братом. И этот образ «сел» как влитой! Скажу больше. Его отрицательный персонаж мне милее и достовернее всех Лепорелло, консулов, папаш Жермонов и Белькоре. Даже не догадывалась, что знатный добряк с запоминающейся мушкой может до такой степени перевоплотиться.

Восхитительная Альфия Каримова прекрасна, как у Чехова, во всем. Только он не учел для такого случая главное – голос. Прошу добавить в список и этот пункт.

Начитавшись Стендаля «Жизнь Россини», так и хочется напыщенно написать что-то вроде «Доницетти в такой трагической опере позволил себе некоторые веселые нотки, как у Чимарозы», но бью себя по пальцам ибо признанный и прошедший испытание временем классик. А было бы здорово бывать на премьерах свеженаписанных спектаклей еще живых авторов, чтобы позволять себе хотя бы чуть-чуть сомневаться в логическом течении музыки и заявлять, что, дескать, партию арфы затянули.

Предвосхищая комментарий одного из моих постоянных читателей, сразу скажу, что хор замечательно себя показал. И хотя так говорят «хор», но каждый артист в нем уникален. По голосам не могу точно сказать, таки я не спец. Но вот игру заметить легко. Например, девушка, которая в Кармен занималась детками, а во время драки держала на расстоянии вытянутой руки свою соперницу. В этом спектакле она единственная, стоя на лестнице в первом действии, так изящно двигала руками и веером, что это добавляло жизни, а во втором, хоть и была позади всех, в числе немногих отреагировала на известие, что невеста зарезала своего мужа и сошла с ума, наиболее адекватно в такой ситуации – осенила себя крестным знамением и мимикой показывала вполне к месту эмоции. Имя, к сожалению, не назову. Оно мне неизвестно. Как и балерины, так проникновенно исполнившей роль привидения убиенной у фонтана любовницы.

Для тех, кому не хватило шляп и пышных юбок на Кармен, настоятельно рекомендую сходить на Лючию де Ламмермур. Здесь полное раздолье эпохальных костюмов, декораций, шпаг, перьев и париков. «Вы хотите песен? Их есть у меня!» (с) Вернее, у ГАТОБ. На разный вкус и предпочтения. Даже для тех, кто в опере ценит и замечает в  первую очередь (а может и только) платья.

Как лайфхак, могу посоветовать в период принципиального выбора в своей жизни так или иначе прикоснуться к «Лючие де Ламмермур» Гаэтано Доницетти по роману В.Скотта. Это дешевле психоаналитика, и сердце подскажет ответ вернее любой гадалки. Ну и следовать трем основным законам жизни. А я, пожалуй, надену свою рясу и пойду еще кого-нибудь наставлять J

6