Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
10
06:53, 27 мая 2015

Такежан, дал интервью для Flyrocket.org

Такежан, дал интервью для Flyrocket.org:

«Хочу написать песню о сайгаках». Интервью с казахстанским рэпером Такежаном

 

Популярный казахстанский рэппер Такежан Утегалиев (или просто Такежан) до последнего времени был почти не известен широкому кругу слушателей. Однако в последнее время он стал появляться в новостях значительно чаще, чем раньше – правда, по-прежнему, в основном, в интернете. Артист едва ли не единственный на казахстанской эстраде поднимает в своих песнях социальные вопросы, бичует агашек (чиновников – прим. FR), ругает коррупцию, беспокоится за экологию, и как бы намекает: давайте беречь мир, в котором мы живём. Корреспондент FR Пётр Троценко поговорил с Такежаном о современном рэпе, протесте и павших сайгаках.

— В моём понимании рэп – изначально социальное направление в музыке, поскольку зародился он в американских чёрных кварталах, где жизнь парней явно не баловала. А вот русский рэп превратился в речитативный блатняк и, к сожалению, здорово влияет и на казахстанский рэп. Как вы считаете, почему молодёжь предпочитает петь о крутых тачках и силиконовых тёлках вместо попытки проанализировать, отчего в нашей стране самые лучшие тачки и тёлки есть только у агашек?

— В самом начале рок тоже считался протестным стилем, а со временем стал более попсовым и причёсанным. То же самое и с рэпом: сначала был протестным, а потом превратился в коммерческий. Это правила шоу-бизнеса, которые приходят к нам из Америки. Российский шоу-бизнес в узком процентном соотношении позволил нескольким хип-хоп звёздам засиять на небосклоне российского шоу-бизнеса и заработать. Но с условием, что это будет формат «тачки-тёлки». У нас нет такого, чтобы в казахстанском шоу-бизнесе десять процентов сцены отдали хип-хоп звёздам. У наших хип-хоп исполнителей нет шансов зажечься на казахстанской сцене. Но если даже и зажжётся – нет возможности заработать.

— Разве талантливый человек не может пробиться на казахстанскую сцену? Кажется, там довольно просторно.

— Разумеется, можно заявить о себе на весь Казахстан и поделиться своим творчеством, но группы не могут окупить вложенные средства и моральные усилия. Впрочем, я встречался с некоторыми хип-хоперами, которые достаточно хорошо котировались на казахстанском ТВ, это группа «Метисы», «Гильдия», «Бухар-жырау». Так что если вы хотите стать известным, вам нужно быть в формате «тачки-тёлки». Это единственный способ для многих талантливых рэперов зажечься и заработать денег.

— Говорят, что Такежан соединил в своём творчестве рэп и музыкальные традиции казахского народа. Получился эдакий оригинальный симбиоз, можно сказать, новое течение. Так ли это?

— Когда я пишу песни, то не задумываюсь о том, что может получиться какой-то новый жанр. Я никогда не задумываюсь о формате, просто чувствую, что важно осветить какую-либо проблему или духовную ценность. Некоторые критикуют моё творчество, говорят, что у Такежана песни не в стиле хип-хопа. У меня каждая песня как эксперимент – от хип-хопа там присутствует речитатив, а музыкальное сопровождение я всегда стараюсь делать разным.

— В одном из интервью вы сказали, что бунты вызывают у вас подозрение, но при этом ваши песни (например, «Агашкин рэп») недвусмысленно намекают, что у казахстанской власти, точнее, у высокопоставленных чиновников, которые олицетворяют эту самую власть, серьёзные проблемы. Каким образом тогда эти проблемы можно решить?

— Один из первых способов решения проблемы – это заявить о том, что проблема существует. Здесь я хочу сказать о своём уважении к труду журналистов, потому что они не боятся сказать, что такой-то госчиновник заворовался, что у него имеется недвижимость в Испании и Италии, что у него целый гараж невероятно дорогих машин, что его родственники выигрывают тендеры. И это начало решения проблемы – озвучить её. Это очень смело, потому что у нас за это могут преследовать.

Впрочем, в некоторых песнях я раскрываю решение проблем. Например, если мы говорим, что количество коррумпированных чиновников (есть такая статистика) перевалило за 80 процентов, то что делать обществу? Давать молодёжи духовное и гуманитарное образование. Я написал песню «Блатата». Там есть свой образовательный момент. Не воруй, ибо будет тебе наказание в этом мире, а если в этом мире не будет, то обязательно будет наказание в мире следующем. Поэтому, если уделять внимание духовному воспитанию детей, со временем можно решить и проблему воровства в государстве.

— У вас есть песня «2050: Письмо из будущего», в которой вы косвенно говорите о том, что нужно принимать более кардинальные решения, или будет поздно.

— Да, некоторые в этой песне видят то, что нужно быть более активными и протестными, потому что времени мало, а мы потихонечку катимся в какую-то бездну – допустим, экологическую. Но в то же время на песню можно посмотреть и с другой стороны. Ведь у нас всё относительно стабильно – не умираем от голода, жажды и эпидемий. У нас нет гражданских войн, у нас мир и согласие, есть определённые права на бесплатное здравоохранение, образование и небольшую жилплощадь. Это две стороны одной медали. Когда я поднимаю эту проблему, я не могу сказать, где чёрное, а где белое, но, как творческий человек, я могу намекнуть на то, что истина где-то посередине.

— Вы отлично выступили на шоу «Украина мае талант», но ещё известно, что несколькими годами ранее ваше выступление не очень понравилось жюри «SuperStar KZ». Почему-то в интернете об этом очень мало информации.

— Это был 2003 год, первый «SuperStar KZ», тогда я единственный раз в жизни встретил Батырхана Шукенова (казахстанский музыкант, бывший солист группы «А-Студио», умер 28 апреля 2015 года — прим. FR). У меня была творческая дерзость и рэперская наглость. Но я не прошёл на первом же этапе. Я не читал рэп, я исполнил песню Френка Синатры «My way». У меня тогда было очень расслабленное состояние и неправильное понимание о пении. Батырхан сказал лишь одно: «Ты не проходишь». С тех пор прошло 12 лет, и за это время я понял, что пение – очень сложный вид искусства. Я благодарен Батырхану за то, что он преподал мне этот урок.

— В Сети неоднократно высказывалась точка зрения, что для отечественного ТВ вы – фигура нежелательная…

— Рамки казахстанского шоу-бизнеса очень узкие, кроме того, у артиста должен быть продюсер или мощная финансовая поддержка. Мой стиль не попадает в рамки казахстанского шоу-бизнеса. Поэтому может сложиться впечатление, что я под запретом. Но я не под запретом, просто я не в формате, и у меня нет продюсера. Зато есть интернет. Я всегда говорю молодым артистам, которые жалуются, что не могут попасть на телевидение: выкладывайте своё творчество в интернет, и если у вас наберётся хотя бы тысяч двести просмотров, то вами заинтересуются, о вас напишут, вас будут узнавать. Но для этого нужно создать что-то стоящее и не зависеть от того, пропустили ли вас на казахстанское ТВ или нет.

— У нас есть много талантливых ребят-музыкантов, но почему-то даже в интернете их почти не слышно.

— У этого вопроса есть две стороны. С одной стороны, особенности казахского менталитета: у нас очень сильно пропагандируется доктрина «Не сотвори себе кумира». Непозволительно, чтобы один артист мог ездить по Казахстану или по миру, собирая стадионы. Собирать стадионы на песнях и танцах в Казахстане нельзя.

С другой стороны, это уже касается власть имущих: они не позволяют никому быть влиятельнее их. Они не позволяют никому собирать стадионы, кроме как на своих мероприятиях. В Казахстане создаются сложные условия для тех, кто в будущем могут стать великими людьми. Если говорить об артистах, то набирают обороты только те, которые могут быть популярны в указанных рамках и удовлетворять потребности власть имущих.

7jfWWKeEq6I— Получается, что к этой категории можно отнести не только артистов или шахматистов, но и любых потенциальных лидеров.

— Давление на будущих лидеров, ребят, способных выйти за рамки общепринятого, начинается ещё в школе. По статистике, в Казахстане достаточно высокий процент самоубийств среди подростков-отличников. Талантливых независимых людей загоняют в рамки ещё в детстве, отбивают всякую охоту мечтать о чём-то высоком, некоторых доводят до самоубийства. Повторюсь, что причин этому две – казахский менталитет и политика власти, которая говорит: «Будь как все». У нас такое государство, что всё должно быть под контролем, всё должно быть предсказуемо.

Я считаю, что это не хорошо. Я хочу, чтобы у нас было много талантливых шахматистов, футболистов, артистов, которые спокойно могут гастролировать не только в Казахстане, но и по России, Европе и Америке. Ничего страшного не будет, если это произойдёт. Это хорошо, когда у нас есть герои и кумиры.

— Готовите ли вы в ближайшее время какие-нибудь новые песни?

— Сейчас я нахожусь в состоянии ожидания: скоро должны прийти стихи, которые я запишу на бумагу. Вообще, у творчества есть два метода. Первый – пиши, пиши, и, в конце концов, что-то родится. Второй – не пиши ничего, пока само не придёт. И вот я сейчас в борьбе между этими двумя методами. С одной стороны, хочется что-то написать, а с другой стороны – понимаешь, что песня должна прийти из сердца, и не стоит её подгонять. Я знаю, что сейчас происходит в обществе. Готовлю песню о многожёнстве «Токалкин рэп». Есть ещё одна тема – насчёт сайгаков. Больше 80 тысяч животных погибло в степях. Экологические проблемы я поднимал в песне «Казахстан: 2050», но там как-то всё размыто. И ко мне обращались ребята из движения «Antigeptil» с предложением написать песню об экологических проблемах. Я не хочу бороться против каких-то конкретных врагов. Но когда я увидел новость про массовый падёж сайгаков, моё сердце сжалось. А ведь одна из версий такова, что они погибли из-за гептила.

 

Пётр Троценко, FR

Фото: радио «Азаттык» и из личного архива Такежана

10
584
2