Мустафа Чокай-оглы «Туркестан под властью Советов. К характеристике диктатуры пролетариата», 1928 г., издание «Яш Туркестан», Париж, 1935 г.

6841
4
0
76

"...Тоболин на заседании Туркестанского Центрального Исполнительного Комитета заявил прямо, что киргизы (казахи), как экономически слабые с точки зрения марксистов все равно должны будут вымереть..."

«….Позвольте мне, не углубляясь особенно далеко в историю советской власти в Туркестане,остановиться только на некоторых фактах, чтобы показать, какая страшная пропасть отделяет соблазнительные лозунги большевиков от кошмара их практики. Полемизируя со своими ныне поверженными противниками - Зиновьевым и Троцким - о характере китайской революции и объясняя свою недостаточно решительную борьбу против умеренного крыла "Гоминьдана", Сталин ссылается на авторитет Ленина, который-де рекомендовал в так называемых колониальных и полуколониальных странах Востока не выдвигать сразу на первый план организацию советов раб. и солд. депутатов, а начать дело революционной борьбы в них с организации "крестьянских советов". При этом, как на пример этой ленинской "революционно-освободительной" программы "Крестьянских советов", Сталин указывает на наш Туркестан. Чистейший вымысел! Ложь! Ничего подобного не было!

Фотографию представил уважаемый Mahmut Bastas

 

Советская власть в Туркестане началась с огульного отрицания за местным коренным населением права на участие во власти. 3-й Туркестанский съезд Советов в своей резолюции от 19 ноября 1917 года решительно и твердо заявил: - Включение в настоящее время мусульман в органы высшей краевой власти является неприемлемым... Какая же это была власть в мусульманской стране без мусульман? За ответом обратимся к маленькой брошюрочке некоего Б. Р. Тагеева - "В долине роз и крови", выпущенной сов. Государственным издательством в Москве в 1927 г. Там на стр. 65 мы читаем: "Началась новая эра Туркестана под властью самобытных ташкентских "большевиков" - отбросов колониального режима... Колонизаторский характер новой советской власти был закреплен резолюцией 3-го Туркестанского Съезда Советов". Вот эту власть "отбросов колониального режима" Сталин ныне выдает за власть туркестанских "национальных крестьянских советов"... Как же чувствовали себя под этой властью туркестанцы-крестьяне? Позвольте на этот вопрос ответить простыми словами бесхитростного заявления "бедняка-мусульманина", оглашенного 5-го июня 1919 г. на заседании 3-го краевого съезда коммунистической партии Туркестана в Ташкенте. Там мы читаем:

- Мы, бедные мусульмане, как находились при Николае Кровавом скотиною, так находимся и теперь при нынешнем пролетарском правительстве. И даже хуже, хотя не сопротивлялись советской власти. Представители власти объявили, что они будут бороться с капиталистами, и под этим предлогом начали обирать и наживать в свои карманы. Один бедный пролетарий имел лошадь и арбу, занимался извозом и тем кормил семью. Приходит красноармеец и отбирает лошадь без всякой оплаты. И бедняк с семьей остается голодный на произвол судьбы. Под предлогом, что будут обирать баев (богатых), обобрали всех, все 84-тысячное население города (Намангана). Конфисковали весь наманганский товар, до замков включительно...

Мустафа Шокай с женой Марией Гориной, 5 мая 1919, Тифлис. Грузинская демократическая республика

 

Представители власти только и делали, что защищали своих русских, хорошо их кормили, хорошо обували, дома свои разукрашивали чужими шелковыми материями и другими драгоценностями. А нам, мусульманам, что сделали? Кормили? Нет! Обували? Нет! Если бы обували, не ходили бы мы, бедные, босыми. Если бы кормили, не умирали бы по 1.000 - 10.000 голодными. Что осталось в наших домах? Остались одни рваные одеяла. Больше ничего! .. Этот позорный для советской власти документ приведен на стр. 101 книги туркестанца Турара Рыскулова, ныне занимающего высокий пост заместителя председателя Совнаркома РСФСР. Называется эта книга "Революция и коренное население Туркестана", выпущена Узбекским Государственным издательством в Ташкенте в 1925 году. Что этот бедняк-туркестанец не преувеличивал своего национального горя, своего "скотского положения" под советской властью, о чем свидетельствует и сам тогдашний председатель совета народных комиссаров Туркестана, русский большевик Сорокин, ездивший по поручению своего правительства в Ферганскую область. -... От мусульман отбирают все, и не только отбирают, но и убивают их. Наши солдаты вместо защиты несут грабежи и убийства... В кишлаках (туземных селах) население терроризировано и бежит. Растут шайки разбойников. Но, может быть, возразит кто-нибудь, что это-де не партия,а красная армия чинит насилия. Но партия стоит во главе. Во главе всех партийных органов власти стоят партийные товарищи, но они не принимают никаких мер для улучшения положения. Под их покровительством всюду процветают пьянство и безобразия, и, конечно, партия несет на себе вину за это. Мусульманский пролетариат просит помощи у русских, но те отвечают, что не доверяют им. Мусульман травят, мусульман даже убивают. Мусульманская беднота терпит от наших отрядов, уничтожавших без разбору (их) имущество, женщин и детей... - Мусульмане - националисты,- продолжает тот же Сорокин, - и вполне понятно, каким образом они могут относиться к нам дружески, когда видят столько оскорбления? Мы сами делаем их националистами... И этот документ, из которого я привел лишь малую часть, также приведен в названной книге заместителя председателя Совнаркома РСФСР Турара Рыскулова (стр. 100)*. Позволяю себе привести здесь ту часть речи Сорокина, которая не была включена во французский текст из-за экономии места. Сорокин говорит: "В Фергане (речь шла о положении в этой части Туркестана.- М. Ч.) советской власти нет, разве только в городах с русским населением. Но в мусульманской деревне сов. власти не существует. Там царят старые порядки николаевского времени, времени приставов и волостных управителей с заменой первых назначенными комиссарами, а волостных управителей - шайками разбойников. Число разбойников растет, и кажется вам, что все население представляет собою разбойничью шайку.

Наши партийные товарищи заподозревают весь мусульманский пролетариат. На таких взглядах строится вся линия поведения в отношении туземного населения. В некоторых местах организовались было партийные дружины, но их разоружили. Но в то же время, не знаю, факт это или провокация,- но говорили, что среди убитых разбойников один был наш товарищ с партийной карточкой. Со стороны русских партииных товарищей ничего не предпринято. Когда устраивали заседания исполкома, то представителей старых городов удаляли с заседания при обсуждении некоторых вопросов, а удаляемые - это те же рабочие, и от них сторонится русский пролетарий. Эти товарищи являются партийными чиновниками с генеральскими замашками. Партийной работы никакой не ведется, коммунистических ячеек нет (я имею в виду главным образом Андижанский и Наманганский районы), во главе партии и сов. работы стоят партийные генералы. Жалуются оии в своих докладах на то, что некому-де у нас работать, а между тем определенным образом препятствуют притоку свежих и новых сил. Сами же занимают по две-три должности... Когда мы приехали в Фергану, партийные товарищи говорили нам об ужасной жизни. Они прямо говорили: мы ждем вас, как бога. Мусупьманская масса встречает всюду отпор и отказ. Правда, есть в Фергане и муссовдепы, но никакого значения или влияния не могут иметь. "Мы ничего не можем сдепать, нас удаляют с заседаний",- говорили нам мусульмане. Кроме того, им грозят тюрьмой и пр. И при таком положении каково же может быть отношение масс к партии и сов. власти? К этому надо добавить грабежи. От мусульман отбирают все, и не только отбирают, но и убивают их. И т. д. см. выше. Я прошу французских коммунистов и особенно коммунистов-сирийцев обратить сугубое внимание на то, что туркестанцев преследовали, убивали, резали жен и детей, "без различия партии". Чтобы подвергнуться зверствам красноармейцев, чтобы быть убитыми агентами московского правительства, требовался лишь один признак-надо было быть коренным туркестанцем.

Еще одна выдержка из книги того же Рыскулова. На этот раз речь пойдет о неслыханной нигде в мире "голодной политике" советской власти в отношении коренного населения Туркестана. Говоря о голоде среди туземного населения, в частности среди казахского, Турар Рыскулов свидетельствует, что один "из заслуженных руководителей Октябрьского переворота в Туркестане Тоболин на заседании Туркестанского Центрального Исполнительного Комитета заявил прямо, что киргизы (казахи), как экономически слабые с точки зрения марксистов все равно должны будут вымереть. Поэтому для революции важнее тратить средства не на борьбу с голодом, а на поддержку лучше фронтов (см. предисловие, стр. ХII). "Количество умерших от голода (мусульман),говорит Рыскулов(стр.77),исчисляется в огромных размерах..." Но цифр он не приводит. Советские источники (1919 г.) называли кошмарную цифру в один миллион сто четырнадцать тысяч (1 114 000). Таков наш национальный пассив от московской "национально-освободительной политики". А вот "советский актив". - Можно сказать, пишет Т. Рыскулов на стр.77, что погибшие люди спасли советскую власть, так как если бы они, эти миллионы голодающих... пришли и потребовали своей доли, то они не оставили бы камня на камне и перевернули бы все... Поэтому приходится признаться, что хотя мы их и не накормили, но они спасли общее положение... Я бы хотел спросить у французских коммунистов: такой же ли точно политики они будут держаться (если, к несчастью Франции, они оказались бы у власти) в отношении сирийцев, марокканцев, индокитайцев и др. "с марксистской точки зрения экономически слабых" народов? А сириец Али-Мира захочет ли, чтобы будущая советская власть в Сирии утвердилась, благодаря гибели сирийской бедноты, на трупах сирийских крестьян? Бще два-три свидетельских показания о колонизаторском, национально угнетательском характере советской власти в Туркестане.

Например: - В Перовске (ныне Кзыл-Орда) сидел самодержец Гержот. От него откочевал целый народ - киргизы (казахи). При этом откочевании вымерло около одного миллиона человек. Знаете, где это написано? Не думайте, г. Мазони, что так пишет "газета капиталистической Франции". Нет. Это было напечатано на столбцах безукоризненно правдивой в ваших глазах московской "Правды в номере 133 от 20 июня 1920 г. Зиновьев еще в то время, когда он был признанным главою 3-го Интернационала, на памятном Съезде Народов Востока в Баку (сентябрь 1920), вынужден был признать, что агенты советского правительства в Туркестане "обижают туземных крестьян, отнимают у них землю, смотрят на них как на низшую расу" (см. стенографический отчет съезда, стр. 227).

Знаете ли вы, французские коммунисты и сирийские национал-революционеры, что на основании пункта "д" приведенного мною выше постановления ЦК РКП свободно уехали из Туркестана отказавшийся помогать "экономически слабым с точки зрения марксизма" киргизам-казахам "заслуженный руководитель октябрьского переворота в Туркестане Тоболин (затем вернувшийся) и "самодержец" Гержот, спасаясь от которого погибло "около миллиона киргизов-казахов"? Приведу из более позднего, близкого к нам времени один случай, ярко характеризующий "национальную политику" московского правительства в Туркестане, случай, относящийся уже ко времени образования "независимой советской республики" Узбекистан, где, как удостоверяют французские коммунисты, "узбеки являются хозяевами своей страны", где "равноправие национальностей проведено в жизнь". Имею в виду акт советской власти, позорней которой едва ли можно сыскать в истории культурных стран. 21 января 1925 года в годовщину смерти Ленина, туземное население старого города Ташкента, по распоряжению властей, было поставлено на колени. И в этом положении подлинных колониальных рабов туземцы оставались в течение нескольких минут. Об этом позорном акте Советской власти газеты молчапи в течение долгого времени. И только по истечении двух с половиной месяцев, 9 апреля 1925 года, ташкентская газета "КЗЫЛ УЗББКИСТАН" решила дать место статье своего корреспондента из Москвы. Вы думаете, что сотрудник "КЗЫЛ УЗББКИСТАНА" или сама газета протестовали против этого позорного для революционной власти и оскорбительного для национального достоинства туркестанцев акта? Нисколько! Вот каким языком пишет сотрудник органа "свободного независимого Узбекистана". - Статья эта написана не с целью критиковать кого-нибудь, а лишь в видах исправления собственных ошибок, если бы таковые могли быть усмотрены в моих мыслях. Сириец Али-Мира должен быть готов к тому, что когда в годовщину смерти Ленина или Кашена сирийских крестьян будут ставить на колени (а французы в это время будут кричать стоя: Ленин и Кашен умерли, а дело их живет!), протестовать против этого будет опасной "ошибкой в мыслях"…».

 
Ad

Rate post

76

Comments

Login to comment