Кыпчакское братство

12455
29
0
81

«Земной шар – это счастье кыпчака…» - сказано Жусупом Баласагуни в его «Благодатном знании» («Кутадгу Билик»). Братство кыпчаков в средние века раскинуло свои крылья от Карпат до Орхона...

С кыпчаками связаны интереснейшие, но порой совершенно запутанные страницы истории тюрков вообще, и истории казахов в частности. Первое письменное упоминание о них выбито на камне рунами степного литературного языка великим Элетмиш Бильге Каганом: «…когда тюрки-кыбшаки правили нами пятьдесят лет». Это было в восьмом веке. Именно в эту эпоху, с восьмого по десятый век, сообщество кыпчаков начало активно складываться между Орхоном и Карпатами. По мнению некоторых исследователей,  складывалось оно не только на основе кровнородственных связей, но и по принципу территориально-хозяйственных отношений. В этом смысле кыпчаки были настоящими евразийцами. И сегодня потомками тех кыпчаков считают себя казахи, кыргызы,  каракалпаки, башкорты, татары, ногаи,  алтайцы,  кумыки, карачаи и мадьярские куны.
Братство кыпчаков сегодня. На юбилее Мандоки Иштвана Коныра. Справа налево - кумык, народный поэт Дагестана Бадрутдин Магомедов; башкорт, тюрколог профессор Ишмухамет Галяутдинов; татарин, профессор Фарид Галимзянов; "төл қыпшақтар" (выражение Мандоки) - казахи: д-р Онгайша Мандоки; профессор Ерден Кажыбек; турчанка, профессор Сема Барутчи; Берик Барысбеков (TURKSOY); Ернар Масалим; академик Булат Кумеков. "В братстве мы не знаем одиночества..." (О.Сулейменов)
Арыстан Лев Гумилев в понятие Великие Степи Дешт-и-Кыпчака включает территорию от Алтая до Карпат, считая и Венгерскую Пусту. Современные казахские историки вкладывают в историко-географическое понятие «Дашт-и-Кыпчак» всю аридную зону от Иртыша до Днестра, условно разграничивая  по Волге два крупных этно-территориальных объединения: Западнокыпчакское,  во главе с династийным родом Токсаба  и, Восточнокыпчакское, с правящим ханским родом  Ельборили. В бурном тринадцатом веке ожесточенное сопротивление передовым отрядам Чингисхана оказали именно западные кыпчаки, обитавшие на левом берегу Едиля, тогда как восточные «волчьи» кыпчаки позже  составили армию его внука Бату.
Думается, что кыпчаки к X-XII вв. сложились в суперэтнос, вобравший в себя все субэтносы некогда великого Тюрк Эля. Это ситуация как в капле воды отражается в родоплеменной структуре венгерских кунов. Вот названия некоторых их племен (приводится по статье Мандоки «Племя кунов Улаш»): Токсоба,  Конур улы, Жалаир, Улаш (Алаш), Шортан, Керей, Таз, Тортуул (теперь это алтайские найманы), но самое интересное -  названия родов: аргын, мангыт, канлы, катаган, найман, барлас, кыргыз, туркмен, торы айгыр, байсын и т.д. Это мини «turk alemi» - маленький мир всех тюрок.
Несомненна роль западных кыпчаков в становлении русской государственности. Все отцы - основатели Руси: и Мономах, и Святослав, и Олег, и Мстислав Храбрый,  Всеволод Большое Гнездо, Иван Калита (долго еще можно перечислять) находились в родственных отношениях с кыпчаками и «находили защитников в Ханах Половецких» (Н.М. Карамзин). Приведу один лишь пример. В 1226 г. братья князья Мстислав и Даниил начали борьбу за наследное княжение Галицкой Русью. После двух лет тяжбы, переросшей в войну, в 1228 году Владимир Киевский пригласил хана Котяна в качестве арбитра для решения спора. Но, несмотря на то, что Мстислав был его зятем, Котян  отказался принимать чью-либо сторону. Характерна фраза, обращенная Даниилом к Котяну, зафиксированная  летописцем: "Отче! измяти воину сю, приими мя в любовь себе". И настолько трепетно относились древние русские летописцы к братьям кыпчакам, что причисляли их «к народам евангельским» (проф. М. Барманкулов). В Лаврентьевском списке сказано: «А Измаил роди 12 сына, от них же суть... куманы, рекше половцы, иже исходят от пустыне, и по сих 8 колен в кончике века изидуть....».
«Евангельскую версию принял, кстати, и Шах-Карим. В своей «Родословной тюрков» ученый, опиравшийся на значительную библиографию, поработавший в хранилищах Стамбула и Каира, Парижа и Санкт-Петербурга, считает, что имена тюркских предков есть в Таурате (Библии). Но Шах-Карим Кудайберды-улы ведет происхождение тюрков дальше – не от пророка Измаила, а от пророка Нуха (Ноя). «У Нуха были три сына: Сам, Хам и Яфс,- пишет Шах-Карим, - Тюркский народ пошел от Яфса». Профессор Барманкулов считает, что эта родословная более древняя, чем евреев и арабов. Удивительно, что автор гениальных «Трех истин» пишет о родстве тюрков, финно-угоров и монголов: «Все народы, называвшиеся хуннами, маджарами, булгарами, аулаками, аварами, монголами, татарами, манчжурами, финнами, джунгарами ... потомки Тюрка».
Письменность кыпчаков в средние века была распространена по всей Евразии. Странной, непостижимой является ситуация, когда величайший памятник этой письменности «Кодекс Куманикус» до сих пор не переведен на казахский язык. Можете представить себе, что «Слово о полку Игореве» не переведен с древнерусского на современный русский? Хотя вполне возможно, что  язык «Слова…» вовсе не проторусский, а один из диалектов функционировавшего тогда языка восточных славян. Факт, что кыпчакским языком пользовались как государственным и литературным многие народы, в том числе и европейские. Автор «Альтернативной истории казахов» профессор Калибек Данияров пишет, что кыпчакский язык долгое время был государственным языком в Венгерском королевстве. Автор ссылается на труд А.А. Куники „О тюркских народах-печенегах и половцах по мадьярским источникам...” (Фонд Русской Императорской Академии наук, 3 и 5 тт. 2 и 3 отд.).
А армяне точно «говорили, писали и молились по кыпчакски 400 лет тому назад” (А.Г. Гаркавец. „Кыпчакское письменное наследие”. Т.1.). Вернее всего, что в армянском государстве Багратидов, основанном Асхадом Великим в восьмом веке, и позже, скорее всего,  на протяжении последующих двух веков, девятого и десятого, тем, что мы сегодня называем «государственным языком», был кыпчакский язык. Бесценные памятники кыпчакской письменности, найденные позже в армянских колониях Украины и Польши, основанных почти в ту же эпоху, в одиннадцатом и двенадцатом веках, тому явное потверждение. Кыпчаковед С. Кудасов, уже в течение ряда лет занимающийся этой научной проблемой, рассказал мне занятную историю о том, как некий ученый-армянин Хангельдян просил его  разъяснить происхождение своей фамилии. Хангелді, Жангелді, Амангелді –  имена, особенно распространенные среди казахов. Средневековые кыпчакские имена, часто упоминаемые в арабских источниках о мамлюках, такие как Айбек, Санжар, Балапан, Сункар (Сұнқар), Айтемир (Айтемір), Танирберды (Тәңірберды), Айтогды (Айтолды), Жауыршы, Байгара (Байғара), Байсары, Байтуган (Байтуған), Карабука (Қарабұқа), Тайбука (Тайбұқа), Аккуш (Ақ қүс), Бори (Бөрі), Кокбори (Көкбөрі) и др. именно в этом фонетическом звучании сплошь и рядом встречаются сегодня у казахов. Среди представителей остальных тюркских народов возможны другие фонетические варианты, но такими именами, как Тәңірберды (Богом данный), Балапан (Неоперившийся птенец), Сұнқар (Сокол), Байғара, Байсары, Байтуған нарекают своих детей в основном только казахи, и, возможно, соседствующие с ними киргизы.
О происхождении собственно этнонима «кыпчак (қыпшақ)» сегодня существует несколько различных версии и предположений. А. Пономарев и А. Абдрахманов считают, что корневой основой этнонима является древнетюркская форма «құба-құбан». Даже в древнегреческих источниках они упоминаются как кубан-куман. Дальнейшая трансформация, если коротко, по мнению этих ученых происходила следующим образом: құб(а)шақ (вспомните: шақ-елстан, «страна») – құбшақ – қыбшақ -  қыпшақ. Ногаи Северного Кавказа произносят: құпшақ. Но мне более импонирует «поэтическая» этимология Олжаса Сулейменова «кипчак – ики пчак». Два ножа в спину официальной историографии.
В средневековых хрониках, документах этнонимы «мадьяры», «куны» и «кыпчаки» очень часто пересекаются, встречаются рядом. Джиованни дель Плано Карпини в числе народов, которых «одолели монголы», указывает «команов», и уточняет: «С севера же к Комании  прилегают Баскарты (Magna Hungaria – Великая Венгерия)» XYI. Его соотечественник Albert Trium Fontium  в своей «Хронике» 1237 года пишет: «Распространились слухи, что татары намереваются захватит Команию и Венгрию…». Арабский хронист Ахмад аль-Варрак, говоря о кыпчаках-токсоба, упоминает про род «куманлы». Спустя  сто лет после него ибн-Халдун среди племен объединения Токсоба называет даже племя Кутян. Венгерский исследователь Иштван Бенце пишет о стране Кунмадьярия, располагавшейся у подножия Эльбруса в долине Большой Селенджик и разгромленной в 1394-1395 гг. Хромым Тимуром. «Правящим в этой стране был род Турыл из племени  Мадьяр»,- пишет Бенце. (Венгерская королевская династия Арпадов тоже происходит из мадьярского рода Турыл, считая своим тотемом одноименную огромную черную мифическую птицу. Рашид ад-Дин пишет о птице с одноименным названием в керейском лугате (словаре).
Братство кыпчаков в средние века раскинуло свои крылья от Карпат, Дуная до Алтая, Орхона. «Земной шар – это счастье кыпчака…» - сказано Жусупом Баласагуни в его «Благодатном знании» («Кутадгу Билик», 1069 год).
Продолжение в других постах на https://yvision.kz/u/Masa77
... И кем бы я был, родись я немного раньше,
кем бы я стал десять пыльных столетий
назад?
… Кровь, пожарище. Ур-р!
Я б доспехами был разукрашен,
И в бою наливались бы желчью мои глаза.
Я бы шел впереди разношерстных чингисских туменов,
Я бы пел на развалинах дикие песни
свои
И, клянусь, в тот же век, уличенный в высокой измене,
Под кривыми мечами батыров
коснулся б земли.
На дороге глухой без молитвы меня б
схоронили,
И копыта туменов прошли бы по мне
на Москву,
И батыры седые отвагу б мою бранили,
И, поставив тот камень, пустили б
стихи на раскур.
Простоял бы столетья источенный взглядами
камень,
Просвистели б нагайками добрые песни мои, Оседлали бы горы,
и горы бы стали песками,
О кипчаки мои, молодые и древние!..
О казахи мои!...
О. Сулейменов. "Чем порадовать сердце".
Ad

Rate post

81

Comments

Login to comment