Өкіреш Шал

Камал Абдрахманов 2010 M05 26
4239
12
11
0

История, передаваемая из уст в уста от старшего к младшему поколению, не всегда бывает точной.  Всегда встречаются неточности, несоответствия.  Поэтому устной летописи (шежіре), как мне кажется...

История, передаваемая из уст в уста от старшего к младшему поколению, не всегда бывает точной.  Всегда встречаются неточности, несоответствия.  Поэтому устной летописи (шежіре), как мне кажется, придавать статус фактической тоже нельзя.  В ней фигурируют как целые народы, так и отдельные личности, о которых надо говорить в контексте истории.  Нужно отделять наших великих предков, родоначальников от мифов и легенд, которыми сегодня окутаны их имена, нужно опираться на исторические научно-исследовательские работы.  Потому что  жизненный путь наших предков, история каждого великого родоначальника, в конечном итоге - отдельные страницы  истории казахов.  Если мы соберем все эти страницы истории воедино, то тогда история казахского народа станет более  емкой.

Одним из величайших родоначальников казахского народа является Өкіреш Шал. В разных летописях Өкіреш Шал упоминается также под именем Токпан. Иногда как – Токпан, сын Өкіреш Шала. В свое время Өкіреш Шала называли «Ақмырза», «Ақсофы». Как бы ни называли Өкіреш Шала, сейчас  он является родоначальником, как минимум, трех миллионов найманов. В некоторых летописях говорится, что все найманы произошли от Өкіреш Шала. Следующие же делят найманов на три группы. Мы будем изучать последовательность по генеалогическому дереву: Өкіреш – Белгібай - Сүйініш (Сүгірше) - Төлегетай (Төлек атай, Төле-Қытай). Потому что мы будем исследовать историю   именно от Өкіреш Шала. Речь пойдет о его личности, о том, кем он был на самом деле.

Я тоже являюсь потомком Өкіреш Шала. Но я сомневаюсь, что я его прямой потомок. Но, конечно же, у Өкіреш Шала есть свои прямые потомки. Это неоспоримо.  Речь идет о трех миллионах людей. А теперь подробнее о моих сомнениях. Для этого нам нужно выяснить, в какие времена он жил.    М.Тынышпаев говорил: «Он мой шестнадцатый предок».  Между Толегетаем и Өкіреш Шалом есть еще два колена.  Всего – 18.  Итак, в общем, если мы каждому поколению отведем по 25 лет, то получим 450 лет.  С рождения Белгибая прибавим еще возраст Өкіреш Шала – 93 года. Всего – 543 года. М.Тынышпаев про себя писал, что он родился 12 мая 1879 года. Значит, от 1879 года отнимем 543 года. Получается, что Өкіреш Шал родился в 1330 году. Возможно, и раньше.  Также возможно, что в генеалогическом дереве не были учтены один или два поколения. В устной летописи это является нормой. Если мы будем вести отсчет времени с Каракерея Кабанбай батыра до Белгибая, то получим в промежутке 13 поколений – то есть 325 лет. Сюда прибавляем 93 года Өкіреш Шала. Всего получаем 418 лет.  И теперь от даты рождения Хан батыра - 1692 год – отнимаем 418 лет. И тогда датой рождения Өкіреш Шала считаем 1274 год. Это не противоречит словам М.Тынышпаева.  В генеалогии такой разрыв во времени - нормальное явление.  Итак объектом исследования будет считаться промежуток с конца XIII – начала XIV веков. Если верить устной летописи, генеалогическое древо найманов берет начало именно с этого времени. Вот этому я и не могу поверить. В генеалогическом древе не учтены, как минимум 6-8 веков.  Потому что:

  1. Найманы  впервые упоминаются в китайских исторических письменах в V-VI веках. Каржаубай Сарткожа доказал, что в Орхонских  письменах упоминаются найманские ханы Арық бұқа и Семіз бұқа.
  2. Как говорилось ранее, потомками Өкіреш Шала являются - Сүйініш (Сүгірше) - Төлегетай (Төлек атай, Төле - Қытай). Но если заметили, Өкіреш Шал – единственный сын,  Сүйініш – также единственный сын и Төлегетай – тоже единственный. Қытай тоже единственный. Тогда получается, что Қытай родился в конце XV века. Потомками Китая (иногда его называют - Кітәй, но кажется, правильно будет – Қытай) являются Қаракерей, Матай, Садыр, Төртуыл. Они жили примерно в ХVI веке. С того времени прошло 500 лет.  Значит, если верить летописи, то получается, что потомки Китая достигли своей численности - два миллиона - всего лишь за промежуток времени в пять веков? Но ведь известные в истории до рождения Чингисхана в V веке киргизы за 1500 лет едва достигли численности в три миллиона.  Таким образом, как бы ни увеличивалась численность потомков Өкіреш Шала в XV веке, она бы не смогла достичь такой цифры в 2 миллиона человек. Но этих людей именно столько.

Значит, здесь кроется какая-то тайна. Так оно и есть. Чтобы пролить свет на этот вопрос, обратимся к книге доктора исторических наук Бахыта Еженхана - «Формирование  ханства Найманов» («Қазақ Ордасы» 2003 г., №3).  Ученый уверенно заявляет, что «Шал» - это титул (звание) государства Найманов и приводит соответствующие факты.  В книге «Жамиғат тауарих» (Рашид-ад-Дин), в разделе «Шыңғыс хан» говорится, что сестры и представители рода хана Наймана Кушілік, носили такие имена как: «Әмин Шал, Тарту Шал, Таян Шал, Түңге Шал».  Они являются родными хана Кушілік. Слово Шал означает причастность к ханскому роду.  Один из родственников Хана Таяна носил имя Титик Шал.  В китайском источнике «Юань Чао Би-Ши» Титик Шал упоминается как «Титик сақал». Также мы должны понять, что слово «Шал» в источнике  «Ляо ши» также означает - «ұл», или «потомок хана».  Это и подтверждает тот факт, что во времена найманского ханства слово «Шал» имело значение слова «Принц». Власть Шала распространялась на все ханство найманов.

Согласно приведенным Бахытом Еженхан фактам власть Шала распространялась на следующие сферы жизни:

  1. Главнокомандующий. Самостоятельно принимает решения.
  2. Занимается вопросами внешней политики, обороны территориальных границ, принимает участие в вопросах внутренней политики.
  3. Он же является бием и судьей. Выносит приговоры.
  4. Осуществляет контроль над процессом разработки государственных законов.  Судит и приговаривает нарушителей закона.

Как видите, Шал  - второй человек после хана. Он не визирь, чтобы заниматься узкой деятельностью. Намного выше визирей стоит наш Шал. Деятельность Шала масштабна.

Значит, безусловно, Шал является потомком хана. Значит, уже тогда существовало государство, которым управлял хан. Как мы и сказали, он управлял большим количеством людей.   Если в действительности так, тогда каким образом Өкіреш Шал мог стать родоначальником найманов, если найманы уже существовали в VI веке. А Өкіреш Шал родился  в конце XIII века, и исторически младше найманов на семьсот лет? Если уже семь веков существует государство найманов, то как может Өкіреш Шал, родившийся в XIII веке, являться их предком?  Именно об этом сомнении я и говорил  с самого начала.

Өкіреш Шал, кажется, не является предком всех найманов. Возможно, он собрал всех найманов и встал во главе их.  Как хотите, так и называйте его титул – Великий би, Народный би, младший Царь - на ваше усмотрение. Смысл слова «Шал», наверное, стало понятным. Это с одной стороны.

С другой стороны, если мы попытаемся понять значение слова Өкіреш, тем самым станет еще более понятным значение слова «Шал». Казахские найманы забыли это слово. Но самаркандские узбекские найманы не забыли.

Итак, что же означает слово «Өкіреш»?  Как упоминается в мифах, в первую брачную ночь Өкіреш Шал  издал громкий рык и  упал.  После этого за ним закрепилось  прозвище «Өкіреш Шал». Но это не так. Наш предок родился в Самарканде, а его прах погребен в селе Өкіреш-найман в сорока верстах от города Самарканда, у подножья гор Ургут. В 1988 году все узбекские найманы установили надгробный камень на его могиле. И сделали надпись «Могила Украч». Невдалеке от места захоронения находятся села под названием -  Қаранайман, Қызылнайман, а чуть дальше -  село Дүрмен найман. Здесь живут узбеки, которые считают себя потомками Өкіреш Шала. Вокруг Самарканда расположены следующие кишлаки: Төртуыл, Жанғұлы, Балталы, Бағаналы, Садырсай, Қаңлы, Қарақұрсақ, Қаракесек, Зарман, Шанышқылы, Тарақты, Маңғыт, Жағалбайлы, Қатаған, Балғалы, Сарқұл, Керейт, Наймансай, Қаранайман табиғи қорығы, Қанжығалы, Наймансарай, Қарабағаналы.  Создается впечатление, будто мы ходим по казахской земле. Но это только то, что попадалось нам на глаза. А сколько же еще потеряли свои истинные наименования? В Советское время аулы Өкіреш найман, қаранайман, қызылнайман объединили под единым названием «Москва», сегодня же эти хозяйства переименованы в Амир Темир. Что интересно, под найманскими названиями  встречаются повсюду в округе Самарканда.

По мнению местных найманов термин «Өкірач» означает «Кіші бұқа» (Маленький бык). Наверное, не нуждается в доказательствах тот факт, что «бұқа» – является частью наименования Ханства найманов. Достаточно упомянуть имена наших предков, таких как - живших в VI веке Арық бұқа, Семіз бұқа, ХІІ веке - Инанығ Білге бұқа, ХІІІ веке - Байбұқа, Тайбұқа, Кетбұқа, Келбұқа. Наверное, вы и сами видите, что в конечном итоге мы пришли к  выводу, что «Өкіреш» и есть «Маленький бык». Мне кажется, что «Өкірач» в этом же контексте означает Правитель малого ханства. Потому что узбекские найманы – аксакалы Құдайчукур Хакимов, Тауфих Юнусов – считают, что предок Өкірач был единственным правителем узбекских, туркменских, киргизских и казахских найманов. В юности он был главнокомандующим, а в зрелом возрасте он стал ханом найманов. Он был очень набожным человеком. Он настоящий потомок Правителей найманского ханства.

-  Кучулук у подножья гор Бадахшан вступил в поединок с нояном Жебе, в результате которого победитель Жебе ноян увел родных и близких последнего хана найманов в Монголию. Но один из нукеров спрятал одного из сыновей Кучулука. Когда он вырос, к нему потянулись найманы, которых он объединил в единую общину. Об этом узнал  Кетбұқа и отправил за ним. Передал ему от Жошыхана пайза и нарек его ханом всех найманов. Предки Өкіреш Шала - совеременники  Кетбұқа. А мы являемся потомками Кучулук хана, - сказали старики.

Таким образом, узбеки последним ханом найманов считают Өкіреш Шала -  потомка Кучулука. И в этом есть своя правда. Если хочешь объединить свой разроненный народ, ты должен обладать лидерскими качествами, быть потомком правителя. И все это совмещал в себе сын Кучулука – Өкіреш Шал.

По словам узбекских акасакалов, достигнув преклонных лет, Өкіреш Шал отошел от военной деятельности. Благодарный Амир Темир - Темірлан подарил за это найманам эти благородные земли.

-  Здесь живут найманы-земледельцы. Мы же до переселения в эти места занимались скотоводством. С тех пор не кочуем. Найманы-скотоводы проживают в стороне Жизақа и Науаи. Здесь проживает много найманов. В одной только Самаркандской области проживает, как минимум, пятьсот тысяч найманов. Все мы знаем свою родословную. Вообще у узбекского народа не запрещается сватовство между родственниками.  У нас такого не допускается. Мы учитываем чередование семи поколений.

Таким образом, мы убедились, что слово «Өкіреш» и слово «Шал» - синонимы. И здесь возникает вопрос. Тогда почему мы не говорим просто Өкіреш или просто Шал, а непременно объединяем эти слова в единое словосочетание? Ведь можно же и по отдельности упоминать их. На этот вопрос ответом может служить следующая топономика: «Тоқты-Барлық», «Баян сұлу», «Ақ-Шаған», «Келте Мұқыры». В этих словах монгольско-калмыкское «барлық» по-казахски звучит как – «тоқты», казахское слово «сұлу» и есть монгольское - «баян», калмыкское «шаған» и есть казахское «ақ», а калмыкское «мұқыры» и есть казахское «келте». В казахском языке часто встречаются сочетания слов, когда к калмыкско-монгольским словам добавляются казахские. Некоторые словосочетания на местном диалекте употребляются для большего их понимания. Чтобы осовременить устаревшее слово «Шал», к нему было добавлено слово «Өкіреш».  Но кажется, «шал»  - более древнее слово.

Здесь будет уместным обратиться к исследованиям Г.Н.Потанина. В своих трудах о найманах, упоминая миф  «Көк бұқа», он пишет: «Часть найманов до сих пор считают себя потомками быка». (Г.Байназарова «Қасиетті Түркі елі», Алматы, «Өнер», 66 стр.)

Если посомтрим внимательно, что можно выделить три этапа в жизни Өкіреш Шала:

  1. Военачальник.
  2. Правитель всех найманов.
  3. Уход в религию. Женитьба. Рождение сына Белгибая.

В летописи найманов, перекочевавших из земли Самарканда в казахские степи, многие исторические факты были забыты. В том числе, значение слова «Өкіреш». Одной из причин этого явления послужило исчезновение найманского ханства, а также исчезновение из употребления многих государственных званий.  Но найманы Самарканда, хотя и не употребляли в лексиконе слово «бұқа», помнили, что «Өкіреш» - означает Кіші бұқа (Маленький бык). Они сохранили древнейшее его название.

В казахской истории уделяется особое место одному из наших предков –Өкіреш Шал, и, как мне кажется, мы выяснили, кем он был, в какое время он жил, его назначение и значимость в жизни народа.          Считаю, что мы должны  более досканально и научно обоснованно исследовать жизнь этого предка.  Было бы неплохо, если бы к этому процессу присоединились все мы, так как выше я говорил, что каждая страница истории наших предков является частью нашей с вами истории.

Оцените пост

11

Комментарии

0
О. очень интересно. Буду вас читать
0
спасибо, очень познавательно!
0
Побольше пишите. Ру в Казахстане много, и известных людей тоже.
0
рад, что вам понравилось!
Показать комментарии
Дальше