Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
8
08:24, 01 апреля 2015

Кто отвечает за базар?

Собираясь на выставку современной графики, я пыталась представить, какие произведения искусства предстанут передо мной. Все попытки оказались тщетны, а то, что я увидела оказалось более, чем простым: около 10 картин, объединенных темой базара. Наверное, первый вопрос, который возникает у посетителя – почему базар? Как утверждают организаторы выставки, базар – «это место общения, место обмена информацией», то место, куда в прошлых веках человек мог прийти с пустыми руками, а вернуться сытым и довольным. Так и в центральном выставочном зале Государственного музея искусств имени А. Кастеева Диас Мурзабеков и Радина Батпенова решили поделиться плодами своего творчества.

 

Конечно, базар – это аллегория. Под этим образом, скорей всего, стоит понимать картину мира в целом. А, прочитав пресс-релиз, я прониклась светлой идеей художников изменить базар, «отражающий обнищание нашей собственной культуры», ведомый законами Рынка и жаждой прибыли.

 

-  Девушка, а здесь у нас платная выставка, - встречает меня смотритель на входе в зал. Видимо, идею претворить в жизнь не удалось.

 

Первым делом взгляд останавливается на большой картине, состоящей из восьми полотен. Черно-белая бабушка продает в черно-белых мешочках тимьян, укроп, орегано, молотый селфи по 150 тенге, няшную паприку и загадочную lol шөп. Такой ассортимент товаров наводит на мысль о том, что основной валютой стоило бы сделать лайки, а не тенге.

Blog post image

Напротив снова черно-белые женщины за черно-белыми прилавками, продающие черно-белые салаты на восьми полотнах. Глаз невольно заскучал по цвету, который я нахожу в портрете Диаса, видимо, одного из организаторов. К слову, он и есть основатель Almaty Print Club, а по совместительству выпускник Central Saint Martins, одного из старейших университетов по дизайну в Лондоне. Отклоняясь от двух основных цветов, художники позволяют себе добавить один кислотно-яркий в маленькие, можно сказать, скетчи. И рядом логотип клуба, здесь авторы совсем не пожалели красок.

 

Под названиями картин читаю слово «шелкография». До 50-х годов прошлого века эта техника была близка промышленности и коммерции, но сегодня в Америке и Великобритании она также популярна, как и печатный станок, и ризограф. Все эти инструменты позволяют работать с флуоресцентными цветами, которые при цифровой печати или на экране невозможно воспроизвести. Печатный станок, изобретенный Гутенбергом еще в середине XV века, помогает создавать на бумаге рельефные эффекты. Ну а благодаря этой самой шелкографии, произведения искусства могут появляться и на дереве, и на ткани, и даже на металле. Наверное, поэтому ее так любят молодые художники, которые стремятся выходить за границы возможного и бегут от штампов и клише. С тремя графическими техниками обещают познакомить всех желающих на бесплатных мастер-классах, которые пройдут в первых числах апреля.

Blog post image

В конце зала мое внимание привлекают маленькие книжечки, размером со студенческий билет, с национальным узором на обложке. Хотите узнать, как готовить баурсаки? Как резать барана и как украсть невесту? Пожалуйста, читайте. Правда, на английском, ведь истинные казахстанцы все знают и без инструкций.

Blog post image

 

Последнее, с чем сталкиваешься в комнате – это композиция из фотографий Зеленого базара, выдержанная в графическом стиле. Видимо, здесь вдохновлялись авторы картин. А среди фотографий различные вариации надписи с названием выставки «Bazar zhoq».

 

За стеной персональная выставка Малика Кайдарова под названием «Эхо». Около 30 произведений, написанных маслом, можно найти в зале, но сам художник говорит, что это лишь малая часть, подготовительный этап к более масштабному событию, которое состоится в ближайшие годы.

 

Приглушенные краски портретов, картин, изображающих быт казахского народа, выдают интерес художника к историческим мотивам. Это видно и по картине, занимающей центральное место  в экспозиции – «Коркыт ата».

 

-  Легенда о Коркыте ценна для меня тем, что в ней заключены древняя мудрость предков, наша история, традиции, о которых мы не должны забывать, - рассказывает Малик Кайдаров.

 

Выхожу из пустого зала и попадаю в галерею неизвестных мне художников. За окном серо, накрапывает дождь, а на стенах в золотистых рамках букеты сирени с каплями утренней росы, солнечные ромашки, очаровательно простые полевые цветы. Дальше зеленые горы, укутанные рваными облаками, резвые лошади, девушки, вплетающие в косы ленты, спелые фрукты на стеклянном блюде. Невозможно не замечать сочных красок после монохромности увиденного раннее. Почти все картины здесь можно купить и, судя по посетителям, обсуждающим цены и размеры полотен, желающих достаточно.

 

Мечта Almaty Print club – возродить искусство графики и иллюстрации в Казахстане, чтобы художники нашли себе применение в коммерческой иллюстрации веб-сайтов, журналов и книг. И хочется верить, что это не последняя тенденция, о которой мы узнаем, а интерес к искусству в любом его проявлении среди жителей нашего города с каждым годом будет только расти.

Blog post image

 
8
706
4