Когда акция "Сделано в Казахстане" стартовала в феврале, не все верили в её эффективность, некоторые эксперты даже высказывали мнения, что у людей не будет на самом деле желания выбирать продукты только по той причине, что они отечественные.
На прошлой неделе на выходных я принял участие в мониторинге акции "Сделано в Казахстане" в крупных торговых сетях в Алматы, чтобы сделать срез, насколько торговые точки пошли на встречу отечественным производителям. Вопреки ожиданиям в целом впечатления остались очень положительными. Были, конечно, и случаи, когда магазины размещали указатели "Made in KZ" явно ради галочки и когда под вывеской размещались даже товары не казахстанского производства. Но хорошего было явно больше, в некоторых торговых сетях даже на кодов товаров в чеке можно отслеживать, какие товары являются местными и какова их доля в общей массе продаж.
Начну с хороших примеров.
Рамстор
В Рамсторе явно к акции отнеслись очень серьезно: большие баннеры над секциями, где расположены казахстанские товары встретили сразу у входа в торговую зону. Хотя об определённом минусе сети тоже нужно упомянуть - пришлось минут 10 уговаривать разрешить сделать фотографии, чтобы рассказать с фото о том, как Рамстор хорошо проводил акцию "Сделано в Казахстане". Вообще всем торговых сетях я бы посоветовал убрать эти дурацкие запреты, существующие в голове охранников и администраторов, потому что у меня, например, из-за них сразу возникают нехорошие сомнения, я начинаю искать товары с истёкшим сроком действия или разницы ценников на полках и на кассах и т. д.
Вывески расположены очень видно и на самих полках.
Некоторые отделы полностью забрендированы указателями акции.
Как пояснили, сеть и дальше будет поддерживать эту инициативу, чтобы стимулировать продажи отечественных производителей.
Если бы не указатели, я бы возможно никогда не обратил бы внимание, что часть продукции выходит под брендом самой сети.
Ну и как же без казахстанских конфет.
Интересно было бы получить статистику, увеличилась ли доля продажи отечественных товаров после такой акции именно в Рамсторе.
Metro
В торговой сети отечественные производители также отмечены. Без размаха, но на полках указатели видны.
Не знал раньше, что у нас есть казахстанские консервы с тунцом.
Silk Way City
Тоже есть указатели
Магнум
Есть и не самые честные случаи. Такую вот запись разместил у себя на странице обозреватель Форбса Виктор Бурдин:
"Как успешно продать дешевый российский товар под видом казахстанского?
1. Дать название товару на казахском языке.
2. Поместить на лицевую часть упаковки изображение апашки в национальном костюме или добавить любой другой символ, ассоциирующийся с Казахстаном.
3. Обратную сторону упаковки выполнить в национальном стиле, добить элементы казахского орнамента.
4. Поместить товар в под указателем "Сделано в Казахстане".
5. Сотрудничать с "Магнумом"."
А выглядит очень правдоподобно...
SMALL
На время мониторинга (14-15 марта) не все магазины сети присоединились к акции. Здесь возникла ещё большая проблема, что и в Рамсторе с фотографированием. После долгих уговоров разрешили сделать сначала одну фотографию, потом снизошли до трёх. Причём перед тем, как сделать фото усиленно поправляли товар на полках.
Вроде бы товар выделен.
Но в целом выглядит это незаметно, как будто сеть присоединилась к акции только для галочки.
Однако несмотря на мелкие недоработки в целом действительно порадовало, что магазины начали идти на встречу отечественному производству. Посмотрим ли поддержит ли акцию и мелкий бизнес.
П.С. Спасибо за внимание! Я в Твиттере: @YakovFedorov