Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
5
04:32, 15 апреля 2015

«Трубадур» в ГАТОБ, перезагрузка.

Сейчас в Алматы проходит, уже не помню какой по счету, оперный фестиваль. Аскар Бурибаев с выдумкой и энтузиазмом привлекает публику в театр. Нам не просто прокатывают имеющийся репертуар, а тасуют его согласно тематике фестиваля, попутно приглашая певцов из других театров. Прямо сейчас, в апреле, идет фестиваль отборных итальянских опер. Россини – Верди – Пуччини. Я была на «Трубадуре» Верди, ничего не собиралась писать, потому что уже писала об этой опере пару месяцев назад, но пришлось, так поразил дирижер Аскар Бурибаев, мужик взялся – мужик сделал!

Из всех исполнителей меня интересуют и восхищают музыканты-дирижеры. Их работа, их интерпретация музыки. Они ведь играют не на инструменте, а на целом оркестре, создавая гармонию, рождая смысл, который композитор задумал, творя эмоции. Почему-то один машет палочкой, задавая ритм, а другой творит чудо. А тут удивительный случай, музыкант давно когда-то дирижировал симфоническим оркестром, потом долго занимался организаторско-административной работой, пока не решился в первый раз дирижировать оперу. Как раз «Трубадура». Исполнение оказалось сырым, и я навесила брани на ворот http://yvision.kz/post/465825. Пары месяцев не прошло, а такого замечательного исполнения, эталонного, я не помню на сцене ГАТОБ. Это было виртуозно, с итальянским кровь кипучим темпом. Оркестр не сфальшивил ни разу, был собран как кулак. Браво маэстро, это было сильнейшее исполнение.  Я в восторге от его интерпретации, темпов, энергии, темперамента и лидерских качеств. Сборище фальшивцев превратил в качественный коллектив! (Оркестр, простите меня, уверена, что мажут один-два человека, но тут дело коллективное, одна сапатая лошадь всех осапатит! Увы.)

Исполнилась моя мечта, чтобы все, все партии пели сильные певцы и артисты. Такое до сих пор мне перепадало только при прослушивании старых записей, где пели легендарные оперные певцы, за пультом создавал чудо гениальный дирижер, а моржовую партию пела, допустим, молодая, никому тогда не известная Эдита Груберова. Вот таким удачным был прошедший в субботу 11 апреля «Трубадур».

Blog post image

Трубадура Манрико исполнил солист из Екатеринбургского театра Ильгам Валиев. Это было феерично, он налил зал до краев звуками своего большого голоса, голос блестел, даже сверкал, полный серебра. А какие он держал ферматы в высокой до! А сколько было в голосе чувств! И очень хорошо перевоплотился, это большой артист.  Я все задавалась вопросом, почему главный герой трубадур. Ведь трубадуры, труверы, их поэзия, образ жизни были в том регионе на пару столетий раньше, в период рыцарства. Возможно, Верди хотел показать его идеальную, высокую, куртуазную и платоническую любовь к Прекрасной даме в отличие от страстной и чувственной любви графа ди Луны.

Blog post image

Графа ди Луну исполнил Талгат Мусабаев из Астана-Опера, он был прекрасен. Повезло, что оба исполнители молодые мужчины с хорошими голосами и брутальной актерской игрой, эротизм зашкаливал. Граф у Талгата Мусабаева получился аристократичный, преисполненный значительности, властности. Пел замечательно, я полностью переменила свое мнение об этом певце.

Blog post image

Цыганку Азучену исполнила Дина Хамзина, она как всегда на высоте и прекрасна. Слушала ее пение, наблюдала за сильной игрой,  наслаждалась красотой ее голоса на всем протяжении, густые, звучные низы и звонкие, свободные, яркие верхи.

Blog post image

Blog post image

Прекрасную даму Леонору спела и сыграла Гульзат Даурбаева. До этого удивлялась феномену всеобщей любви и восхищения ее голосом. Вся около-оперная публика, начиная от распространителя билетов Светланы Константиновны, и заканчивая меломанами с форума, считают ее самой голосистой сопрано ГАТОБ. А мне она попадалась в разных партиях то резкой, то спертой, то зажатой, то сдавленной. А в этот раз я поняла и влилась в фан-группу Гульзат Даурбаевой. Она звучала бесподобно прекрасно. Не говоря о чистых каденциях и всяких технических штучках, сам голос чаровал, полный обертонов, округлый, густой, ясный, чистый, сильный, вибратный.  Она околдовала меня бесповоротно. Сидела я первый раз в середине партера, подальше от сцены. Может в этом дело? Чем дальше, тем лучше? Улетел голос далеко? А скорее, просто в хорошей форме сейчас.

Blog post image

Бас Таир Тажи в первый исполнил партию начальника стражи Феррандо. Он спел страшную историю на ночь так, что кровь стыла. Он может так перевоплощаться, что его не узнаешь. Стал пожилым ветераном войн, я его узнала только по рукам, они у него характерные.  Когда его загримировывают  в старцев, бия или фараона, ты знаешь, что это он, но не веришь. Голос у него, как у Джузеппе Таддеи меняется в зависимости от партии, молодой Лепорелло совсем не так звучит, как пожилой Феррандо. Единственно, это всегда качественный голос, сильный и красивый.

 

У нас очень сильный хор. Пели они как никогда хорошо и выразительно. Был момент, когда два воина устроили ристалище. Я подумала, это профессиональный миманс из балетных на пенсии, так они  фехтовали и падали с переворотами. Но нет, встали и запели, вот как могут двигаться хористы.

Blog post image

Искала информацию об опере «Трубадур» и наткнулась на то, что для Франции Верди сделал французскую версию, где добавил большую балетную интермедию, цыгане у него еще и танцевали, (в характерном для французов стиле большой оперы, например, у Гуно в «Фаусте» тоже есть  большой  балет на все действие). Чарльз Осборн, писатель и музыкальный критик писал, что Верди мог бы стать «Чайковским итальянского балета», верю!, его «Бал-маскарад» абсолютно танцевальная, балетная опера.  Еще он расширил финал и добавил арию Манрико. Радостная и возбужденная начала искать «Ле Трувер». Не нашла. Дискография этой оперы мала, Википедия знает только запись 1912 года и ее переиздание в 1987 году. Иногда расширенный финал используются в некоторых итальянских постановках. Очень досадно. У меня предложение к театру Астана-Опера, вы из кожи вон лезете, чтобы прогреметь, покупая для этого самые броские постановки. А вы поставьте Трувер во французской версии. Это же фурор будет, во Франции его нет. Есть где развернутся с балетом - целое действие. Вся мировая оперная критика примчится его посмотреть!

Этот удачный спектакль записывали на видео, было два маленьких микрофона, которые я всегда вижу на записи, сцену не подзвучивали, это я определяю по тому, как звук идет со сцены, а вот оркестровая яма утыкана микрофонами, и оркестр очень громок. Точно помню, что еще в ноябре и декабре прошлого года звук оркестра был как у старого клавесина, и этот естественный звук мне нравится больше.

Blog post image

Пока искала нового Верди, наткнулась на «Трубадура» под музыку другого автора. Для прикола посмотрите. Это постановка японского театра Такаразука. Это особый жанр, сделанный в пику традиционному театру Кабуки. Поют только женщины. Основан в начале 20 века, в 1913 году. Это зрелищный театр, с пением, танцами, сложной сценографией и шикарными костюмами. Женщины, которые играют мужские роли, называются отокойяку, женские -  мусумейяку. Все у них очень мелодраматическое, просто навзрыд. Они перепели кучу Бродвейских мюзиклов и опер. Опера «Трубадур» у них называется «Поцелуй в огонь». Турандот у них «Легенда Феникса, Калаф и Турандот». Аида называется «Песня Королевства».

P.S. Со мной случилась одна загвоздка. На меня эта постановка так подействовала, что у меня не поднимается рука покупать билеты на остальные оперы фестиваля «Шедевры итальянской оперы». То этот певец не устраивает, то тот слабоват. Испортили и избаловали. Не хочу мириться. Я теперь полный бузук. Что делать?


 
5
1108
6