Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
14
22:36, 09 февраля 2015

Проглоченный «Левиафаном»: впечатления от фильма

Шум, повсеместно поднятый вокруг фильма А. Звягинцева «Левиафан», вполне предсказуемо пробудил острое любопытство. Сразу скажу, что я не любитель массового кино с сюжетами, понятными уже во время вступительных титров и основанного не на труде режиссера и оператора, а на усилиях команды программистов и дизайнеров. К тому же я люблю тяжелые фильмы: такие, чтоб начинало щекотать в горле и чтобы еще пару дней ходить и обдумывать увиденное. Как, например, «Дом из песка и тумана». Или «Живой». Судя же по описаниям, «Левиафан» такой фильм и есть. Еще один фактор – мне очень хотелось сложить свое впечатление о фильме: слишком подозрительно я отношусь к западным восторгам, сразу в этом случае начинает попахивать «михалковщиной».

Blog post image

Итак, томить не буду: фильм понравился. В первую очередь – благодаря сильной, проникновенной, очень живой игре Серебрякова, Лядовой и всех остальных. На экране видишь не наигранное «Нет, Джек, не надо, неееет!», а настоящих людей, не хороших и не плохих, а таких, какие они и бывают на самом деле. Во-вторых, фильм порадовал отличной операторской работой: чего только стоят одни завораживающие своей суровостью и брутальной, бескомпромиссной красотой пейзажи Кольского полуострова! И как умело выхвачены тонкие детали вроде соседства икон и картинок с обнаженными девицами на панели автомобиля! Внимательный взгляд заметит множество таких моментов, недвусмысленно показывающих всю противоречивость современной российской (да и всей постсоветской) реальности.

Blog post image

Теперь – о сюжете. Нет, пересказывать его я не буду, ибо об этом было уже много сказано, да и лучше пусть люди сами посмотрят и оценят. Скажу лишь, что сюжетная линия вполне понятна и предсказуема, но оттого не менее актуальна. История показательна в плане логики отношений гражданина и государства, бесправности простого человека, лицемерия (хотя и, по мне, утрированного) церкви, наконец, просто всей суровости и непредсказуемости жизни в российской провинции – на контрасте с гламурной Москвой или флегматичным Петербургом. Впрочем, не в этом сила фильма (истории покруче можно увидеть каждую пятницу в программе «Человек и закон»), а в передаче общей атмосферы депрессивности и в тех самых упомянутых деталях. Коррумпированная власть, отбирающая у людей последнее, пьянство, являющееся органичной и неотъемлемой частью бытия – все вписано в картину, все нашло свое место. Хорошо сыграл режиссер и на чувствах зрителя к героям: например, того же Николая (персонаж Серебрякова) по-человечески жаль до боли, но в то же время начинаешь ненавидеть его за уныние и отказ от борьбы.

Blog post image

Звягинцеву, по моему мнению, удалось очень интересно совместить несколько классических историй: библейский миф об Ионе, выжившем в желудке морского чудовища, притчу об Иове, прошедшем сквозь все испытания, но не потерявшим веру в Бога, а также трактат Томаса Гоббса, в котором государство представлено всесильным великаном – Левиафаном. Еще одна возникшая ассоциация – фильм напомнил «Географ глобус пропил» с К. Хабенским; похожая атмосфера, однако в этом фильме все заканчивается, по сути, там же, где началось – ни хуже, ни лучше, тогда как в «Левиафане» сюжет катится по нисходящей. Только отчаяние, только хардкор.

Blog post image

В общем, к фильму можно относиться по-разному, но посмотреть его однозначно стоит. Хотя бы за то, что он до боли близок к нашей реальности, начисто лишен голливудских розовых соплей и, в конце концов, снят по-настоящему, а не нарисован на компьютере – согласитесь, в наше время это становится редкостью!

 
14