Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
00:23, 16 ноября 2014

Турар Тулеев: «Пусть работают от души»

Павлодарская земля богата на таланты – эта мудрость известна всем давно. Когда говорят о талантливых людях, то обычно обывателю представляется броская личность, запоминающаяся неординарным поведением, а порой и скандальными выходками, всячески старающаяся привлечь внимание общественности к своей креативной персоне. Не таков Турар Тулеев, скромный художник-оформитель, работающий в краеведческом музее – и один из ярких представителей нашего славного города в Союзе художников Казахстана.

Он родился 12 апреля 1958 года в совхозе им. Кирова Майского района Павлодарской области. Закончив в 1988 году Актюбинское культпросветучилище, он связал свою жизнь с изобразительным искусством. Его учителя – С. Алимбетов, Ж. Коржахметов, А. Утегенов. С 1991 года он является членом Союза художников Казахстана. Сейчас Турар Тусупович работает в Павлодарском краеведческом музее художником-оформителем. Произведения художника находятся в собраниях музеев и частных коллекциях ценителей искусства Казахстана, Саудовской Аравии, Японии. Этот талантливый скромный художник не отказался ответить на несколько вопросов для нашей газеты.

- Пожалуйста, расскажите, как вы пришли в изобразительное искусство, как всё начиналось?

- Сначала это было просто увлечение, а потом превратилось в дело всей жизни. Это был трудный путь, который начинают преодолевать потихоньку: самоопределение требовало времени.

- А сколько времени у вас заняло самоопределение?

- В 26 я пошёл в училище на художника. У меня и старший брат был художником, сказалось его влияние… Первая моя выставка была в 88 году. Когда мы, молодые художники, там участвовали, меня заметили члены худсовета: Величко, Мартынов, Курбатов. Тогда эта павлодарская отчётная выставка была посвящена Иртышу, я выставил одну свою работу как молодой выпускник училища – и в газете появилась небольшая заметка-отзыв.

- В чём увидели вашу самобытность критики того времени и в чём её видите сейчас вы сами? Что отличает вас от современных художников Казахстана?

- У каждого художника свой внутренний мир и своё видение мира. Академики на той выставке сказали, что, мол, вот самобытный художник, у него свой почерк, своё видение. Начинал я работать в авангардном стиле, сначала был абстракционизм на национальные мотивы (например, символика жузов в абстрактном исполнении). Сейчас я вижу в своих картинах и реализм, и символизм, и авангард. Об этом непросто рассуждать, ведь каждая картина неповторима. Например, одно моё полотно на сакскую тему выставили в нашем краеведческом музее, и я решил сделать копию для себя. В итоге копия стала новым произведением, решённым колористически и композиционно совсем по-другому.

- Как вы можете охарактеризовать современную культурную ситуацию в Павлодаре? Насколько всё хорошо или плохо у художников сейчас?

- Сейчас наши павлодарские художники более-менее хорошие, потому что у нас сохранился Союз художников и продолжали работать те мастера, которые сберегли традиции и передали их. Впрочем, отношение к художникам всегда было такое: когда есть художники, то они нужны, когда их нет, то и не надо. В основном такое отношение сегодня устарело. Все, кто сейчас представляет коллектив художников Павлодара - ребята дружные, все работают, вместе с ними и скульпторы, и ювелиры. Также мы участвуем в городских мероприятиях: ко Дню города, ко Дню конституции нас просят подготовить выставку, и мы готовим, делаем на праздники небольшой Арбат.

- Каково отношение властей к нуждам тружеников искусства?

- Власти к нам не безразличны, молодым художникам помогают, делают выставки. Юбилярам нашим тоже помогают. Какие проблемные моменты есть, они не оставляют их в стороне. Жаловаться не на что. Просто надо работать, стремиться, тогда и зритель эти стремления оценит, несмотря на то, что всем не угодишь: из 10 работ на выставке только одному человеку понравится твоя работа – и это уже хорошо, бывает и такое… Надо сказать, что Павлодар в приглашённых мастерах не нуждается, у нас есть свои художники и скульпторы, способные достойно украсить город.

- Раз так, чем, по-вашему, объясняется вопиющая непопулярность искусства в широких массах?

- Думаю дело в том, что сфере культуры не хватает широкой рекламы. Например, у художника юбилей: организуется выставка, выпускается каталог работ по ней – и на этом всё заканчивается. Этого мало… У нас в городе 5 академиков искусства, это уже о чём-то говорит, это уже определённый культурный уровень города. Мы смотрим на них и равняемся. У нас идёт обмен опытом с другими городами, причём весьма успешный, в родной город мы возвращаемся с положительными отзывами. Наши художники сотрудничают с российскими городами, наши академики скоро собираются на обмен опытом в Китай, в ближайшее время в Усть-Каменогорском художественном музее пройдёт выставка «Мир Абая», куда нас приглашают, в Астане ожидается выставка-продажа работ павлодарских художников, а в Атырау – выставка портретной живописи. Недавно в Баянауле прошло открытие памятника Жусупбеку Аймаутову, где павлодарские художники тоже принимали участие. Художественная жизнь кипит! Событий так много, что не везде успеваю поучаствовать.

- Много ли в Павлодаре молодых художников?

- Достаточно. В основном это выпускники наших двух художественных школ и их преподаватели, занимающие одни из первых мест по республике. Когда смотришь на их работы, сердце радуется тому, насколько они талантливы. А порой возникает даже зависть. Наши ребята работаю хорошо. Всё зависит от преподавателя в данном случае. У нас две школы, они разные, но обе держат должный уровень образования. А у нас есть на что посмотреть и у кого поучиться.

- Сильно ли отличаются ваши ранние работы от ваших поздних работ?

- Очень сильно. Творчество – это поиск, и он не прекращается. Ищешь там и сям, находишь, потом бросаешь и снова ищешь. Порой хочется сделать выставку, начинаешь собирать картины, пересматриваешь и понимаешь – не то, они не подойдут. Получается, что картин не хватает, надо писать ещё – и в итоге выставка откладывается, и так несколько раз.

- Прослеживается ли связь поколений через традиции в изобразительной школе города? Насколько работы молодых художников отличаются от полотен мэтров?

- Где-то сильно отличаются, где-то видно влияние местных крупных художников. Как я уже говорил, творчество – это поиск, и каждый молодой художник ищет свой путь по-своему: кто-то прокладывает его сам, кто-то ориентируется на образцы. И каждый художник останется неповторимым.

- Что вы напоследок пожелаете павлодарской творческой молодёжи?

- Пусть работаю от души. Что идёт от души, то всегда получится хорошо, и тогда каждый найдёт свой путь, пусть даже он будет извилистый.

- Большое спасибо за беседу!

   
0
693
0