Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
1
01:39, 17 августа 2014

Как отличить полезный тренинг от эмоциональной развлекаловки

Наткнулась в ЖЖ на интересную статью о том, чего же все-таки стоит ждать от тренинга, чем он отличается от терапии и почему не всегда стоит идти на тренинг.

Я согласна с тем, что часто тренинг превращается в форму развлекалова, где говорили о чем-то полезном, интересном... Но не всегда получается использовать то, что там давалось. Почему?

Этот тренинг не всегда бывает тем, что именно вам нужно для дальнейшего развития. Поэтому тренинг может сработать только как площадка, предоставляющая все необходимые условия для того, чтобы вы совершили свой следующий шаг в развитии, но никак не вытянуть вас за уши из какой бы то ни было ситуации. Отсюда становится понятно, почему на большинстве тренингов с супер-обещаниями обещанных результатов достигают только процентов 10. Суровую статистику объяснить очень просто: только 10% пришедших сюда участников выбрали действительно нужный для себя тренинг. Остальные попали "мимо", в итоге просто послушают то, что пока не самое важное для них.

Вот здесь и становится важно выбрать именно ту программу, которая вам нужнее всего. Которая поможет вам ответить на самые актуальные, самые болючие и нужные сейчас вопросы.  Поэтому прежде чем записаться на программу любого тренинга, ответьте себе на вопрос: "Действительно ли именно эта программа тренинга поможет мне в данный момент больше всего? Нужно ли мне именно то, что здесь обещают, чтобы развиваться дальше? Или же это просто попутно интересно?" Если "попутно интересно", то рекомендую не тратить свое время и деньги на этот вариант, а найти что-то, что точно вам поможет.

А вы сами ходите на тренинги? Как выбираете те, что нужны именно вам?

Кому интересно, привожу тот кусочек из поста о тренингах.

Все, что человек может получить (взять, усвоить) от любого предложенного ему процесса (в терапии или тренинге – не суть), лежит в зоне его ближайшего развития. И если, например, все, что может конкретный данный человек – это обнаружить, что то, как он реагирует на происходящее вокруг него, влияет на отношение к нему других людей, то, скажем, «завести друзей» - для него задача не ближняя.

· Прямо как в анекдоте про пришедшего к психотерапевту клиента с запросом: «У меня нет друзей! Может хоть ты мне поможешь, жалкий плешивый старикашка?» Смех смехом – а мы запросто можем не замечать подобных огрехов за собой. И тем более не осознавать, что же заставляет нас пользоваться подобными оборотами, разговаривая с людьми.

 

Обычный хороший тренинг рассчитан на «среднеосознанного» участника, жаждущего узнать и попробовать новое без особой ответственности (последняя начинается и заканчивается тем, что человек оплатил тренинг и «привел себя» на него). И нет задачи понять: чего я хочу, как я это хочу, от кого и т.п. (как это происходит обычно в групповой терапии). Зато есть ожидание – что будет интересно, что тренер устроит шоу, прочтет интересную лекцию, обманет «сопротивление клиентское обыкновенное» и с песнями и плясками поведет к счастливому новому опыту, т.е. даст упражнение, которое позволит пережить яркие эмоции; предложит схему выхода из проблемной ситуации; подкинет информацию, которая удивит и посулит решение трудных задач. Предположим, что ожидания оправдались, и тренер сделал все, что от него требовалось, с чем же участник тренинга окажется на выходе? Я вижу разные варианты.

1. Ни с чем. Приятное эмоциональное послевкусие рассосется, не оставив через пару недель и следа. Причина – человека ничему нельзя научить, наша личность – замкнутая система. Только сам человек, приложив определенные усилия, сможет научиться чему-то новому, привнести в свою внутреннюю замкнутую систему то, чего там раньше не было. Вся новая информация – какой бы удивительной и полезной она ни была, улетучится на 90% за очень короткий срок. Останется только информация «добытая» вами лично в процессе работы.

2. С новой моделью поведения в конкретной локальной ситуации. Участник понял – как правильно (например, - вести трудные переговоры), запомнил полезную схему. Дальше – может пробовать ее применять в жизни. Или не пробовать. Возможно, ему удастся встроить ее в свою обычную жизнь, и шансы на это – повышаются, если его окружение «играется» с этой же схемой. Эти игры помогут ему встроить ее в свою обычную, повседневную жизнь, и использовать с разными людьми.

3. С новой Ролью. Вот именно так – с большой буквы. Тут надо объяснить подробнее. Вот жил человек, и был он несколько недоволен тем, что родители чего-то недодали, дети не всегда слушаются, супруг(а) не любит, как желаемо, правительство не правит как надо, врачи не лечат, «метро не едет, в такси не содют» и т.п. Попал он на тренинг, и выяснил, что это – позиция ЖЕРТВЫ. А правильно – позиция АВТОРА. Посопротивлялся он немного этой идее, ну и сдался: начал учиться Авторству – т.е. учиться видеть свою ответственность в каждой ситуации. Хорошая идея, годная! Только на выходе – почему-то – имеем мы не ответственного человека, а прекрасного АКТЕРА, который, будучи той же самой Жертвой, самоотверженно играет роль Автора. Ведь тренинг – т.е. мероприятие массовое – что может здесь предложить? В основном, схемы типа: «как выглядит Жертва» и «как выглядит Автор». Выгляди как Автор – и ты им станешь. Ан нет, не выходит: станешь ты лишь хорошим Актером, изображающим Автора.

· Роль на подходящем тренинге можно выучить любую: роль «ловеласа», роль правильной мамы, роль хорошей супруги, роль властного начальника и т.п. И если роль начальника – это может быть полезно, то все остальные, особенно связанные с личными, близкими отношениями, в которых мы живем, - по большей части, - лишь отдаляют нас от людей.

4. С новым опытом. Итак, вы сделали то, чего раньше не делали. Этот опыт останется при вас, а не развеется по ветру, при выполнении двух условий: то, что вы сделали - было в зоне вашего ближайшего развития – это раз (т.е. вы были готовы к этому эксперименту, и не хватало лишь подходящей площадки); вы, после получения этого опыта, осмыслили его – это два. Осмыслили – значит, назвали его для себя («я сделал то-то и то-то»); поняли, что мешало вам поступать так раньше; обдумали, где и как вы можете поступать аналогичным образом в своей жизни; обнаружили – какие подсказки помогут вам заметить, что наступил подходящий момент для использования этого самого опыта. Именно эта работа по осмыслению позволит начать использовать результаты нового опыта в повседневной жизни.

Если же первое условие не будет выполнено – т.е. вместо того, чтобы идти естественным путем, терпеливо проходя каждую из зон ближайшего развития, - человек перескочит какие-то этапы, то он либо превратится в Актера из п.3, умеющего механически повторять этот опыт; либо вытеснит его, забудет или обесценит: «это было под влиянием ситуации, я тут ни при чем, я это не могу…»"

 

Автор - Виктория Пекарская. Оригинал здесь - http://vika-pekarskaya.livejournal.com./50660.html

1
218
0