Книгоотзыв № 3. «Стив Джобс», биография от Уолтера Айзексона

Ladyx-623 2014-7-23 01:02
492
0
0
0

Я сейчас читаю биографию Стива Джобса, написанную Уолтер Айзексоном - "первую и единственную с участием самого Джобса". Как сказал один из продавцов книжного в Москве, "эту книгу за 750 р. покупают...

Я сейчас читаю биографию Стива Джобса, написанную Уолтер Айзексоном - "первую и единственную с участием самого Джобса". Как сказал один из продавцов книжного в Москве, "эту книгу за 750 р. покупают слабовато… Дорого, да и слишком “заумно” – думать надо, напрягаться".

А мне очень нравится. Помимо того, что я как психолог вижу теперь причины его поведения (они как всегда в детстве и детских травмах), так еще и можно прекрасно учиться на его примере.

Самый простой способ достигнуть таких же результатов, как у кого-то, это моделировать этого человека. Читаю биографию и в чем-то моделирую Джобса. Уж мышлению и отношению к вещам из биографий точно можно научиться.

Я пока прочла чуть больше половины и какие-то вещи уже хочу для себя (и для вас отметить).

Джобс с детства увлекался электроникой. Этот живой детский интерес постоянно поддерживался - папой, окружением, возможностью заработать на этом, выпиской журналов, специализирующихся на технике, посещением кружка Homebrew Personal Computers, мечтами и обсуждениями с такими же увлеченными. Вот что важно. Его изначальный интерес, стремление постоянно подпитывался и поощрялся. У юного Стива были возможности изучать любимую тему гораздо глубже и детальнее, чем то было типично для подростка/ молодого человека его возраста.

Было бы классно, если бы все дети как можно раньше находили свои таланты и могли также глубоко их развивать. А вы чем-то "болели" в детстве также, как Стив Джобс электроникой?

Какие-то сцены из жизни, бывает, глубоко западают нам в память. Джобс видел, как новорожденный теленок, только-только вылезший из мамы, тут же встал и пошел сам. Его это очень поразило. Казалось, в теленке было уже "встроено" это умение ходить, его не нужно было обучать этому. Джобсу так понравилась эта идея, что все аппаратное и программное обеспечение Apple создавалось уже настроенное друг на друга. Не было необходимости потом "дотягивать" и "донастраивать" software и hardware друг для друга. Обратите внимание, это один из компонентов успеха Apple в будущем. А у вас в жизни какие сцены и идеи глубоко запали в душу? Подумайте, возможно, это ключевые подсказки к тому, что важного вы должны совершить, воплотить в своей деятельности. Или же просто передать эту идею в каком-то виде дальше в мир.

"Такая особенность отчасти коренилась в его [Стива] привычке видеть во всем либо только черное, либо только белое. Человек для него был гений или идиот, продукция - восхитительной или дерьмовой. Но более сложные вопросы, обладавшие оттенками и нюансами, как, например, женитьба, покупка правильного дивана, решение возглавить компанию порой ставили его в тупик. Вдобавок ему не хотелось провала."

Я долго улыбалась, когда прочитала этот кусочек. Действительно, в покупке дивана и женитьбе гораздо больше общих черт, чем можно бы ожидать с первого взгляда. Это просто жизненные решения - те, где нет наверняка правильного или неправильного ответа. Где удачное или неудачное решение целиком зависят от того, подходят ли тебе этот конкретный диван или этот конкретный человек. У всего будут свои недостатки и преимущества. И тогда вопрос будет только в том, готов ли ты всю жизнь мириться именно с этими недостатками, будет ли тебе лично комфортно с ними жить.

Стив был склонен во всем искать однозначно правильный ответ. Поэтому такие ситуации, когда однозначного решения не было, и приводили его в замешательство. Часто и мы тоже думаем, что можем найти идеальную компанию, идеального парня, девушку, кофемолку, турпоездку... . Это все обманчивость выбора. Когда так много вариантов (диванов, женщин, турпутевок), кажется, что есть идеальный. И тем страшнее выбрать что-то одно, когда видишь его недочеты. Только уловка в том, что недостатки будут везде и во всем. Это просто жизнь, тут так устроено. И когда видишь, как какой-то гений тоже имел свои особенности, трудности и сложности, которые мешали ему не только в работе, но и просто в быту, то становится как-то проще жить со своими недостатками. Сразу понимаешь, что вот и Джобс затруднялся с принятием решений. Значит, и я тоже имею право сомневаться и ошибаться. А что вы думаете по поводу этой перфекционистской черты в Джобсе, себе или в других?

Примечателен также был эпизод, когда инженеры после возвращения Стива к руководству Apple пытались объяснить ему, для чего разрабатываются десятки различной продукции. Джобс три недели не мог понять, какие модели лучше, почему создается тот или иной продукт... В конце концов он использовал свое прекрасное качество - умение сосредотачиваться на главном. На доске в комнате презентаций он нарисовал крест-накрест две линии - одну вертикальную и одну горизонтальную. "Все, что нам надо, это два направления: профессионал-любитель и стационарный-портативный", - сказал Джобс. Этим решением он оставлял для разработки всего 4 продукта против великого множества, которое раньше разрабатывалось в компании под руководством других директоров. Конечно, сотрудники были повергнуты в шок. Непросто отказаться от 90% того, над чем все работали, чтобы сосредоточить свои усилия на всего четырех продуктах. В этом был риск, в этом была смелость и много опасности.

Но именно это сработало. Как часто мы сами так увлекаемся кучей дел в своей жизни, что напрочь забываем о том, что важно и что неважно? Какие для нас ключевые ценности и что вторично? Как только я прочитала о том, что сделал Стив, чтобы разобраться с путаницей и бардаком в делах компании, я тут же расчертила и свою деятельность по двум осям (академия - бизнес, кратковременное - долговременное). Стоило мне расписать свои дела и проекты по этим четырем квадратам, как все стало понятно. Что важно, на чем фокусироваться, что делать в первую очередь, а что потом.

На самом деле это не инновация Джобса. В Harvad Business School двухмерный график настолько стандартный инструмент для изучения любого предмета, что в учебных классах стоит уже заранее заготовленная доска, разделенная на 4 квадрата. Это универсальный способ рассматривать любую тему, проблему, теорию, историю, ситуацию.

Матрица Boston Consulting Group, к примеру, также основана на принципе 4 квадратов: дойная корова, восходящая звезда, дохлая собака и большой вопрос. Жизненный цикл продукта по сути проходит по этим 4 квадратам, перемещаясь от больших затрат и малого времени на рынке к малым затратам и большому времени на рынке (измерения - большие-маленькие инвестиции и новый-старый продукт).

И вот за это я люблю читать истории успешных людей. Конечно, мы все всё знаем: как стать успешным, какие техники применять, это все действительно работает... Но иногда мы просто забываем о том, что в этой ситуации подойдет больше всего. А тут на примере, поданном Стивом, я смогла расставить приоритеты в своей работе. Уж если это подошло для реанимации Apple, то для организации моих дел точно сработает. Также и во всем, что касается моделирования успешных людей. Читая книгу, я не могу не заметить основные черты характера и мышления Джобса. Он фокусируется на главном, он любит электронику и компьютеры, он не пытается соответствовать рынку и стремиться сорвать бабла. Он хочет создавать классные продукты, он фокусируется на перфекционизме, на всем лучшем, что можно достать, сделать, использовать. При этом он легко отсекает все лишнее и может и любит упорно работать.

 

Я еще буду дочитывать книгу. Она бесспорно достойна самых высоких оценок. Это, конечно, не популяристское американское чтиво, эдакий поп-корн для ума, где все разжевано и объяснено по 100 раз. Это умная книга для умных людей. Для тех, кто хочет поближе узнать путь этого выдающегося и очень талантливого, умного и трудолюбивого человека.

Я желаю всем приятного прочтения, любви и счастья. А куда же без этого)

Оцените пост

0

Комментарии

Чтобы написать комментарий нужно войти в систему