Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
3
00:42, 03 июля 2014

Конструкторские бюро Республики Казахстан

На сегодня конструкторские бюро (КБ) представляют собой коммерческую организацию, подрядчика, занимающуюся разработкой инженерного проекта. В советские времена под конструкторским бюро понимали отдел (отдельную организацию) главного конструктора для отраслевых организаций, занимавшихся разработкой (проектированием) новой техники.

 

Итак КБ по определению занимается "разработкой (проектированием) новой техники" или "разработкой инженерного проекта".

 

Из сайта НАТР "Услугами отраслевых конструкторских бюро являются:

1) приобретение (при необходимости - доработка, адаптация) технической документации для организации производства товаров на ее основе;

2) содействие в трансферте технологий;

3) содействие в создании новых или усовершенствованных товаров;

4) разработка технической документации;

5) услуги по технической (конструкторской и технологической) подготовке производства;

6) консультационные и инжиниринговые услуги;

7) содействие при проведении испытаний новой или усовершенствованной продукции в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах);

8) содействие при проведении сертификации новой или усовершенствованной продукции в аккредитованных уполномоченных органах".

 

Блин а где же разработка новой техники??? То есть изначально казахстанские КБ не создавались для разработки новых деталей, техники? Ну да ладно. Смотрим дальше.

 

В Казахстане всего 5 КБ!!! И стали они появляться с 2009 года, то есть около пяти лет назад.

 

Информация с сайта АО "НАТР":

" В настоящее время действуют 5 отраслевых конструкторских бюро:

1) ТОО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» (создано в 2009 году, г. Астана);

2) ТОО «Конструкторское бюро горно-металлургического оборудования» (создано в 2010 году, г. Усть-Каменогорск);

3) ТОО «Конструкторское бюро нефтегазового оборудования» (создано в 2010 году, г. Петропавловск);

4) ТОО «Конструкторское бюро сельскохозяйственного машиностроения» (создано в 2011 году, г. Астана).

5) ТОО «Конструкторское бюро приборостроения» (создано 26 ноября 2013 года)".

 

Во первых, информации по эффективности деятельности КБ в сети крайне мало.

 

Но то что встречается крайне забавно. Так ТОО "Конструкторское бюро транспортного машиностроения" в 2012 году дает на своем сайте объявление "о проведении конкурса по государственным закупкам услуг на разработку технической документации по проекту «Сварные трёхэлементные двухосные тележки для грузовых вагонов колеи 1520 мм с нагрузкой на ось 23,5 и 25 тс»"!!! (скрин сделан). Так и хочется спросить: "Хе-хей, вы в 2009 году были созданы и к 2012 году еще такие объявления даете? А нафига вас создавали тогда?". А кто выиграл этот лот? Не российские ли КБ?

Ладно поехали дальше. Как же нам оценить деятельность казахстанских КБ? Опять обратимся к информации НАТР. На сайте у них вот такая табличка.

 

Таблица - Основные результаты деятельности отраслевых конструкторских бюро

 

Показатель деятельности ОКБ

2010

2011

2012

2013

Приобретено КТД

54

7

3

6

Разработано КТД

5

137

212

50

Освоено производство продукции предприятиями по переданной документации

2

27

147

2

Испытано продукции

1

31

109

6

Сертифицировано продукции

1

8

105

12

 

По таблице возникает ряд логичных вопросов:

1. КТД действительно разработаны в наших КБ или сделан перезаказ в иностранные КБ?

2. Почему в 2013 году, так называемых "разработанных КБ" стало 50, против 212 в 2012 году? Что случилось? Объемы финансирования заказов КТД снизилось?

3. Почему в 2012 году испытано 109 видов продукции, а внедрено 147 видов продукции? Без испытаний внедрялось? Ведь и приобретенных за последние два года - всего 10 КТД. Или внедряли те, которые в 2010 году приобрели? Все равно сумма то не бьется.

4. Все КБ работают как ТОО. По идее их цель - это получение прибыли. Насколько рентабелен был 2013 год, если "освоено производство продукции предприятиями по переданной документации" в количестве 2 штук на 5 КБ?

 

Конечно, можно внедрить одну продукцию, которая по стоимости и значимости равна ста видам продукции. Но у меня сомнения на этот счет.

 

Итак, сделаем предварительные выводы:

1. В Казахстане мало КБ (всего 5 и стали они работать с 2009 года).

2. Казахстанские КБ не эффективны, как в коммерческом плане, так и в научном (статистика по таблице).

3. Казахстанские КБ не способствуют росту занятости казахстанских инженеров (объявление о перезаказе на КТД).

 

Что делать? Получить ответы на поставленные вопросы, чтобы четко представлять глубину проблем.

 
3
3088
1