Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
04:34, 19 июня 2014

Улыбка Бога

Одесса – улыбка Бога

или легенда о маленьком Париже

Имя Одессы навсегда вписано в мировую историю как имя города богатых традиций, города-героя, города побед. Самый титулованный из молодых городов мира, город с бурной и славной историей, город блистательных театров и музеев, исторических двориков, которые кроят в себе тайны XIX века и тихих улочек.

Город расположен на северо-западном побережье Черного моря, на пересечении путей из Северной и Центральной Европы на Ближний Восток и в Азию. Благодаря удачному географическому расположению Одесса является торговым, промышленным и культурным центром европейского значения.

Итак, нам посчастливилось побывать в чудных местах города. В частности, в знаменитом Одесском государственном академическом театре оперы и балета, в историческом Воронцовском дворце, Доме ученых, пропитанном духом дворянства и изяществом архитектуры 18 века, храмах Одессы, удостоенные внимания и уважения Папы Римского, в дворцовом комплексе Потоцких, где каждый уголок шепчет о тайнах красивой любви и запутанных судеб, в прославленном морском вокзале, в колоритных исторических двориках, где жил в свое время А. Пушкин, преподавал Д. Менделеев, где проходили съемки знаменитых фильмов как «Двенадцать стульев» и «Ликвидация», и многое другое. Теперь о каждом из них подробнее.

Воронцовский дворец

Чтобы узнать историю о барской усадьбе М. Воронцовского, нам необходимо сделать пару шагов назад в историю, погрузиться в атмосферу XVIII XIX веков.

Итак, Одессе всегда на руководителей города везло. Ришелье и Ланжерон, Воронцов и Дерибас, Маразли и Коцебу, Крузенштерн и Толстой… Каждый из них внес свой неповторимый вклад в развитие города.

В 13 столетии в эти края, именуемые Джинестрой, пришла Золотая Орда, а в 16-15 вв. до нашей эры эти земли стали частью Великого княжества Литвоского и получили имя Качибей. Впрочем, называли их еще и Качукленов, Коцюбеев, Гаджибей, а с 1475 г., когда Качибей перешел во владения Оттоманской империи, турки переименовали его в Аджибей или Ходжибей. В 1764 г. была построена крепость Ени-Дунья, которая продержалась до 1789 года и пала лишь под натиском отряда, возглавляемого генерал-майором Иосифом де Рибасом, во время второй русско-турецкой войны.

Де Рибас был просто поражен великолепием этих земель, и именно ему принадлежит идея построить здесь крупный черноморский город-порт. В 1794 году 2 сентября была начата строительства Великого города: именно этот день является днем Одессы.

Уже в те времена определилось главное предназначение Одессы - успешная торговля. Имя адмирала де Рибаса, который сделал столь важный и значительный шаг к обогащению и оживлению города, было решено увековечить в названии самой знаменитой одесской улицы  - Дерибасовской. Там же располагался и дом де Рибаса с живописным садом. В 1801 г. де Рибас перебрался в Петербург, и в этом доме разместился градоначальник герцог де Ришелье. Он активно занимался Одессой, энергично преображая город и совершенствуя управление им. За 11 лет работы де Ришелье в Одессе местное купечество чувствовало себя как за каменной стеной. Более того, де Ришелье удалось привлечь в город иностранных купцов и ремесленников, которые тоже работали на его блага. И, наконец, безусловная заслуга этого градоначальника состоит в том, что именно при нем в Одессе были открыты первые учебные заведения и начата серьезная кампания по благоустройству города.

Преемником де Ришелье на этом посту стал граф Ланжерон, проработавший в Одессе с 1815 по 1822 гг. По своей щедрости Ланжерон был абсолютно похож на де Ришелье  - как и предыдущий градоначальник, делился с бедными последней заработанной копейкой.

Позднее в Одессу прибыл Михаил Воронцов. Князь пробыл в городе с 1823 по 1845 гг., и именно при нем в Одессе появилось изысканное аристократическое общество: Воронцов был родственником многих высших аристократов Англии и России и успешно привлекал их в Одессу, живя на широкую ногу и предлагая такую жизнь самым богатым людям России. В свою очередь княгиня Воронцова также помогала мужу, приглашая в город богатых европейских и польских магнатов, и в итоге чета Воронцовых внесла огромный вклад в процветание торговли, развитие сети ресторанов и магазинов, росту всевозможных театральных сборов. При них город начал благоденствовать, получая прибыли от торговли хлебом, а также благоустраиваться.

А теперь о самом дворце в «королевском» стиле. По словам сотрудника дворца, одним из самых ярких архитектурных памятников Одессы считается Воронцовский дворец – усадьба-резиденция Новороссийского края, князя Михаила Воронцова. Созданный талантом и фантазией выдающегося архитектора Франца Буффо, дворец стал одним из самых восхитительных одесских зданий.

Нам не терпелось узнать об истории данного дворца. Ведь все-таки, почувствовав ауру и некий «запах» исторических наследии, мы на время переместились в XIX век, мысленно представляя всю красоту и роскошь тех времен. Все здесь было сделано в итальянской манере и с удивительно тонким вкусом. Особо отличался первый этаж усадьбы, на котором располагались гостевые комнаты, бильярдная, бальный зал, турецкий зал с камином и библиотека. Камин этот, помимо своей красоты, примечателен тем, что до этого стоял в спальне российского императора Павла I и был свидетелем его убийства.

Во время Крымской войны (1854 г) здания дворцового комплекса были сильно разрушены. Князь Воронцов, узнав о бомбардировке, прежде всего просил сохранить уникальное библиотечное собрание, которое считал главным сокровищем дворца. Ценные книги уберегли, а позже передали в дар местному университету, где они хранятся до сих пор. В 30-х годах ХХ века в здании бывшей губернаторской резиденции открыли Дворец пионеров. А в настоящее время восстановленное и реконструированное здание усадьбы по-прежнему остается центром детского и юношеского творчества. Но надо сказать, что и в нынешнем состоянии комплекс сохранил следы своего былого величия и произвел впечатление на каждого посетителя, кто решает прикоснуться к его истории. Нас переполняли чувства… Сам факт, того что мы стояли на тех же паркетах, где 190 лет назад (!) были приемы высокопоставленных лиц тех времен. Не имею ни малейших прав не написатьо о Резиденции М.С. Воронцова.

Резиденция Новороссийского генерал-губернатора М.С. Воронцова была одной из жемчужин ампирного зодчества, построеная в 1826 – 1827 годах по проекту выдающегося архитектора К. Боффо, создавшего за сорок лет своего пребывания в Одессе более пяти-десяти замечательных зданий. Здесь граф жил и устраивал приёмы. К. Боффо – автор и изящной белокаменной колоннады, ставшей частью и украшением дворцового ансамбля. Отсюда открывается прекрасный вид на порт и сбегающие к нему улицы. Колоннада и была сооружена для того, чтобы за утренним кофе граф Воронцов мог «видеть» новости! Внизу находилась пристань, и за завтраком губернатор узнавал, какие товары и из каких стран прибыли в одесский порт.

 

Шестая красивая лестница Европы

Итак, побыв в исторических дворцах, почувствовав дух и красоту дворцовских времен мы отправились подышать свежим воздухом, наслаждаясь красотой обворожительного города. Прошлись по знаменитому приморскому бульвару. К слову, с декабря 2006 года все деревья, расположенные на Приморском бульваре, украшены разноцветными светящимися гирляндами, которые включаются каждый день в вечернее и ночное время. Ночная иллюминация Приморского бульвара изначально была временной, созданной лишь на время новогодних праздников, но настолько полюбилась одесситам и гостям города, что власти приняли решение сделать иллюминацию постоянной. К бульвару выходят Пушкинская и Екатерининская улицы, Воронцовский переулок. Застроена только одна сторона бульвара, с другой — крутой склон, ведущий к одесскому порту. К пассажирскому терминалу Одесского порта от бульвара спускается величественная Потемкинская лестница.

Для чего построили знаменитую лестницу Одессы? В чем была нужда?  Для того, чтобы стать парадным входом в город с моря, Приморскому бульвару какое-то время не хватало одной, но весьма важной детали. Ею стала сооружённая к началу 40-х годов XIX века по проекту Боффо Потёмкинская лестница. В давние времена называли её Бульварной, Гигантской, а Потёмкинской начали называть после Октябрьской революции. Потёмкинская лестница — знаменитая лестница в Одессе,  соединяющая центр города с Морским вокзалом.

Она устремляется к порту широкой и мощной рекой. Благодаря оригинальному приёму перспективного уменьшения ширины ступеней (внизу 21.6, а вверху 13.4 метра) лестница кажется намного выше своих, и без того немалых размеров. Она устроена так, что, глядя вниз, мы совсем не видим ступеней, а широкие маршевые площадки зрительно сокращают дистанцию между нами и портом. При взгляде на лестницу со стороны моря, наоборот, видны только ступени. Первоначально лестница состояла из 200 ступеней, в настоящее время лестница состоит из 192 ступеней, так как при расширении территории порта и устройстве насыпной набережной восемь нижних ступеней были утеряны.

 

На Дюка с люка

Два мельниковских полуциркульных здания образуют небольшую площадь с памятником любимцу одесситов герцогу де Ришелье в центре.
Одесский заказ выполнил выдающийся скульптор XIX века И.П. Мартос. Герцог, одетый в тогу римского патриция, обращает приветственный жест правой руки к морю, как бы приглашая заморских гостей. В левой руке – свиток с манифестом о введении «порто-франко», которого он долгие годы добивался для Одессы.

По обе стороны от бронзового Дюка вытянулся в почётном карауле парадный строй бульварных палаццо. Бульварная аллея подводит к фонтанному памятнику А.С. Пушкину. Пушкин пробыл в Одессе всего тринадцать месяцев, но эта краткая встреча оставила счастливый след и в его творчестве, и в биографии города.

 
Ведьмин дом

Не каждый гость Одессы знает, что в городе находится самый необычный и можно даже сказать, мистический дом города. С первого взгляда — дом как дом, мало чем отличающийся от остальных старых жилых построек. Но какое же удивление вас постигнет, если немного пройти и посмотреть на него сбоку, с определенного ракурса. Да, ваше зрение вас не обманывает — дом действительно выглядит плоским, как будто от него осталась одна фасадная стена!

Первый вопрос, который появляется в голове, оправившись после легкого шока: "Как, как такое может быть, и как там могут жить люди!?". На самом деле, секрет такого архитектурного обмана в том, что задняя стенка дома сразу прилегает к фасадной, то есть здание имеет треугольную форму. Историческая справка говорит о том, что во время строительства этого дома, еще в период царской России, не хватило средств на постройку боковой стены, вот и пришлось свести две стены вместе. Тогда никто и подумать не мог, что в итоге это здание станет одной из достопримечательностей Одессы, и будет вызывать море удивления и восхищения у туристов, гостей и жителей города. У плоского дома есть еще и другие названия: "Дом одной стенки", "Ведьмин дом". Так что, если планируете побывать в этом городке, я советую вам посмотреть на этот мистический дом своими глазами!

 

Первая телефонная линия в Одессе

В Одессе любили слушать оперу по телефону… Да, да, именно так. Если прислушаться к источникам истории и искусства, первая телефонная линия в Одессе была проведена из Оперного театра в особняк Толстых. Граф любил слушать оперу по телефону. Об особняке Толстых чуть позже.

Здание театра, построенное в 1884-1887 годах, является одним из чудеснейших в Европе архитектурных сооружений. Из-за того, что Одесса начала своё фактическое развитие только в конце XVIII столетия очень многие памятники архитектуры были построены в XIX - XX веках. По словам одесситов, оперный театр можно назвать старейшиной среди одесских театров. Заходя в театр, невольно вспоминается наш театр... Театр, возвышенный спустя III века в наших родных степях, в сердце Евразии, который является третьим по величине оперным театром в мире. Его строительство осуществляли мастера из Италии, Германии, Швейцарии, Чехии. Если здание Одесского государственно-академического театра исполнено в стиле венского «барокко», в «Астана Опере» достигнут баланс между греко-римскими и казахскими национальными традициями, а также использованы течения маньеризма и того же барокко. «Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные коллонады, множество скульптуры на фасадах и в интерьерах. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны» (Wikipedia). Изобилие декоративных элементов,  сочетание разных стилей, в особенности преобладание стиля «барокко» придает театрам особый дух и некое блаженство мировых театров таких как «Ла Скала», «Гранд Опера», «Альберт Холл».

В театре Одессы большой зал на 340 мест больше чем в нашем театре. Вместительность нашего театра составляет 1250 мест.  Моему взору сразу же приглянулись расписные потолки театра. В основу его композиции положены четыре картины художника Лефлера в виде медальонов. На них изображены сцены из произведений Шекспира: «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка» и «Как вам это понравится». А потолки камерного зала нашего театра расписаны вручную группой итальянских художников-декораторов. А оперу слушать было одно удовольствие! Как говорится, «Золотой форме – золотое содержание»!

У каждого театра свой зритель, свои «вековые» архитектурные особенности. Тем не менее, посещение того или иного театра безусловно оставит неизгладимое впечатление и вкус культурного десерта в душе каждого из нас.

 

Дворянский род Толстых

Дворянский род Толстых известен с XII века. Писатели Лев Николаевич Толстой и Алексей Константинович Толстой имели общих предков с основателем южной ветки Толстых в Одессе, графом Михаилом Дмитриевичем Толстым, 1804 г. рождения. Толстые были известными меценатами в Одессе. Ими профинансировано строительство Оперного театра, научной библиотеки и многое другое.

В 1920 г., после установления советской власти в Одессе, в особняке Толстых был открыт Первый народный музей. С 1934 г. музей стал отделом Одесского музея Западного и Восточного искусства. В 2000 г. в Доме учёных был открыт музей. Сейчас в Украине осталось только несколько Домов учёных. Но активно работают лишь одесский и киевский. Во дворце есть несколько примечательных помещений. Зеленый зал (картинная галерея), шелковая, мраморная гостиная, а так же, Дубовая, Турецкая, Ореховая.

К вашему сведению, в Белом зале с венецианскими зеркалами снимались сцены фильма «Д’Артаньян и три мушкетера», которые по сценарию происходили в Лувре. Вот так и примыкает современная история с великолепным прошлым простор Украины.

 

Действительно Фонтан!

В давние времена Одесса, как и сегодня, испытывала острую нехватку в хорошей питьевой воде. Лучшей в те времена считалась вода с Фонтана. Очень часто биндюжники, развозившие питьевую воду в бочках, набирали ее, где придется, но при этом рекламировали, что вода доставлена с самого Фонтана. Горожане, пробуя такую воду, качали головами и говорили: «Нет, это не Фонтан». С тех пор словосочетание «не Фонтан» вышло за пределы Одессы как синоним подделки, некачественного товара.
Так наша поездка была очень занимательной, насыщенной информацией, полной впечатлении, одним словом – фонтан!!!

 

Акбота Орынбаева

Астана-Одесса-Астана

 
0
366
0