Евразийский союз и региональная интеграция на постсоветском пространстве

anna_ts 2014 M04 16
980
0
0
0

Интеграционные процессы в современном мире являются одним из главных факторов мирового экономического и политического развития. В настоящее время интеграционные группировки становятся более влиятельны

Интеграционные процессы в современном мире являются одним из главных факторов мирового экономического и политического развития. В настоящее время интеграционные группировки становятся более влиятельными субъектами мирового хозяйственного процесса, чем отдельные государства. С этим связано постепенное падение роли национального государства как фактора экономического развития и возрастание роли принадлежности к определенной интеграционной группировке, которая, как более крупная экономическая структура, приобретает самостоятельность и влияние в мировой экономике.

В современно мире интеграция стала одной из доминирующих тенденций социально-экономического и политического развития государств и регионов. Особенно важное значение интеграция имеет для регионов, поскольку в интеграцию, как правило, вступают государства, принадлежащие к одному региону, географически и в иных отношениях близкие между собой. Интеграция и регион являются близкими по содержанию, почти синонимичными между собой понятиями. Если в регионе функционирует и укрепляется экономическая, торговая, политическая, военная и иные формы интеграции, то о таком регионе можно утверждать как о состоявшемся регионе, то есть регионе в его современном понимании. Если же в регионе интеграционные связи между входящими в него государствами слабые, каждое из государств предпочитает действовать самостоятельно, опираясь на собственные силы или же развивая связи с государствами других регионов, то о таком регионе можно судить как о несостоявшемся регионе. Государства в таком регионе предпочитают действовать на двусторонней, а не многосторонней основе. Но международные отношения на двусторонней основе были характерны для прошлого. В современном мире двусторонние отношения сохраняют свою важность и эффективность, но доминирующими все больше становятся многосторонние отношения, находящие свое институциональное выражение в международных организациях, интегративных объединениях и других многосторонних институтах.

В современной системы международных отношений сложилось устойчивое позитивное восприятие интеграции как эффективного способа межгосударственного взаимодействия. Интеграция поэтому рассматривается как процесс, с необходимостью обусловленный получением преимуществ всеми участвующими в нем сторонами. Поскольку интеграция зачастую осуществляется на региональной основе, то в современном мире также складывается позитивное представление о регионализации как желательном способе взаимосвязи и взаимодействия государств в условиях расширения процессов глобализации.

Региональная интеграция, в первую очередь интеграция на евразийском пространстве, является одним из важных приоритетов внешней политики Казахстана. На протяжении более чем двадцати лет Казахстан неоднократно выступал инициатором практически всех интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Наиболее крупной и смелой интеграционной инициативой Казахстана остается идея евразийского союза, с которой президент страны Нурсултан Назарбаев выступил во время своей лекции в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова в марте 1994 г.

В 1994 г. и в последующие годы идея евразийского союза не получила необходимой поддержки в России и других постсоветских государствах. Для Казахстана в 1990-2000 гг. идея евразийства и евразийской интеграции осуществлялась, по словам президента Казахстана, в форме трех организаций: Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Совещания по выработке мер доверия в Азии (СВМДА). Однако уровень интеграции государств в этих организациях был недостаточным, несоотвествующим тому, что предлагал в 1994 г.Н. Назарбаев.

В октябре 2011 года президент России Владимир Путин опубликовал в газете «Известия» статью, заявив, что одним из главных приоритетов его президентства до 2018 года станет создание на постсоветском пространстве евразийского союза. Этот союз станет одним из мощных интегративных объединений в современном мире. В евразийский союз войдут постсоветские государства, при этом он не станет возрождением СССР. Выдвинутая Путиным идея евразийского союза основывается на интеграционном опыте Таможенного союза (ТС) Белоруссии, Казахстана и России, начавшего свою деятельность 1 июля 2010 года, и Единого экономического пространства (ЕЭП) этих же стран, функционирующего с 1 января 2012 г. Вступление в действие Евразийского союза (ЕАС) трех постсоветских государств намечено на 2015 год. За прошедшие время тремя государствами была проведена большая работа по созданию Евразийского союза. В мае 2014 г. планируется подписание договора о создании ЕАС. Работа по подготовке договора союза является трудоемкой и сложной.
Возрастание значения интеграции в международных отношениях привело к росту различных объяснительных схем, концепций и теорий интеграции. Интерес, в частности, вызывает категориальный аппарат теории интеграции, то есть выявление понятий, раскрывающих содержание понятия интеграции, их взаимосвязь и взаимодействие между собой.

Казахстанский подход к Евразийскому союзу соответствует, по нашему мнению, теории функционализма. Одна из основополагающих идей этой теории состоит в том, что международная интеграция должна быть в максимальной степени деполитизирована, а эффективное сотрудничество государств и исключение конфликтов должны быть достигнуты путем концентрации усилий в первую очередь на общих для всех вопросах благосостояния, то есть социально-экономическом развитии участников интеграции. Это соответствует неоднократным высказываниям президента Казахстана Н.Назарбаева, что для нашей страны приемлемой является только экономическая интеграция на постсоветском пространстве.

Согласно функционализму, интеграционная динамика приводит к появлению функциональных организаций, располагающих определенными полномочиями, которые предоставляют сами государства. Такими функциональными организациями в Евразийском союзе должны стать различные советы, комиссии, саммиты и иные интеграционные органы, создаваемые для переговоров и решения вопросов в той или иной сфере деятельности союза. Переговоры в комиссиях, советах и других интеграционных органах ЕАС должны проводиться на равноправной основе с учетом интересов всех сторон, а решения приниматься на основе консенсуса всех сторон. На это также неоднократно указывал Елбасы. Конечным продуктом интеграции в рамках теории функционализма становится образование функциональной системы, элементы которой могут начать работать и без общей политической надстройки. Именно на это всегда обращал внимание Нурсултан Назарбаев и именно такое видение интеграционных объединений он старается проводить в жизнь.

Создание Евразийского союза и другие формы интеграции на постсоветском пространстве являются требованием времени. Инициативы Казахстана имеют важное значение для развития интеграционных процессов в регионе Евразии. Однако это сложный и противоречиввый процесс, в котором сталкиваются национальные интересы государств региона и различное понимание интеграции. Обращение к теории интеграции дает ключ к пониманию интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Оцените пост

0