Волшебная флейта в Алматы. Студенческий проект

Айгуль Сартбаева 2014 M04 11
3201
41
9
0

В оперных театрах есть железное правило – с маленькими детьми не пускают. А тут была такая домашняя обстановка. Маэстро в чапане сел за стол с лэптопом, одной рукой за мышь взялся, другой рукой...

В наш город приехал дирижер Дитрих Эрбелдинг, который придумал виртуальный проект оркестра в кармане. Из искусственных электронных звуков разных музыкальных инструментов он собрал партитуру оперы «Волшебная флейта». У меня есть Клавинола, на ней тоже можно переключать клавиатуру с фортепиано на другие инструменты, записывать отдельные партии инструментов, накладывать их друг на друга и получать такую искусственную электрическую музыку, поэтому я сразу представила, как это делают. Но про маэстро сказали (нам, публике, перед началом оперы), что у него это не простая минусовка, а «плод его 20 летней работы», полноценное оркестровое сопровождение, где можно регулировать темпы, динамику и так далее. Мы же знаем, что дирижёр – это музыкант, играющий на оркестре! Приехал, значит, маэстро и организовал проект Opera Virty со студентами консерватории. Три состава подготовили, репетировали и поставили настоящую оперу.

Я люблю «Волшебную флейту» Моцарта, это волшебная опера, поэтому я сразу поскакала ее смотреть в зал Казахконцерта. Расскажу, как дело было.

Народу собралось на половину зала, многие пришли с детьми, причем с самыми маленькими, просто сосунами млекопитающими. Думаю, это были друзья и родственники исполнителей. В оперных театрах есть железное правило – с маленькими детьми не пускают. А тут была такая домашняя обстановка. Дети кричали как чайки. Вывели вместе с папой только одну самую расторможенную девочку, и то потому, что она сидела на первом ряду, рядом с режиссером. Остальные странные люди, человеки, мешающие обществу, ЧМО то бишь, продолжали сидеть и наслаждаться действом, как ни в чем не бывало. Я такие вещи не понимаю и не принимаю. Нанимайте бэби-ситтеров. Оставайтесь дома!

Вышел маэстро в чапане, сел за стол с лэптопом, одной рукой за мышь взялся,  другой рукой дирижировал, как на солфеджио. Звук шел из динамиков, мне показалось, что с одной стороны. Декорации были условными, несколько ширм. Человек с микрофоном коротко пересказал синопсис оперы, немного не так, как у Шикандера, Моцартовского либреттиста. И началось.

Начальная ария Тамино, выступление трех дам создали атмосферу школьного спектакля. Тамино – тенор Иван Прытков. Голос у молодого человека есть, лирический тенор, но он еще требует обработки и полировки. Вокал ученический, с подъездами и трудностями подхода к верхним нотам, и вообще, пение трудно шло, и держался все действие наш принц, как будто его пустым мешком из-под муки огрели. Три дамы очень голосистые (Маржан Буланова, Гульзада Дуйсенова и Софьяна Благодарная), особенно Первая и Третья. Третья, Дритте-даме Софьяна Благодарная – красивое густое меццо, мне очень понравилось. Но как девушки держались на сцене – это художественная самодеятельность! Переигрывали. Выглядели девушки не как оперные дивы, а как самодеятельный хор простонародной песни,  такие молодые, а уже приобрели по комку нервов, по оперной мозоли в районе талии, в тройном виде это резало глаз. Самодисциплина и балетный станок немедленно, это условие профессиональной пригодности, а отточенные голоса у девушек уже есть! Папагено – Евгений Дробот. У него был самый красивый костюм с перьями. Пел хорошо, но в начале голос его был зажат и не звучал. Распелся к концу оперы. Это может быть психологический феномен, непривычка к сцене, а может не распетый пришел, как некоторые певцы в ГАТОБ делают – вначале сухое горлышко, глухой звук, даже скрипы, потом распеваются в процессе, раскрываются, бархат в голосе появляется, обертона, металличность, кураж… Овации свои получают, все запоминают последнее слово.

 

Когда вышла Царица ночи Анастасия Кожухарова – сразу на сцене исчезла вся условность и школярство, меня всегда поражают такие вещи и такие певцы, мы перестаем замечать картонные декорации и нелепости сюжеты, попадаем туда, куда нас Моцарт вел, в действие оперы. Дива! Это готовая хорошая певица, колоратурное сопрано, с красивым сильным голосом, техникой, и полной органичностью на сцене. Запомните это имя.

Зажевали квинтет, а я его так ждала! Ну ладно. Больше ничего не жевали, никто более от темпа не отставал.

Трех гениев, трех мальчиков сыграли две девочки Акбота Серикболова, Кристина Менисова и юноша, похоже, контртенор, Аскар Адилханов. Очень хорошо пели. Голоса прекрасные. Но я заметила за собой, пиша, писа, писая, нет, кропая эту заметку, что оцениваю и сужу этот спектакль, поставленный студентами, по Гамбургскому счету, как постановку Метрополитен-оперы ГАТОБ. Потому что мне понравилось, извините! Про трех гениев – я хотела мальчиков. Вы когда-нибудь слышали пение голосистых мальчиков, вроде Робертино Лоретти или Сережи Парамонова вживую? В детстве я училась в музыкальной школе, у нас в хоре был солист, мальчик-альт. Пели мы дурацкие пионерские песни, в хоре было много других, обычных мальчиков, солист у нас один такой был, голос его действовал на душу, на нервы, на спинной мозг с невероятной силой. Потом у него мутация голоса началась, и он перестал ходить на хор. И мне разонравилось там петь, скучно и бездарно стало. Девочки так петь не могут, они могут петь хорошо и звонко, но это не то.  Таких детей надо искать. Именно из этих мальчиков Римско-Католическая церковь вплоть до начала прошлого века делала castrati, чтобы сохранить Божий дар. Так вот, мальчиков, альта и дисканта, они не нашли, очень жаль. Опера «Волшебная флейта» – удовольствие очень изощренное.

 

Дальше в действие вступила Памина, Наталья Мезина. Потрясающее сопрано, голос невероятной красоты, силы, техники. Я даже не предполагала, что будет такой подарок нам, зрителям. Если у Царицы ночи две бравурные арии, и еще немножко, то партия Памины ведущая, там много чего надо петь и играть, и играть разное. Наталья Мезина алмаз, и уже ограненный!  Запомните это имя! Она меня поразила больше всех.

Моностатос – Балуан Беркенов, хорошо сыграл и спел. От Зорастро я не ожидала ничего особенного, басов мало, они на вес золота, тем более басы-профондо. Но Зорастро меня тоже поразил, бас Ербол Муханов. Правда он деревянный был, ну так и роль статуарная, у него даже мимики не было. Но голос – низкий, мощный, густой, красивый, правда, на мой взгляд, нуждающийся в шлифовке. Еще бы свободы самовыражения, раскованности, легкости в пении! Действие шло и шло, усеченное и купированное, я уже ничего не ожидала, и вдруг – еще один подарок, Папагена, Альфия Шарипова. Блестяще они, с Евгением Дроботом, уже распевшимся и зазвучавшим к этому моменту, исполнили свой дуэт.

 

Постановка была в русле детской сказки. Они совершенно убрали все эти мистически-религиозные розни, про культ Озириса и Изиды, все эти строительно-каменщицкие ассоциации, что обеднило оперу, хотя Зорастро был одет в хламиды, с пекторалью на груди, и короной в виде диска солнца на голове. Посвящение принца в масоны, все эти испытания прошли непонятно, как немотивированное действие, или это Иван Прытков не донес!

Будет еще два представления, 15 и 20 апреля в Казахконцерте, с другим составом.  Рекомендую сходить. Думаю, замены будут среди неглавных ролей. Примадонн Наталью Мезину и Анастасию Кожухарову  не заменят.

 

Оцените пост

5

Комментарии

1
Все, что можно сказать об этой постановке - с языка сняли...
Порадовали басы, у Папагено мне не показалось, что голос сначала не звучал, хороший, редки голос и редкое для нашей сцены умение играть. Второй бас, Зороастро, очень порадовал голосом, давал прекрасные низы, на мой взгляд, но при всей "статуарности" роли видится казахстанская актерская школа, более того, не удивлюсь, если мое предположение, что он учится у Шахимардана Абилова, окажется верным. Типичное неумение играть, а умение стоять на сцене растопырив руки... Но голос - понравился, хороший голос, редкий для нашей сцены.
Памина - просто убила! Я не мог удержаться, чтобы не побежать за кулисы и не поблагодарить это чудо! Я просто мечтаю слышать ее на нашей сцене ! (надеюсь, певица прочитает эти строки и продолжит нас радовать в том же духе).
Тенор, Тамино - мой совет - ищи себе другую работу. Таких хреновых теноров у нас полно.
Царица ночи - тоже не впечатлила. Сценический образ из костюма и мейк-апа - это не все. Две бравурные, блестящие арии не спеты. Оргазм, где он неизбежен - был не получен. Лучше эту партию не петь вообще, чем петь так. можно сделать любую скидку на "студенчество" и "ученичество", но мне было стыдно за Моцарта, моего Амадея...
Моностатос - украшение нашей сцены. Чистый, хороший голос, и превосходные актерские данные, что для оперного ТЕАТРА - очень важно. Тем более - для казахстьанского, который остановился на уровне оперы 17 века и демонстрирует нам типичный "концерт в костюмах".
Памина - типичный уровень наших певиц, это не уровень большой сцены.
С Дамами - полностью согласен с автором - Софья Благодарная - запомните это имя! Шикарный голос (страдает техника и выучка, но при желании все можно доделать).
Очень удивили гении. Самый неспетый ансамбль во всей постановке, но наличие мужского контр-тенора - удивило и порадовало. Потеряв Курмангалиева, казахстанская сцена лишилась этого уникального дара - и вот, похоже, приходит новый. Очень хочется надеяться, что мы присутствуем при рождении нового чуда, и еще не раз услышим этот голос в старинных произведениях.
Вроде бы никого не забыл?
А-а, как же, оркестр и престарелый маэстро.
Жулик и шарлатан.
Скачать в интернете MIDI-минусовку, МАТЬПЕРЕМАТЬ-ЕЕ-ЗА-НОГУ-MIDI!!!!! MIDI!!!! MIDI партитуру,и возможно, записав ее вручную на синтезаторе, на самом херовом в мире детском однооктавном синтезаторе с 7 голосами!
Моцарт, о, милый, милосердный Моцарт, ты не должен этого прощать и такие говнюки, плюнувшие в душу твоим поклонникам, должны быть наказаны. Шепни словечко там, на небе? Пусть его туда не примут, он сильно грешил...
Мерзавец-так-называемый-дирижер мне все испортил. Мы с Моцартом в шоке. Перефразируя цитату знаменитого музыканта: "Вот дирижер, вот певцы, но где же Моцарт?". Только благодаря исполнителям партий Памины, Папагено, Момностатоса, да и другим - Моцарт иногда улыбался нам из-за декораций.
...
Резюме:
Неожиданно порадовала постановка.
Я услышал голоса, которые не слышал со сцены ГАТОБ (особенно при прошлонедельном Моцарте, Дон-Жуане, когда развалились декорации и артисты полтора акта допевали перед занавесом).
Я влюблен в исполнителей партий Памины, Папагено, Моностатоса и Зороастро, я влюблен в их голоса. Нужно следить за их судьбой.
Остальные - большие молодцы, старались, в этом, именно в этом наш, неумирающий дух студенчества, студентов Алматы, студентов консерватории! Давайте. дерзайте дальше! Да здравствует музыка, да здравствует Моцарт - самый студенческий из композиторов!
Давайте еще что-нибудь подобное! только без дурацкого деда в чапане.

0
"Памина - типичный уровень наших певиц, это не уровень большой сцены."
Я ошибся, конечно же я имел в виду исполнительницу партии Папагены...
Памина - мечта миллионов))
-2
Спасибо за комментарии. Наталья Мезина поразила!

Насчет арий Царицы ночи - если бы их спели со всем блеском, чистотой и точным интонированием колоратур, с попаданием в стратосферные выси, то тогда ... Тогда, как ее зовут? Кристина Дойтеком? Диана Дамрау? Лючана Серра, Натали Дессей? Нет это студентка! Молодая! Еще голос будет зреть. Я эталонное пение слышала только у звезд. Только там!
-2
Насчет маэстро, подозреваю, вы правы! А с другой стороны чем плохо? Приехал и организовал проект. Много мы видели, чтобы студенты оперу ставили?
-1
Но меня поразили студенты. И контртенор-сопранист есть, и меццо Софьяна, надеюсь, она будет оперу петь, а не цыганские романсы. И общий уровень занятых сопран, начиная от Эрсте Даме и заканчивая Папагеной. И две Примадонны! И баса профондо нашли. И баритон! И два тенора. Полный паноптикум. Я в шоке! Пускай они все состоятся на оперной сцене.
Показать комментарии
Дальше