Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
04:41, 22 марта 2014

Проклятье любимой жены

Балет-поэма в 3-х действиях «Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева по мотивам одноименной поэмы А.С. Пушкина с либретто Н. Волкова, который идет в ГАТОБ, знаком уже давно. Но его, как хорошую книгу, оказывается, полезно пересматривать.

Музыка замечательная, арфа стала даже отдельным персонажем. Как обычно, восхитилась Жанель Тукеевой. Она напоминает фигурку балерины на музыкальной шкатулке. Абсолютно сказочная и легкая, порхает над всем. За неделю до этого спектакля она была прелестной девушкой в Кармине Буране, сейчас же виденьем чистой красоты и в тоже время «девчонкой из соседнего двора» летала на сцене. Глядя на нее кажется, будто все легко и просто. Будто бы и нет за этим многочасовых репетиций, диет и прочего. До такой степени она естественна и воздушна.

Немного о сюжете. В замке бал. В парке нежное свидание Марии (Ж. Тукеева) и Вацлава (Ж.Усин). Когда Вацлава увела одна из девушек, огромные глаза Марии почти налились слезами. Потом он, конечно же, вернулся. Дальше – нападение татар. Потрясающий Нурали, военачальник (А.Мурзакулов) сделал резню красивым действием, как бы это жутко не звучало. Марию увозит пораженный ее красотой хан Гирей (А.Жексенбек). Она забирает с собой из родного дома только арфу.

В это время во дворце хана ждет гарем. Наложницы, второстепенные супруги вроде Черной жены (Б. Бекетаева) и девушки с колокольчиками (А.Егисбаева), а также любимая жена Зарема (А. Абильгазина).  За неделю до этого в той же Кармине она была главной соблазнительницей. Иерархия ясна и понятна. Это выражается в том, кто где обитает, как себя ведет в этом закрытом обществе, больше похожем на клетку.

Вернулся хан и привез новенькую, судорожно хватающуюся за свою арфу. Гирей предусмотрительно поместил ее отдельно. Зарема на правах любимой претендует на нежность и внимание. Однако, она больше не волнует Гирея. И вот тут все меняется. Может быть не так обидна холодность хана, как страшны издевки других наложниц и жен. А ведь по сути Зарема не изменилась. Она как была умницей и красавицей, так и осталась. Просто стали другими предпочтения того, кто определяет иерархию. Вероятно, когда-то в фаворе была дама с колокольчиками, совершенно уникальной и неповторимой казалась Черная жена, имени которой уже никто и не помнит. Знал бы кто-нибудь Суламифь, не оборвись ее жизнь так скоро и трагично?

Мария в комнате играет на арфе. Хорошо, что в мыслях можно уноситься в совершенно неведомые дали… Все-таки Пушкин как никогда актуален, что в балете, что в опере «Евгений Онегин». Приходит Гирей. Но обычная схема не срабатывает. Мария не пытается получить максимум выгоды из обстоятельств. Не приспосабливается. Не испытывает стокгольмский синдром. Она просто теряет сознание при его приближении. Не знаю, в чьем бы еще исполнении «трепыхание птички» в руках хана выглядело бы так естественно, а не смешно. Гирей, как взрослый опытный мужчина, решил дать этому время и уйти.

Ночью приходит Зарема. В программке написано, что она страстно пытается объяснить Марии свою любовь к хану. Кого мы обманываем? Для «просто разговоров» кинжалы с собой не берут. Мария отнюдь не возражает и даже не собирается вставать между Заремой и ее венценосным супругом. Но вот же незадача. В комнате остался головной убор хана, который спал с него во время попыток сблизиться с новенькой. Доказательная база под нападение подведена. В это время врывается Гирей, приведенный служанкой (удивительная балерина, давно хочу узнать, кто это). И тут, прямо совершенно случайно, Зарема вонзает кинжал в Марию. Сцена умирания просто прекрасна. Кровожадность здесь ни при чем. Момент на самом деле пронзителен, трогателен, и Жанель Тукеева сделала совершенно невероятное ангельское угасание из этого, по сути ужасного, действа.

Гирей в печали. Не интересуют новые богатства и свеженькие наложницы. Даже не взглянул на сбрасывание Заремы с высокой стены. Хоть она до последнего надеялась и верила. Вдохновения военачальника не нашли отклика в душе. Осталось лишь грустить у Бахчисарайского фонтана слез в компании образов убиенных женщин – Марии и Заремы.

«Господин назвал меня любимой женой!» (с) А можно ли назвать это везением? По сути, любой успех – это роль «любимой жены». У начальства, у публики, у власти, у оппозиции… Список определяется приоритетами каждого. Эта роль требует невероятных усилий во всех направлениях, а количество часов в сутках никто «любимым женам» не добавляет. В погоне за одобрением «своего хана» что-то обязательно упускается. Очки на здоровье бонусом не начисляются, очки за умение девальвируются из-за собственных достижений. И всегда в затылок дышат претенденты на эту роль. А вокруг ждут малейшего промаха те, кто не дают себе труда побороться за эти сомнительные преференции. При этом в любой момент предпочтения тех, кто выбирают «любимую жену» могут измениться.

У каждого из нас есть свой Бахчисарайский фонтан слез по тем или иным сожалениям. За то, что сделано. Или не сделано. Даже если кто-то не слышал Асафьева и не смотрел этот балет.

0
193
0