Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
12:09, 12 марта 2014

Generation Post

Пост-модернизм... Хоть имя дико,

Мне так ласкает слух оно...

 

Мы живем в эпоху пост-модернизма. Я бы даже сказал, post-пост-модернизма. Где post - это метод отправки формы с данными протокола HTTP. Это когда вы в окошке браузера или мобильного приложения пишете какой-нибудь текст, например, статус, и нажимаете кнопку "Submit".

Основная проблема post-пост-модерниста, как и пост-модерниста, на мой честный взгляд, заключается в контекстной зависимости. Я бы даже сказал, в контентной зависимости. Современные люди вынуждены существовать в среде, пользоваться ее правилами, методами, диалектическими и грамматическими свойствами. Они не могут пойти против них, не могут вырваться из очертаний белого текстового блока с бледно-голубыми (или серыми?) границами. Они не могут создать свой вегас с блэкджеком и шлюхами. Не могут написать роман. Не могут написать эссе. Не могут написать стихотворение. Сами, я имею в виду. Оригинально. Независимо.

Модернизм в Интернете закончился, когда лопнул пузырь доткомов. Модернистами Интернета принято считать Стива Джобса, Джорджа Оруэлла и Омара Хайама - самых, должно быть, цитируемых авторов, живших до появления фейсбука. С тех пор Интернетом не создано ничего оригинального.

Авторы, погруженные в Интернет-контекст, представляются мне эдакими приспособленцами. Малярами, разукрашивающими один большой, уже созданный давно до них шедевр. Пермутаторами божественного многокнижия. Генераторами случайных рифм. Обезьянами, работающими над "Войной и миром". Преступниками, склеивающими из газетных вырезок уже до боли известный текст эпистолярной угрозы.

Каждый сюжет современности мне кажется знакомым. Я давно не видел фильмов, которые бы мне не напоминали каких-нибудь уже виденных фильмов, читанных пьес или романов. Любая написанная мною рецензия - не что иное как воспоминания, навеянные рецензируемым произведением.

За весь февраль произошло два весьма значимых события, которые мне запомнились: девальвация в стране и селфи Эллен Дедженерес. Девальвация в стране породила кучу мемов, в том числе обыгрывающих тему "Келимбетов-Волк с Уолл-Стрит", а также один интересный, на мой взгляд, статус моего работающего в креативном агенстве друга: "Февраль. Достать чернил и плакать". Ничто иное как чистой воды пост-модернизм. Про голливудское селфи можно говорить бесконечно, как и находить бесконечное количество пародий на него в Интернете. Отражение в отражениях отражений...

Blog post image

Мне тяжело. Возьмем, к примеру, мой личный случай. Я фолловлю в фейсбуке страницу Джеймса Джойса, одного из трех китов модернизма в литературе. Чтобы начать считать себя фанатом этого великолепного писателя этого достаточно - просто подписаться на страницу в социальной сети. Чтобы раз в два дня, пролистывая ленту, натыкаться на один из его черно-белых портретов или фотографию обложки одной из его книг, и прочитывать краткий отрывок из творчества автора. По 70 символов Джойса в день в среднем. Но разве ж это riverrun...? Зачем же я читал все 1000 страниц "Улисса" с комментариями?

Живи Джеймс Джойс сегодня, он бы первым делом зафолловил Фому Аквинского, заретвитил бы парочку из его максим, отсканировал бы свою старую фотографию, и разместил бы в фейсбуке с подписью: "Портрет томиста в юности". К счастью, Джойс умер задолго до Интернета, а Улиссу не приходится пользоваться файрфоксом.

Blog post image

Но не все так плохо. Вообще, пост-модернизм, если выбросить из него современность и весь этот ретвиттинг, - это интересно. Вачовски и их "Матрица" и "Облачный Атлас", Стивен Моффрат и его "Доктор Кто" и "Шерлок", Умберто Эко, Нил Гейман, Спайк Джонз и его "Она" (Оскар за оригинальный сценарий, таки), Кристофер Нолан, Franz Ferdinand и Жозе Моуриньо - вот это хороший пост-модернизм. А "Вспомнить все" с Колином Фаррелом, новый, постнолановский "Бэтмен" с Аффлеком, русский "Шерлок", "Поколение П", вторая девальвация - это плохой, очень плохой пост-модернизм. Пуст-модернизм.

Так было всегда и будет продолжаться. Главное - уметь различать.

0
1206
5