В истории человечества были моменты, когда совершались просто фееричные изобретения. К ним, без сомнения, относятся изобретение хлебопечения, колеса, бумаги, седла и стремени. Эти вещи кажутся присутствующими среди нас как бы естественным образом. Но были цивилизации строившие пирамиды, но не знавшие колеса. Эллины и римляне, создавшие фундамент и первые этажи европейской цивилизации, не знали седла и стремян. Аристотель и Тацит писали свои труды на пергаменте, ибо бумаги не знали. Но эти великие открытия отдалены от нас, и они анонимны. 18 и 19 века были веками открытий, определивших дальнейшее развитие всего человечества. Но было среди этого множества изобретений одно, романтичное. Оно перевернуло отношение человечества к своим способностям.
Тысячелетиями люди смотрели в небо, и пытались понять, возможен ли в принципе полёт человека. Освоение воздушного пространства делится на два этапа. Это полёт на аппаратах легче воздуха, когда человек был подобен муравью на листе, подхваченном ветром, и управляемый полёт на аппаратах тяжелее воздуха. Настоящее рождение авиации произошло, когда братья Райт спроектировали и построили свою машину. Да, это было, по нынешним меркам, неуклюжее устройство. Но архетип компоновки был точно найден. И главное, был пройден психологический рубеж. Примечательно, что первыми лётчиками, были, как правило, аристократы. Тогда, на заре воздухоплавания, ещё не было утеряно ощущение волшебности самого явления полёта. За баранку трактора сразу сели крестьяне. За штурвалом самолёта расположились бароны и графы.Современный самолёт отличается от своего предка, как сокол от стрекозы. В десятки раз выросла скорость, грузоподъёмность, военные самолёты вооружены так сильно, что стали просто ангелами смерти. Но принципиальная схема не изменилась. Фюзеляж, шасси, кабина лётчика и конечно крылья. Не изменился и физический принцип полёта. Первые реактивные самолёты появились, когда винтовые машины исчерпали свой потенциал. Чтобы на 50 километров увеличить скорость, нужно было увеличить мощность на 1000 лошадиных сил. Тупик был преодолен, когда был внедрён реактивный двигатель. Это не было случайной находкой. Это была спроектированная эволюция.
Сейчас развитие авиации снова зашло в тупик. Рекорды скорости, высоты, грузоподъёмности поставлены 40–50 лет назад. Новые машины отличаются лишь незначительным улучшением технических параметров и более современным дизайном. КПД двигателей, по прежнему низкий. Как и прежде летательные аппараты – это мощные устройства сжигания топлива. Работы по созданию самолётов с ядерным двигателем и использованию тепла отходящих газов и в США, и в СССР ничего не дали.
Все изобретения являются плодом мечты. В фантастических фильмах давно уже летают аппараты, которые могут висеть на месте, не поднимая тучи пыли, а могут взмыть ввысь и выйти в открытый космос. Запаса топлива им хватает, чтобы не заправляться месяцами. Бред, скажет скептик. Реальность, уже существующая в недалёком будущем, скажем мы. Третий этап развития воздухоплавания назрел. Нужны только люди, которые соединят нас с этим будущим. И если это будут казахстанцы, за будущее нашей страны можно быть спокойными.