Возродить и сохранить

МК РК 2014 M03 7
203
0
0
0

Казахстанская правда, 07.03.2014 Так названа выставка отреставрированных музейных экспонатов, открывшаяся в Центральном Государственном музее РК. Ее посетители могут не только увидеть удивительные...

Казахстанская правда, 07.03.2014

Так названа выставка отреставрированных музейных экспонатов, открывшаяся в Центральном Государственном музее РК.

Ее посетители могут не только увидеть удивительные музейные предметы, но и сравнить состояние экспонатов по фотографиям, сделанным «до» и «после» процесса реставрации. Выставка – результат кропотливой и сложной работы «лекарей старины» музея: ценные документы и рукописи, археологические находки, картины и акварельные рисунки, оружие и музыкальные инструменты, ювелирные украшения. Вот женская безрукавка (шелк, сатин, XIX век), пузатый чайник (мельхиор, первая половина XIX века), нагрудные украшения – алка (металл, серебро, стекло, конец XIX века) и тумарша (первая половина прошлого века), фрагмент водопроводной трубы (керамика, X–XII вв.), чираг (керамический светильник ручной лепки, X–XII вв).

В центре зала представлен ассортимент инструментов реставратора: микроскоп, ультрафиолетовая лампа, скальпель, клей, реставрационные карандаши. Фондовые коллекции одного из крупнейших музеев Казахстана насчитывают около 300 тыс. единиц хранения. Одним из главных направлений деятельности музея являются реставрация и возрождение исторических артефактов. Центром реставрации ЦГМ РК, функционирующим с 1986 года, только за последние три года отреставрировано 916 экспонатов.

– К сожалению, со временем музейные предметы подвергаются естественному старению, поэтому их реставрация – неотъемлемая часть процесса сохранения исторических и культурных ценностей, – говорит первый замдиректора музея Бейбиткали Какабаев. – К примеру, лепная керамика сама по себе – структура неоднородная. Предметы из керамики долго лежат в земле, плюс сказывается засоленность почвы, в результате они портятся. У нас есть вещи, которые приш­лось чистить, специальным гипсом восстанавливать форму, чтобы посетители могли понять, как предмет выглядел в первоначальном виде. И документы 20–30-х годов – мандаты, удостоверения, свидетельства, которые люди обыкновенно носили в карманах – были изношены на нет: в тот период бумага в основном выпускалась повышенной кислотности и со временем становилась желтой, протертой. Наши специалисты восстановили и привели документы в экспозиционный вид. То же можно сказать и о ювелирных изделиях – особой гордости отечественных реставраторов, в полной мере освоивших принцип, идеологию, эстетический строй предметов ювелирного искусства ­казахов.

Процесс реставрации не терпит суеты и «буйной» фантазии, считает Б. Какабаев. Главные качества человека, профессионально занимающегося реставрацией, – терпеливость, скрупулезность, вдумчивость и эрудиция. Реставратор должен обладать глубокими знаниями особенностей каждой эпохи, каждой культуры, иметь верную руку и отменный вкус. Особенно, когда это касается изделий, связанных с народными художественными промыслами, – одежды, ювелирных предметов, упряжи. Я спросила, можно ли назвать сумму, в которую обошлась реставрация. «Мы делаем плановую работу на уровне зарплаты и приобретения химикатов, – коротко ответил мой собеседник».

– У нас ремеслу реставратора не учат, – говорит Б. Какабаев, – системного специа­лизированного образования ни одно учебное заведение не дает. Сформировавшиеся в советское время специалисты уходят на пенсию, их все меньше и меньше, а молодежь не всегда знает и понимает особеннос­ти профессии. Отрадно, что у нас сейчас есть молодые реставраторы, которые потихоньку втягиваются в эту работу, требующую не только вдохновения, но рутинного сложного труда.

Известно, что ошибки рес­тавратора, как и врача, исправлять сложно, порой практически невозможно. Повышая квалификацию, реставраторы ЦГМ РК проходят стажировку в известных рес­таврационных учреждениях Турции, Ирана, России, в том числе во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря (Москва). Здесь закладывает­ся надежный фундамент знаний, умений и профессиональной этики, чтобы после получения соответствующего сертификата реставратор смог делиться полученным багажом с коллегами во всех регионах ­Казахстана.

Наталья ВАЛУЙСКАЯ
фото Юрия БЕККЕРА

Оцените пост

0
Дальше