То была не его война

Тулеген Есимов 2014 M02 15
1162
0
1
0

Сегодня ровно 25 лет, как Советские войска покинули Афганистан. Но для Бахтияра Сулейманова, ныне работающего в компании «Казавиаспас» МЧС РК, эта война...

Сегодня исполняется ровно 25 лет, как Советские Войска покинули Афганистан. Эта война длилась долгие десять лет. Но для Бахтияра Сулейманова, ныне работающего в компании «Казавиаспас» МЧС РК, эта война завершилась гораздо раньше, поскольку то была не его война…

300 боевых вылетов

В 1978 году парня из южного Казахстана, увлекавшегося авиационным спортом и работавшего на авиазаводе в г.Ташкенте по направлению военкомата отправили учиться на курсы летчиков-операторов боевого вертолета Ми-24.
Учеба проходила в г.Торжок, что Тверской области (Россия). Оттуда молодого офицера Бахтияра Сулейманова направили в одну из частей военно-воздушных сил (ВВС) Туркестанского военного округа.
Бахтияр тогда и не подозревал, что на южных рубежах СССР уже сосредотачиваются войска для ввода в Афганистан.
27 декабря 1979 года пилот Б.Сулейманов получив приказ, на своем боевом вертолете Ми-24 пересек воздушные рубежи СССР.
Первое боевое «крещение» он получил в  Баграме , когда внезапно была обстреляна авиабаза вертолетчиков. Затем попадать под огонь и на земле, и в воздухе приходилось постоянно.
За год службы в Афганистане Бахтияр Сулейманов совершил 300 боевых вылетов:поддерживал огнем с воздуха сухопутные силы, сопровождал воинские колонны, летал на разведку, прикрывал полеты транспортной авиации.
Часто после заданий на фюзеляже вертолета Бахтияр находил глубокие вмятины от пуль. В начале войны у афганских моджахедов не было коварных переносных ракетных установок «Стингер», зато имелись советские крупнокалиберные ДШК.
Но Ми-24, по праву называют «летающим танком» - экипаж защищен гораздо лучше чем, на других воздушных судах.
В те годы, один полевой командир моджахедов в интервью американским журналистам, проговорился: «Мы не боимся шурави - мы боимся их вертолетов»...

Денежное довольствие в Фонд Мира

Летая в самом пекле боев, видя смерть и разрушения, Бахтияр Сулейманов, стал понимать, о чем заговорили лишь через10-15 лет – о бессмысленности и жестокости афганской войны.
Видимо поэтому в1980 году, когда подразделение вертолетчиков перебросили в Советский Союз, в г.Ашхабад для перегруппировки, он подал рапорт об уходе из армии. Это был беспрецедентный случай! Военнослужащий мог уйти только по состоянию здоровья или дискредитировав себя.
Но здоровье у Бахтияра было отменным, и служил он на совесть, рискованных заданий не боялся, имел боевые награды. Поэтому Сулейманов смело поехал в Москву, на прием к самому Главкому ВВС Минобороны страны.
Рапорт рассматривали долго. Четыре месяца военные бюрократы думали, как поступить с пилотом. А Бахтияр уже начал летать в гражданской авиации (ГА), на Ми-8.
В Ашхабаде гражданские и военные базировались рядом. Командир объединенного авиаотряда ГА сразу же заприметил и пригласил трудолюбивого и добросовестного лейтенант ВВС.
Когда, наконец, из Москвы пришло согласие на увольнение, Бахтияр Сулейменов все свое денежное довольствие офицера за 4 месяца перечислил в Фонд Мира.
После войны в Афганистане Бахтияр Сулейманов много работал в небе Средней Азии на регулярных пассажирских рейсах, возил геологов и буровиков, доставлял почту и грузы. Однажды на рейсе Навои-Ташкент, у Ан-24 отказал правый двигатель. На борту лайнера находилось 27 пассажиров. Командир воздушного судна Бахтияр Сулейманов на одном двигателе привел самолет в Ташкент и благополучно посадил его на аэродроме.Затем Бахтияр Сулейманов работал в различных казахстанских авиакомпаниях.

С 2010 года Б.Сулейманов трудится в АО «Казавиаспас» МЧС РК командиром экипажа КА-32 А11ВС. Таких вертолетов в Казахстане (наверное, и во всей Средней Азии) только два. Бахтияр Сулейманов постоянно  участвует в поисково-спасательных операциях, тушении пожаров, ликвидации последствии ЧС или выполняет на своем вертолете то, что не по силам другим авиаторам.
В далеком Афганистане была НЕ ЕГО ВОЙНА!



*

Оцените пост

1