Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
1
10:35, 27 декабря 2013

поддержка-НПО-контроль

19 декабря 2013 года в Астане прошел очередной круглый стол посвященный обсуждению «проекта закона Республики Казахстан о государственной поддержке неправительственных организаций».

Напомним, что впервые обсуждение данного законопроекта состоялось 20 августа текущего года. Разработчиком законопроекта выступило министерство культуры и информации РК Тогда МКИ, при помощи гражданского альянса, создав видимость обсуждения в отеле Radisson, пыталось протолкнуть его в первоначальном виде в Парламент. Однако после выражения недовольства со стороны независимых общественных деятелей и вмешательства некоторых депутатов Мажилиса Парламента РК, законопроект был отправлен в корзину. Следующее обсуждение прошло через три месяца,  на шестом по счету гражданском форуме в Астане. На этот раз к обсуждению подключились международные организации.  МКИ, при помощи все того же гражданского альянса, и подручных НПО планировало вновь провернуть старый сценарий и отправить его в Парламент. На деле получилось так, что даже лояльные к власти НПО согласились с тем, что законопроект, мягко говоря «сыроват». Из-за давления со стороны НПО и международных организаций, МКИ пришлось пойти на уступки. Было принято решение о доработке законопроекта. Более того, МКИ тогда пообещало создать рабочую группу с включением туда представителей общественности. Пожалуй, это первый законопроект в истории Казахстана, который длительно обсуждается в обществе и все еще не принимается Парламентом…

В течении месяца ОО «Багдар» собирало рекомендации, для того чтобы презентовать  доработанный законопроект на Астанинском круглом столе. На круглый стол были приглашены всего 8 столичных НПО.

Эксперт из ОО «Багдар» Ляззат Абишева, высказала мнение, что законопроект принимать нужно в таком виде, так как свои пожелания и рекомендации в него внесли отечественные и международные НПО.

Участникам круглого стола предоставили этот, дополненный документ. В новом разработанном законопроекте действительно были изменены несколько статей и добавлены несколько пунктов. По мнению,  эксперта из ОО «Багдар» акцент, прежде всего, делался на упрощение форм получения государственной поддержки для НПО, так как НПО больше всего волнует проблема получения финансирование из государственного бюджета.

-Нынешний закон о государственном социальном заказе базируется на законе о государственных закупках, к сожалению, этот закон морально и технически устарел. Не секрет, мы хотим  для наших НПО облегчить получение финансовых средств на реализацию своих проектов, обрадовал общественников Василий Порубаймех. Чиновник из МКИ добавил, что НПО вынуждены получать деньги от государства на таких же условиях как коммерческие организации, некоторые просто физически не справляются с требованиями заказчика, в данном случае МКИ. В итоге каждый год МКИ судится с 15-20 НПО, которые не смогли выполнить требования заказчика. В конечном счете, это никого не устраивает, прежде всего, МКИ.

Однако это не единственная проблема, которая существует в отношениях между НПО и Государством. По мнению, руководителя культурного фонда Сансызбая Онерхан, представители НПО должны участвовать не только в обсуждениях, которые устраивают власти, но и участвовать в принятии решений государства.

Представители  общественности, не увидели никаких изменений о роли и полномочиях НПО в данном законопроекте. Вторая глава,  законопроекта посвящена государственному регулированию системы поддержки  неправительственных организаций. В которой,  правительство наделено полномочиями  из 8 функций, уполномоченный орган (МКИ) 8, ну а полномочия государственных органов состоит 10 из функций. Исполнительная власть по данному законопроекту получила 26 функций. В то время как неправительственному сектору с барского плеча МКИ, отдано незначительных 4 функции, а для акиматовских советов по взаимодействию с НПО и вовсе выделили всего 3 пункта.

Судя по представленному и измененному проекту закона, в данную главу вообще не вносилось никаких предложений. Хотя участники круглого стола прекрасно помнят, что многие представители неправительственного сектора, на каждом из предыдущих заседаний по обсуждению этого законопроекта требовали изменить данную главу, вносили свои поправки.

В январе 2014 года состоится итоговое заседание рабочей группы по данному законопроекту. Власть очередной раз не понимает, что общественность не может долго пребывать в состоянии вечных просителей. Даже лояльные к власти НПО, в вопросах выделения финансирования из государственного бюджета начали показывать характер. Государство, выступающее в качестве организаторов различных форумов, круглых столов и просто тусовок для НПО, все еще надеется, что можно и дальше продолжать покупать лояльность общественности. Собственно говоря, ради этого и принимается данный закон. Ежегодно на осуществление государственного социального заказа по линии МКИ государством тратится около 400 миллионов тенге. Сумма с учетов инфляции и потребностей государства растет. Много ли это? Для сравнения Фонд Сороса Казахстан только в 2012 году на реализацию своих программ выделил 572 миллиона тенге. На территории Казахстана работает еще пару десяток международных доноров и посольств, с очень приличным бюджетом. Добавьте к этому тот факт, что у международных доноров можно получить грант на реализацию своих идей и проектов с меньшей бюрократией, а в некоторых и вообще отсутствует бумажная волокита. В то время, как МКИ разыгрывая бюрократическую драму с бумажной волокитой, выделяет деньги на проведение уже «запланированного» в недрах Ак орды мероприятиях и программах таких как «распространение информации из ежегодного послания Президента РК».

Доля участия государства в развитии гражданского сектора не большая. Поэтому власть просто на просто боится потерять контроль над теми, кто находится у них на подножном корме. Поэтому и создает бурное обсуждение законопроекта с общественностью, для вида соглашается вносить поправки, учитывает мнение общественности.

Согласитесь, приятно чувствовать как глас общественности влияет на принятие решений в государстве))).

 
1
239
1