03:28, 26 декабря 2013

Папуасский дневник. Часть первая.

Долго я ждал момента, чтобы начать публиковать свой дневник, написанный во время октябрьской экспедиции на остров Папуа. Разобью его части на четыре, поскольку много букв и фотографий.

9 октября

Друг Дима в очередной раз проявил инициативу и отвез меня в аэропорт. Немного потолкались в пробках, но доехали вовремя. Мама решила меня порадовать сюрпризом, прийти проводить, не предупредила меня. В итоге, когда они появились с моей тетей в аэропорту, я уже прошел паспортный контроль. Встретил в зале вылета знакомых Нину и Лешу, которые тоже летят на Бали через Куала-Лумпур. Каждый раз встречаю в ALA кого-нибудь из знакомых. Купил в дьютике несколько бутылок виски для профилактики кишечных инфекций. В полете было ужасно душно, вентиляция не помогала. И, тем не менее, удалось поспать часов пять. Весь полет до столицы Малайзии занял 8 часов.

10 октября

Быстро получил печать в паспорт. Поменял 10 баксов на 30 рингитов. Автобус из терминала KLIA в LCCA стоит 2,5 рингита. 20 км вокруг ВПП и вот я в Low Cost терминале. Зарегистрировал багаж на стойке AirAsia, причем девушка сотрудница наотрез отказалась закрыть глаза на 2 кг перевеса, я переложил при ней эти 2 кг в ручную кладь, этот вариант ее устроил. Странный подход какой-то. Пошел позавтракать кофием в Старбакс. Большой «американо» и пирожное стоили 21 рингит. Мило побеседовал с немкой Катей за чашечкой кофе. У стопроцентной немки из Берлина дядя оказался родом из Киргизии. Снова прошел паспортный контроль и по взлетному полю дошагал вместе с другими пассажирами до нашего самолета до Бали. Лететь 2,5 часа, в полете получил свою заранее оплаченную еду. Так себе еда. Аэропорт Бали большой, но довольно обветшалый, но это старый терминал. Новый, построенный к саммиту APEC, мне еще предстоит увидеть. Везде баннера, приветствующие делегатов только что закончившегося саммита. Большая очередь на паспортном контроле. Погранец очень подозрительно отнесся к моей горемычной индонезийской визе (я ее целый месяц получал), но в страну пустил. Меня встретила машина из отеля, водитель Гун оказался приятным собеседником. В отеле Рамада меня поселили в номер с французским горным гидом по имени Жан-Люк. Сразу нашли общий язык, не смотря на то, что с французами обычно найти язык не просто. Бросил вещи и пошел по главной улице Куты (это самый тусовый район города Денпасар) менять деньги и искать симку. Нарвался на двух очень неприветливых индонезов, ну да и забил тут же на них и дальше пошел. Поменял 200 баксов на 2300000 местных рупий. Теперь миллионер, ага. Купил симку компании Telkomsel за 150000 рупий. Курс получается 11500 рупий за 1 доллар. На счету было 2000 рупий. Отправил смс в КЗ, не дошло в итоге, цена за смс 650 рупий. Закинул в магазине еще 50000 на счет и дозвонился домой до жены. В лобби познакомился с еще 4-я участниками нашей экспедиции на пик Карстенз. 3 америкоса, причем один наверняка стопроцентный реднек с Аляски, вообще не могу понять его английский. Остальные 2 участника прилетят ночью, а 1 француз по дороге в аэропорт у себя в городе попал в аварию и больницу, отменил приезд. В нашей компании одна леди из Мексики по имени Алена. Все хотят закрыть программу «7 вершин». Познакомились с нашим главным гидом и по совместительству директором принимающей турфирмы по имени Денни, а также с менеджером Престли, с которой я вел организационную переписку все это время. Поужинали в ресторане отеля на берегу, цены приемлемые, еда тоже. Сбылась мечта – попробовал тайский суп «том-ям» из морепродуктов. Остер, зараза. За ужином свежие новости из ПНГ, там две группы враждующих портеров не поделили клиентов на Кокода-трэйл и покромсали друг друга мачете. Положили 10 человек, клиенты не пострадали… Чек-аут в отеле у нас в полночь, потому что в 2 часа ночи у нас вылет в город Тимика на Ириан-Джаю (индонезское название Папуа).

11 октября

Поспал 2 часа, в полпервого ночи нас повезли в аэропорт. На этот раз прямой рейс в Тимику от авиакомпании Garuda Indonesia. Лететь 3 часа. Нас высадили в Тимике, борт полетел дальше в Джаяпуру. А/п Тимика международный, но совсем небольшой. На входе в здание громадная покрышка от «Белаза», рядом бульдозер «САТ» на постаменте в качестве памятника. Позавтракать нас отвезли в город в кафетерий при пекарне. Хозяин был очень рад гостям. Город примерно поровну населен индонезами и папуасами. Мечети и католические храмы по соседству. Докупили кто сапоги резиновые, кто накидку от дождя. У нас по плану чартерный рейс до деревни Сугапа в горах. Весь багаж и всех пассажиров взвесили перед посадкой на рейс. Полет на самолетике «Цесна» длится 45 минут, над джунглями и горами, живописно. ВПП в деревни похожа на непальские ВПП в Гималаях, только снежных гор вокруг нет. Встретили нас индонезы на мотоциклах, это такой частный извоз здесь, и отвезли в деревню в местный аналог тур-бюро. Лица столпившихся глазеющих на нас возле забора папуасов добротой не светятся. В бюро еще одна группа из Германии и Свисса, сидят второй день, потому что где-то недалеко от деревни потенциальные портера заблокировали дорогу. Денег хотят. У них луки, топоры, мачете, не забалуешь. Тур-лидеры индонезы «решают» что-то. Связь сотовая с перебоями, электричества нет, а я уже «посадил» видеокамеру. Алена дала мне поюзать свою ГоуПро, но ее надо будет зарядить от солнечной батареи. Покормили нас обедом, первым походным, так сказать. Просто и вкусно. Одно блюдо стабильно как непальская «чикен-тукпа». После обеда вроде что-то решили с «блок-постом», и первая группа потихоньку делегировала свой багаж портерам.  Наша группа долго ждала транспорт до последней деревни Сурангама. Трое наших уехали на моциках, остальные с помощью «персонала» застопили пикап. 1,5 часа ехали по горам . Портера в большинстве своем далеко не ушли, ждали по видимому ту же машину за ближайшим поворотом дороги. Сгрузили в багажник все наши рюкзаки. Пока ехали, встретили местных полицейских. Гидам пришлось «заплатить» за «перегруз» машины. Сильное впечатление произвел голый папуас, с бамбуковой трубкой на члене, с сигаретой в зубах, босиком бегущий довольно прытко за нашей машиной в гору с поклажей за спиной. В ночи доехали до тропы, у половины не оказалось фонариков, потому что вторая партия багажа видимо уже доставлена в деревню. Я в их числе, плюс ко всему в сандалиях, один из которых окончательно развалился в пути. Так что я почувствовал себя настоящим босоногим папуасом. Не так уж и страшно ходить босиком. Пришли в лагерь, расположились в палатках. Я с Аленой, хорошая она тетка, будит учить меня испанскому.

12 октября

Под утро у местных был какой-то ритуальный акт со свиньями. И те и другие визжали непонятно от чего минут 30. В 6 утра пришли портеры. И тут оказалось, что портеров из племени Мони «обделили» в пользу племени Дани (это два основных племени живущие в этой долине). Первые снова перекрыли тропу. Пока разрешали путем переговоров ситуацию, произошла межплеменная стычка. Была огромная вероятность, что перерубят друг друга своими мачете. Благо нашлись миротворцы. Но качели продолжили движение. Пока шла «резня», 2 группы туристов «загнали» в сарай турфирмы от греха. Оставалось только поджечь, ага. Реально страшная ситуация. Я завалился спать, вед когда не знаешь что предпринять, лаг поспи и все пройдет. Так и произошло. Группу свиссов стали сопровождать Мони, нашу Дани, но завтра. Ночевать нам снова в деревне, но уже в сарае. Будем двигаться с первой группой с дневным разрывом. Местные рассосались. Деревенские вполне приветливые ребята, когда дело не касается денег. Один папуас принес мандаринов и плодов неизвестной мне «маркисы». Папуас оказался джентльменом – вначале предложил плодов Алене. На языке Дани слово «спасибо» звучит «каона», на языке Мони – «амарани». Не перепутать бы невзначай… На индонезийском «трымакаси» соответственно «спасибо», «пожалуйста» - «сама-сама». Местный лейл майонеза называется «Мама сука», переводится как «маме нравится». «Мне нравится» - «сая сука».

Покоя от местных конечно не дождешься, в тишине не оставят. Прикольно, что у местных собак нет концепции гоняться за кошками. Нормальная картина – на поляне в одной куче двигаются собаки, кошка, свинья с выводком и сопливые дети. Жан-Люк все снимает на видео, попробую у него выдернуть картинки после экспедиции. Мои девайсы сели окончательно. Француз поменялся с местной красавицей кулончиками (подвесками). Нафотографировались. Я и наш молодой гид Деден с местными пацанятами пошли на ближайший холм, залезли на дерево. Потом прогулялись по деревне и ее огородам. Посмотрели как растет сахарный тростник, сладкий картофель, экзотический «ред фруит». Сая сука! Темнеет на экваторе рано, так что вечером особо нечего делать, да и спать хочется, идет перестройка организма под местный климат.

13 октября

Всю ночь шел дождь, довольно сильный. Проснулись в 5.30, все выспались, погода нормальная. Портеры опоздали, потому что сегодня вроде как воскресенье, и все папуасы молились в местной церкви. Перед выходом снова все молились, молитва на местном наречии очень похожа на арабские молитвы, только с Аминь и Алилуйа в конце. Вышли всей толпой в 9 утра, по ходу движения все растянулись. Тропа от деревни по холмам спускается в каньон реки Джабу и идет по нему вплоть до первого лагеря «Диба Сига», переводится как «первый лагерь». Простите за тавтологию.

Два интересных наблюдения: по ходу движения не видно никаких диких животных, только пару ящериц; папуасы не знают сколько им лет, нет такой концепции у них года считать. Тропа пару раз пересекает реку через деревянные шаткие мостки (бревна связанные лианами и брошенные через реку), реально опасно по ним ходить. В одном месте (моста там правда нет), где регулярно при переправе гибнут папуасы, маленький алтарь с подношениями из сладкого картофеля.

Очень помогают резиновые сапоги, грязно на любом участке тропы, иногда грязи по колено. Порвал на причинном месте штаны, которые купил зимой в Непале. В очередной раз убедился, что на снаряжении не стоит экономить. Но придя в лагерь, штаны постирал и зашил. Помогал зашивать мне смышленый пацан лет десяти в майке Барсы с номером 10, то есть Месси. Так и буду его называть, хотя на самом деле пацана зовут Арон. Пока перепаковывал рюкзак, папуаски (они портерят наравне с мужиками) проявили нездоровый интерес к вискарю, который я опрометчиво достал при них из рюкзака. Есть вероятность, что завтра они мой рюкзак вскроют во время перехода в лагерь 2. Я конечно переложу вискарь в маленький рюкзак, но скорей всего большой рюкзак от вскрытия это не спасет. Погрозил теткам пальцем на всякий случай.

Первые клиенты, со мной в том числе, потратили на переход из деревни в лагерь 1 всего 5 часов. Наша Алена потратила 11, пришла уставшая, но в хорошем настроении. Причина медлительности в том, что сапоги у нее большего размера, плюс грязь у Аленый вызывает стойкий рвотный рефлекс, так что ей тяжело все время смотреть под ноги, а это на тропе жизненно необходимо.

Узнал возраст всех участников, я не самый пацан, но и далеко не шал. Спросили у одного из папуасов, зачем он так много курит. Ответ парадоксален – потому что табак делает его сильнее и выносливее, когда он работает портером… Просушил постиранные брюки в палатке папуасов над костром. Послушал их незамысловатые песни. С наступлением темноты пошел дождь. Довольно тепло.

14 октября

Под утро холодно. Вышли в 8. Портерше моей вчерашней дал наставление, чтоб несла рюкзак хорошо, внутрь не лезла, иначе будет наказана. Не думаю, что она поняла смысл, но интонацию, думаю, поняла. Во время завтрака папы заохотили черную птицу, подбили крыло. Последнее, что услышала птаха, перед тем как ей свернули шею, были несколько тибетских мантр. Алена спросила, пожелал ли я птице хорошего дня? Видимо это я и сделал.

Часа 2 вдоль реки, потом постепенный подъем по лесной тропе по пояс в грязи. Темп ниже чем вчера, но тем не менее догнали группу свиссов. Не понимаю, зачем надо было нас разделять, если дальше мы все равно пойдем вместе. До лагеря 2 (какая-то там «сига») дошли за 6 часов. Кругом болото и прохладно. Высота около 3000м. Из-за болота много комаров, но они какие-то вялые, наверное от холода. Вечером и ночью дождь. Алена снова пришла очень поздно.

Одна семья папуасов работающая портерами видимо не смогла оставить младенца родственникам на попечение, поэтому тащат его до БЛ (базового лагеря) с собой, причем иногда в сумке. Ребенок не капризничает, привык видимо. Оказалось, что наш самый молодой гид Деден – чемпион всея Индонезия по скалолазанию.

Общался с Крисом, в очередной раз убедился в узости альпинистского сообщества. Оказывается, на Аляске в поселке Талкитна мы делали знаки внимания одной и той же необъятной Мишель, хозяйке одного тамошнего золотодобывающего прииска. Ни у него, ни у меня ухаживания не увенчались успехом.

15 октября

После очередной просушки в папуасском дымном аду спонсорская майка банка из белой превратилась в коричневую «варенку». Думаю пару маек и штаны придется выкинуть на «большой» земле. Папуасы устроили забастовку, типа слишком тяжелые рюкзаки, надо доплатить. Гиды добавили около 600 баксов. При этом каждый портер за эту экспедицию получает около 600 баксов. В КЗ иКиргизии местные портера по стольку не получают! У первой группы вчера такая же ситуация со своими портерами была.

Вышли в 8, до лагеря 3 дошли за 5.30. Тропа вначале идет по плоскому болоту, потом по заболоченным гребням. В конце пути увидели гребень Карстенза, до ДЛ еще 2 дня пути. Несколько клиентов нервничают по поводу поведения папуасов. Обсуждаем разные варианты пути назад после восхождения. Кто-то уже вспомнил про вертолет. Но никто пока не знает цену вопроса. Я особо не парюсь, чувствую себя хорошо. Единственное, скучаю по жене и матери. Телефона спутникового своего нет, позвоню с гидовского после восхождения.

Надо на будущее приобрести солнечную батарею для зарядки гаджетов и гаджеты, которые можно заряжать от этой панели. Путь назад через деревню Илага закрыт уже больше года, потому что два местных горных племени устроили маленькую локальную войну. Положили с обеих сторон около 200 человек. Достаточно воды в лагере 3 нет, поэтому не могу постирать штаны, опять по уши в грязи.

16 октября

Алена пришла в 4 утра… как у нее вообще хватает сил? Не здается, но назад скорей всего полетит на вертолете. У меня ночью разболелось горло, но после завтрака прошло. Утром солнечно, но всего гребня Карстенза не видно, кое-где в провалах гребня видно ледники. Трек сегодня более сухой, если можно так сказать. Дошли по «саванне» до лагеря 4 «Назиндоме» за 4 часа. Очень живописно, особенно часть тропы около крупной горной речки. Всю дорогу пытался зарядить ГоуПрошку, которую мне дала поюзать Алена. Зарядить не вышло, не знаю почему. Высота лагеря 4 примерно 3600м. Завтра нам предстоит саамы короткий переход до БЛ. После обеда все время идет дождь. «Продизинфицировались» с Жан-Люком небольшим количеством бурбона и по палаткам, ждать ужина. Ужин на удивление был не поздним. Лег спать, долго не мог уснуть, потому что казалось, что какое-то насекомое кусает. Выпил аспирина и уснул.

17 октября

Папуасы устроили небольшое пожарище, сожгли склон травы. Гиды говорят, что папуасы так греются. Оказывается Назиндоме – это название озера, оно немного выше лагеря 4 по тропе. Очень живописное. Тропа круто после озера идет в гору. На перегибе открывается вид на весь гребень Панчак Джая, особенно хорошо сегодня видны 2 самые высокие точки острова, после Карстенза – Пунчак-Сукарно и Пунчак-Сумантри. Они немного ниже Карстенза, который из-за гребня еще не видно. Прошли нашей передовой быстрой группой мимо еще одного живописного озера и потеряли тропу. Пока ждали портеров, я решил опередить события и интуитивно стал двигаться к ближайшему перевалу. Ребята за мной не последовали. С перевала я увидел тропу, но возвращаться не стал, тем более, что уже подоспели портеры и дорогу остальным клиентам показали. Зато я в одиночестве пробежал по высокогорному плато до нужного правильного перевала. Увидел во всей красе пик Карстенз (с погодой и видами сегодня везет), пару маленьких озер и терассы золотодобывающего рудника. Одно из самых высокогорных открытых месторождений на Земле. На перевале встретил команду, они были очень удивлены моим появлением. Ребята двинулись дальше по тропе в сторону БЛ, я же решил сходить «соло» на одну из вершин в гребне. Очень непривычно делать это в резиновых сапогах, но довольно надежно «скакать» по сухим плитам. Достиг высоты примерно 4600. Быстро спустился и добежал до БЛ, где устроил небольшие постирушки. Высота БЛ 4300м. Завтра по плану передовая группа пойдет на вершину. Вечером было принято решение, что при хорошей погоде все пойдут на вершину, включая Алену. Дня отдыха ей не видать, потому что портеры при хорошей погоде в БЛ находятся не дольше 2-х ночей. «Медленная» группа выходит в полночь, «быстрая» в 2 часа.