ЗАБЫТАЯ ИСТОРИЯ ТЕНГЕ

G-git 2013 M11 14
3775
2
21
0

Сегодня, 15 ноября 2013 года, в Казахстане празднуется юбилейный День национальной валюты республики.

Сегодня, 15 ноября 2013 года, в Казахстане празднуется юбилейный День национальной валюты республики. Вот уже 20 лет находится в обращении национальная валюта - тенге, являющаяся одним из признаков суверенитета государства. Когда пишут о тенге, как правило начинают отсчет с 1992 года, когда по инициативе президента Н.Назарбаева была создана спецгруппа дизайнеров из четырех высококлассных мастеров: Мендыбая Алина, Тимура Сулейменова, Агимсалы Дузельханова и Хайруллы Габжалилова. Много спорили, как назвать новые деньги. Вообще на казахском языке "деньги" – это "акша". Главе государства больше импонировал "алтын". Позже появилась идея назвать нашу валюту "тенге" – это историческое тюркское название, ставшее впоследствии русской "деньгой". Но, история тенге началась гораздо раньше.Первые металлические деньги на территории современного Казахстана и Южной Сибири появились вероятно на рубеже или в самом начале н.э. В VIII—ХI вв. куфические дирхемы чеканились в крупных городах на Великом Шелковом пути, например, на территории нынешней Алматы. Согласно канонам мусульманской религии, на монетах не было изображений. Первоначально надписи на монетах содержали изречения из Корана, год (по мусульманскому летоисчислению) и место выпуска монеты, позже — имена правителей.  Потому эти монеты называли куфическими (куфи — особый стиль арабского письма, возникший в иракских городах ал-Куфе и ал-Басре в конце VII в.).

В XIII веке Средняя Азия, Иран, Месопотамия, Кавказ, Крым и часть Восточной Европы были завоеваны монголо-татарами. На этой огромной территории образовалось несколько монгольских улусов.  В сокровищницы Золотой Орды стекалось огромное количество драгоценных металлов, поступавших в качестве дани с покоренных земель. В конце XIII в. монгольские ханы наладили чеканку собственных серебряных монет, выпускавшихся в огромном количестве. На территории улуса Джучи монеты начали чеканить одновременно в нескольких местах. В городе Булгар начало золотоордынской чеканки относится к 50-м годам XIII в. Это были монеты, битые от имени кагана Мунке (1251—1257 гг.).

Древний тюркский обычай класть деньги в могилу усопшему продолжался и в эпоху Золотой Орды, за которые он мог купить необходимые вещи или пищу в мире мертвых. Джучидские дирхемы видели, как на престоле в братоубийственной резне сменялись один за другим потомки Чингисхана.

При хане Узбеке начинается чеканка медных монет — пулов. Их особенностью являются различные изображения и богатая орнаментация. Большое распространение получили и монеты хана Джанибека, взошедшего на престол после Узбека. Так же, как и его отец, Джанибек показал себя весьма распорядительным повелителем.После смерти хана Джанибека, как свидетельствуют русские летописи, “бысть в Орде замятия велика”. Смуты эти продолжались вплоть до правления хана Токтамыша. Так, в 1359—1363 годах, всего за четыре года, в кровопролитных столкновениях сменилось десять ханов. Некоторые из них правили столь короткое время, что имена их известны только по монетам.

Монеты XV в. резко отличаются от монет предшествующего столетия и изготавливаются из низкопробного серебра. Ухудшается и внешний вид. Города, где чеканились монеты, являлись торгово-ремесленными центрами, куда съезжались купцы многих стран.Традиционно тюркские кочевые племена  обладали только одним товаром — скотом. Выносливые, сильные кони степняков высоко ценились и перепродавались в Московию, Индию и другие страны. И если в Поволжье, по свидетельству Ибн-Батуты (1304—1377 гг.), “отличному коню цена 50 или 60 дирхемов тамошних, то в Индии такой конь стоил уже в 5-6 раз дороже. Впрочем, купить коня можно было и за 18 дирхемов”.

На степной территории  находились в обращении серебряные дирхемы, чеканенные в городах Поволжья, Приазовья, Средней Азии, - битые в Сарае ал-Джедид (Новом Сарае), Сарае или Сарае ал-Махруса (Сарае Богохранимом), Гюлистане и Азаке (современный город Азов).Широко распространенное использование серебра в украшениях тюркских женщин, очевидно, связано с тем, что в качестве денег преимущественно использовалось серебро, которое и стало наиболее привычным платежным средством и средством накопления в виде нагрудников, монист и т.п. Золото, издавна известное как материал для драгоценных изделий, почти не появлялось здесь в виде монеты и крайне редко выступало в роли платежного средства.

Преимущественное использование серебра и отразилось в казахском названии денег акша (ак — белый, са/ша - считать). Чтобы подчеркнуть качество серебряной монеты, она снабжалась эпитетом “белая”. Так называли и называют деньги и монеты многие тюркские народы. У алтайцев, телеутов, хакасцев (сагайский диалект), татар, крымских татар акча; у башкиров акса; у турок акча; у чувашей укса/окса. У тюрков оно было заимствовано марийцами - окса; удмуртами — уксё; мордвой-мокшей — акша (белый, белизна, бельмо, рубль).

Кстати, подобные названия денег по цвету денежного металла возникали и в других языках мира.

В ХIV—XVIII вв. в прирейнских германских государствах чеканился альбус (лат. Albus, albus denarius, нем. Weisspfennig — белый пфенниг) — серебряная монета весом ок. 2,5 г. Альбус дословно означает “белый”. Такое же объяснение имеет название испанской монеты ХVI—XVII вв. бланка, французской средневековой монеты блан (blаnс), северогерманских виттенов ХIV—XVIII вв. Серебряную монету аспр (от греч. — белый) чеканили в Трапезундской империи (1204—1461 гг.), генуэзских колониях Северного Причерноморья и других странах Востока. Его выпускали также в Кафе (современная Феодосия) с XIV в. по 1475 г., пока город не захватили турки. В самой Турции, начиная с 1328/1329 гг., чеканилась мелкая серебряная монета акче (ахче), первоначально весом 1,2 г. В XVIII в. здесь начали выпускать новую монету под названием пара, но счет продолжали вести на акче. Серебряную монету акче чеканили в ХV—XVIII вв. и в Крымском ханстве, по той же весовой норме, как в Турции.

И все же первыми деньгами казахов был скот (мал). В обмен на скот казахи получали орудия труда, предметы быта, растительные продукты питания и т.д. Как уже говорилось, слово мал (скот) в казахском языке имеет еще значение “имущество, состояние, богатство”. В этом значении слово мал широко распространено во многих тюркских языках: в уйгурском, алтайском, шорском, хакасском (сагайский, койбальский, качинский диалекты), турецком, крымско-татарском, азербайджанском, киргизском, башкирском, караимском (луцкий, тракайский говора), чагатайском (староузбекском), сартском (узбекском), хивинском, туркменском мал — имущество, товар, скот; татарском мал — имущество, состояние, богатство, добро; якутском мал — вещь, вещи, имущество; чувашском мул/мол — деньги, клад, богатство, имущество.

Существует версия, что древне-тюркское слово мал  заимствовано из арабского языка (имущество, достояние). Версия, конечно, интересная, но наличие этого слова в восточно-тюркском, якутском языке (мал — вещь, вещи, имущество), а также в монгольских (монгольском, бурятском, калмыкском мал — скот),которые не входили в сферу влияния арабской культуры, свидетельствует об обратном. К тому же, как известно, скотоводческая лексика была заимствована монголами у тюрков при переходе их к кочевому скотоводству, очевидно, где-то в середине I тыс. н.э. Следовательно, слово мал исконно тюркское.

Домашний скот всегда был одним из товаров, выступавших в роли денег у казахов и у других тюркских народов. Кстати, скот в собирательном значении в татарском, башкирском и казахском языках — мал-туар, мал-тыуар, мал-тауар. Слово туар (скотина, скот) известно в крымско-татарском; табор (товар, имущество) — уйгурском, алтайском; товар (товар, имущество, домашние животные, преимущественно овцы — уйгурском, турецком, чагатайском (староузбекском); табаар (товар) — якутском; тавар (товар, все, что продается и покупается) — чувашском. В древнетюркском tabar/tavar употреблялось в значении добро, имущество, богатство.

Считается, что русское слово “товар”, украинское “товар” (товар, рогатый скот), болгарское “товар” (груз), сербскохорватское “товар”, словенское “towar”, польское “towar” было заимствовано из тюркского (тавар — имущество, скот). От него происходит и русское слово “товарищ”.

По мнению башкирского исследователя И.Акбулатова, в башкирском языке есть и другие денежные термины, а также конкретные названия денег љум, тин, тњѕкњ, ярмає. Интересно, что на башкирском “ярмає — самая мелкая медная монета с квадратным отверстием”. Под это определение подходит только китайская монета с квадратным отверстием в центре достоинством 1 цянь. Их отливали из бронзы до конца XIX в.

А вот термин ярмає зафиксирован Махмудом Кашгари (XI в.), в значении “деньги”. В уйгурских юридических документах ХII—ХIV вв. встречаются понятия altun jartmag (золотая монета) и satir jarmag (звонкая монета). С алтыном все понятно, а слово satir (сатыр) — мера веса, денежная единица соответствует согдийскому styr, происходящего от древнегреческой денежной единицы статер. Ярмак упоминается в поэме “Кисса-и Юсыф”, написанной булгарским поэтом Кул-Гали в 1212 г. В ней царь при покупке раба говорит продавцам:

Какую цену хотели бы, скажите!

Правда, золота нет при себе.

Имею быков, материю, атлас,

И несколько никудышных ярмаков.

Упоминаемый в поэме ярмак был медной монетой, весом приблизительно 7,0 г. и в переводе означает “рубленый”, “разменный”. Но, позднее, в XIII—XIV вв. ярмаком стали называть серебряный дирхем весом 1,36-1,52 г.

В тюркских языках ярмак/йармає имеет несколько значений: 1) деньги (киргизский, саларский, уйгурский, чагатайский); 2) монета (киргизский, уйгурский); 3) серебро; 4) цена, стоимость (саларский). В азербайджанском ярмаг — рассекать, колоть, расщеплять. Из тюркского оно проникло в мордовский, где словом ярмак называется монета.

Ярмак имеет общую основу с тюркскими словами йары — половина (крымско-татарский, турецкий); йарым — половина, пол- (алтайский, казахский, команский, караимский); йари/йарим — половина (чагатайский); йарум — половина (уйгурский); ярым — пол-, половина, полу-, ярыу — разбивать, раскалывать (башкирский); йарым — вполовину (киргизский, казахский); jarim/jarum — половина. Этимологию ярмак/йармає производят от глагола йар — раскалывать, блестеть, сиять.

Интересно, что слово ярмак или ермак переводится на русский язык как третий, третьяк. Кстати, покоритель Сибири Ермак Тимофеевич был третьим ребенком в семье. Заимствование этого тюркского слова, скорее всего, произошло в золотоордынское время вместе с другими словами денежной терминологии — алтын, пул, деньга, которые появились с вновь начавшейся чеканкой монет на Руси в конце XIV в.

Аналогии казахскому слову тенге - деньги, серебряная монета, рубль, встречаются в тюркских и монгольских языках: чагатайском танка — серебряная монета, достоинством 20 коп. (чагатайск.); телеутском диалекте алтайского танка — монета; чувашском тенкё/тенёк/тенк — серебряная монета (всякая вообще), рубль, серебряный рубль; калмыцком тенгн/тэнген — простая серебряная монета, монгольском тенге — серебряная монета; тњѕкњ у башкир  -  монета (серебряная),рубль, чешуя

Из тюркского оно проникло в финно-угорские языки: марийский (луговое наречие) тенге, (горное наречие) танга — рубль, монета; удмуртский танка, тэнкы, таньга — рубль, монета, мелкие деньги. С этим словом связано и древнерусское слово денга (серебряная монета, чеканка которой была начата в конце XIV в.), русское — деньга (полкопейки), получившее в дальнейшем собирательное значение — деньги. Из русского языка оно распространилось дальше на запад в Прибалтику: в финский — tenka, эстонский — teng/tenga/ting.

Существует версия, что название этой денежной единицы происходит от среднеперсидского dдnag, новоперсидского даник — монета, арабского даник, новосанскритского танка, означавшего в ряде стран Востока, в том числе в Средней Азии, 1/6 различных мер и весов. Греки называли  данака серебряную монету, позднее название было перенесено и на медную монету. Считается, что это название применялось к оболу Харона (плата за перевоз через реку Стикс, т.е. в загробный мир, хотя не надо забывать, что и в тюркской мифологии у подножия древа жизни Байтерек, существовала подобная река, за перевоз через которую также взималась плата). Вес серебряного аттического обола, равнявшегося 1/6 драхмы, составлял 0,73 г. В Персидской империи данака соответствовала греческому оболу.

В Золотой Орде денежно-весовая единица денке/даник появляется в период правления хана Берке (1257—1266 гг.). Она чеканилась из расчета 0,78 г. (1/6 мискаля в 4,68 г.) и два денке/даника равнялись 1 дирхему. Судя по надписям на монетах, счет на денке/даник получает широкое распространение в XIV в.

В начале XIV в. новая серебряная монета тенка приходит на смену дирхему в Средней Азии, где она получила широкое распространение в Хивинском и Кокандском ханствах, а в Бухаре и после присоединения к России (1865—1873 гг.). Последние бухарские монеты тенга были выпущены в 1920 г. в меди.

Использование монет в качестве подвесок в монистах и нагрудниках привело к тому, что этим же словом тэнке башкиры и татары стали называть рыбью чешую. Этому способствовал внешний вид этих небольших серебряных монет, действительно напоминающих рыбью чешую. О том, что это именно так, а не наоборот, свидетельствует общетюркское слово, обозначающее чешую — в татарском кабырчык, кабык, казахском кабыршак, киргизском кабырчык, каракалпакском кабыршак, тувинском казырык, хакасском хастырык, уйгурском касирик, якутском хатирык.

Интересно, что названиями других монет — пул, пуло и акче также стали называть чешую рыбы, но уже в азербайджанском, где пул — деньги, монета, чешуя рыбы, ахче — чешуя; и таджикском языках — пулакча — чешуя.

Очевидно созвучие денежного термина и слова рыба в тюркских языках. Так, в чувашском пула/пола — рыба; алтайском, шорском, хакасском (сагайский, койбальский, качинский диалекты), кюэрикинском диалекте чулымских татар, уйгурском палык — рыба; турецком, крымско-татарском, азербайджанском, команском, киргизском, хивинском, туркменском, караимском, якутском балык; башкирском балыє; узбекском балик — рыба; русском балык — вяленая часть осетровой рыбы (заимствовано из тюркских языков).

Известно, что  пул чеканили из меди ханы Золотой Орды в XIII—XV вв. На одной стороне монеты помещались год и место выпуска, на другой — изображения различных животных, птиц, цветов, предметов (кувшин, топор) или геометрических фигур. Вес монеты колебался от 1 до 2 г. Пулом называли и русскую медную монету, че­канившуюся в XV — начале XVI в. На них также обозначалось место чеканки — “пуло московское”. Кроме Москвы, пуло чеканили в Новгороде, Пскове, Твери и других крупных городах. 60-70 пул приравнивались 1 денге. Но чаще других изображений на монетах встречается изображение двуглавого орла, известной из древнетюркской мифологии как птица Симург или Самрук - символа власти. Впоследствии изображение этой птицы перекочевало и на гербы многих государств, в том числе России и Казахстана.

Что касается казахского слова тиын (копейка), то наиболее распространенная версия его происхождения от слова тиін— белка. Похожим словом называют копейку татары — тиен, башкиры -  тейен То же самое у финно-угорских народов: в марийском языке ур — белка, старинная денежка, копейка; кумыр/кумур — копейка (кум — три, ур — белка); мордовском (эрзя) ур — копейка, грош; коми ур — белка, копейка; куим ур — три белки, три копейки (на Ижме), копейка (на Верхней Вычегде); финском раља — деньги, шкурка, подать, дань, налог; эстонском раља — деньги.

Широкое распространение этого денежного термина вероятно происходит от местного населения Южного Урала,после присоединения к Русскому государству в ХVI—XVII вв. и обложения ясачным налогом, который исчислялся в денежном выражении, но принимался натурой в виде мехов пушных зверей.

1920 год- 100 теньгов (тенге)

В XIV в. на рынках Золотой Орды обращались серебряные слитки, имеющие своеобразную корытообразную форму, весом в 204,8 г. Их называли соммами или суммами. В кладах их находят вместе с серебряными дирхемами. Впервые слово сом встречается у Махмуда Кашгари (XI в.). Как сообщает Ибн-Батута, такими слитками — суммами — русские платили дань татарам. Другой средневековый автор — Флорентиец Франческо Пегалотти писал, что в городе Азак (Азов) можно было отдать такой слиток (сомма) на монетный двор для перечеканки в “ходячую” монету. Такой привилегией пользовались все желающие. Из сомма изготавливались 202 аспра (так флорентиец называл чеканившиеся в Азаке серебряные монеты), но заказчику монетный двор отдавал только 190 монет, остальные шли в доход монетного двора и на угар.

С денежной единицей  связано происхождение казахского слова сом (рубль). Слово сом/сум/љум в тюркских языках имеет несколько значений: 1) брус, кусок; 2) компактный; 3) необработанный, цельный массивный; 4) рубль. Судя по современным тюркским языкам, география сома/сума была велика. Причем везде так называют рубль: у киргизов сом, татар сум, башкир љум, чувашей сум/сом6.

Что интересно, в чувашском языке второе значение слова сум — счет, счет ниток в пряже. Отсюда производные слова: сума су — класть в счет, т.е. почитать, уважать; сумла — почитать, уважать; сумла — почетный, уважаемый; сумсар — бесчисленный, не пользующийся почетом, уважением. Чувашское сум (счет) соответствует тюркскому сан (число, счет), от которого происходят русские слова сан, сановник, осанка, приосаниться и т.д. Русское самчий (управляющий хозяйством), заимствовано из древнебулгарского языка (предполагаемая форма самчи) и связано с чувашским сум — число, счет; турецким, уйгурским, чагатайским, татарским, кыпчакским, казахским сан — число, счет, множество и башкирским љан — число, количество, численность, числительное; сама — мера, размер и татарским сама — капитал; состояние. Следует отметить, что похожее слово есть в венгерском языке — szат (число), которое связывают с древнебулгарским sат, древне-тюркским сан. Таким образом, сан/љан > сам (а) > сом/сум /љум.

Появление этого термина, безусловно, связано с периодом обращения золотоордынского сома. Серебряный слиток гривна весом около 204 г. являлся платежным средством и на Руси. В XIII в. он получил название рубль, а в конце XIV в. на его основе стали чеканить монету — денгу.

Во второй четверти XV в. обращение джучидских дирхемов в степях прекращается. В XV в. начинается проникновение в Казахстан русских денег.  В XVIII в. в связи с переводом ясачных людей на денежное обложение Казахстан включается в систему денежного обращения России. Впрочем, это уже другая история.

 

Оцените пост

12

Комментарии

0
В те времена казахов как таковых не было, хоть в казахах частично течет кровь тех народов, но они (народы населяющие эту территорию) не являлись казахами, а казахи не являются ими. На данном этапе казахи это результат геополитических и социальных процессов на данной территории, возможно через тысячу лет эту землю будут населять другие народы (если конечно Землю будут населять вообще какие-нибудь народы, с учетом вектора развития человечества). Для примера возьмем днк человека, сын может быть копией отца, но при этом он наследует днк отца и матери, т.к. человечество состоит из людей, народы мигрируют, взаимно истребляются, смешиваются, соответственно это применимо и к народам.
-8
Вы рассуждаете о народе и нации с точки зрения западного человека. Для любого казаха его национальная принадлежность определяется тем к какому роду относился его предок, а не тем как его называют в соседних государствах. И в этом смысле, ему не суть важно существовало на тот момент государство Казахстан или нет, с юридической (читай западной ) классификации. Употребляя термин "казах" я прежде всего имел ввиду родовую принадлежность: найман, керей, аргын и пр., но чтобы было понятней человеку неискушенному в подобных родоплеменных конструкциях я пользовался современной терминологией. Можно было бы использовать термин "тюрки", но тогда пришлось бы пользоваться оговорками тюрки-башкиры, тюрки-чуваши.
Показать комментарии