Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
1
01:33, 23 октября 2013

Кто бурится на Кок-жайляу

Кто является инициатором начала работ геодезистов на Кок-жайляу?

Ю. Шевцов, Алматы

Blog post image

Жайляу, ровные горные долины, которые в древности играли важнейшую роль в жизни кочевников, сегодня привлекают не только туристов, но и застройщиков. Острейшей дискуссией этого года стали споры вокруг проекта строительства горнолыжного курорта «Кокжайлау» в одноимённом урочище на территории Иле-Алатауского национального парка в окрестностях Алматы. Мы поднялись туда на лошадях, став участниками похода, организованного экосоюзом «Табигат» и гражданским движением "Защитим Кок-жайляу!"

Обычно на жайляу погружаешься в удивительный мир нетронутой природы. Среди великолепия альпийских лугов и еловых лесов кружат стрекозы, грызуны копают свои норки. Но нам открылась совсем другая картина - над горной долиной кружили вертолёты, а норы рыл КамАЗ с бурильной установкой. Увидев наши фотоаппараты, геодезисты выразили недовольство тем, что их снимают, завели машину и отъехали в дальнюю часть леса, очевидно, чтобы не мозолить глаза туристам. Ещё одну бригаду геодезистов мы встретили по дороге на жайляу, они проводили замеры для строительства автодороги и сказали, что делают это по заданию Алматинского акимата.

Blog post image

С одной стороны, есть документ, позволяющий им официально проводить эти работы. Нам удалось обнаружить разрешение от Иле-Алатауского нацпарка, выданное проектно-изыскательному институту «Промтранспроект». Оно предполагает проведение инженерно-геодезических работ по объекту «Автомобильная дорога к горнолыжному комплексу «Кокжайлау», в том числе и бурение геологических скважин. В документе указаны 4 автомобиля КамАЗ, а также по одному ГАЗ,  УАЗ и «Нива», которые будут использоваться. Но, с другой стороны, окончательное  решение по строительству горнолыжного комплекса ещё не принято. Не проведена полная оценка воздействия на окружающую среду. К тому же проект вступает в противоречие с казахстанским законодательством (Земельный, Водный, Лесной кодексы, Закон об особоохраняемых территориях).

Председатель экосоюза «Табигат» Мэлс Елеусизов, который на коне выехал навстречу вертолётам на Кок-жайляу, очень напоминал Дон Кихота. Но если не бороться с мельницами, они могут перемолоть весь национальный парк, как это уже произошло в Бутаковском ущелье и окрестностях Чимбулака. Густой смог, наблюдаемый с Кок-жайляу, говорит о  сильнейшем загрязнении атмосферы Алматы. Средняя концентрация формальдегида составляет 3,3 ПДК, диоксида азота – 2,9 ПДК. Споры вокруг Кок-жайляу – это ещё и борьба за свежий воздух, который обеспечивают прежде всего деревья.

Что необходимо Алматы после ураганов 2011 года, поваливших более 10 000 деревьев, после пожара на горе Мохнатка в 2012 году, аномальных алматинских снегопадов прошлой зимы, сломавших тысячи деревьев? Инициаторы проекта «Кокжайлау» убеждают, что нужно вырубить ещё 27 гектаров горных лесов и построить крупный горнолыжный курорт. Защитники природы убеждены в нерентабельности этого комплекса и его губительности для природы и экологии Алматы.

К сожалению, иностранным экспертам, участникам недавней конференции по развитию горнолыжных курортов, несмотря на наличие вертолётов, не показали ущелья Тургеня и Каскелена. Согласно масштабным международным исследованиям в конце 80-х годов, это единственные места в Заилийском Алатау, где можно построить горнолыжный комплекс мирового уровня. Его идею в то время активно поддерживал Нурсултан Назарбаев. Склоны Кок-жайляу тогда были признаны непригодными для создания конкурентоспособного комплекса. Вряд ли за это время угол наклона склонов заметно изменился в отличие от аппетита горных застройщиков.

Фото Олега БЕЛОВА

Аргументы и факты Казахстан, №43, 23.10.13

1
824
0